Свое предложение об отсрочке платежей по еврооблигациям Кабмин оформил 19 июля. На следующий день его единогласно поддержал бюджетный комитет парламента, после чего условия были представлены инвесторам.

«Инициатива Украины дополняет объявленное намерение наших международных партнеров в рамках G7 и Парижского клуба кредиторов приостановить для Украины выплату долга до конца 2023 г. с возможностью продления отсрочки еще на один год. Одной из целей операции по управлению государственным долгом Украины является обеспечение одинакового отношения как к официальным, так и коммерческим кредиторам», — говорится в комментарии Минфина.

В министерстве рассказывают, что накануне официального обращения к держателям наших евробондов прощупали почву и получили «четкие признаки поддержки как запроса на согласие относительно еврооблигаций, так и изменений условий ВВП-варрантов» от основных держателей наших бумаг — Amia Capital, BlackRock, Fidelity International (FIL) и Gemsstock.

Мы собрали ответы на главные вопросы вокруг предстоящей реструктуризации и выяснили, что говорят о ней лучшие эксперты страны.

Почему Украина попросила заморозить платежи

Пересмотр долговой политики — логичный шаг власти в нынешних условиях, когда затраты на войну растут, а бюджетные поступления сокращаются.

Как сообщил экономический советник президента Олег Устенко Financial Times, к настоящему времени дефицит госбюджета удвоился и достиг $9 млрд.

«Наши непокрытые потребности — около 5 млрд долларов ежемесячно», — уточнил министр финансов Сергей Марченко в эфире одного из телеканалов.

Именно столько, по его подсчетам, удастся сэкономить на время действия моратория на выплаты по нашим еврооблигациям в случае их двухлетней заморозки.

«Реструктуризация в данный момент является логичной. Когда у вас дефицит бюджета каждый месяц достигает $5 млрд, а полностью перекрыть его западной помощью не получается, то платить по долгам «буржуям» как-то не принято.

И тут не идет речи о недостойном поведении или потере доверия. Скорее бы инвесторы покрутили пальцем у виска, если бы Украина в текущей ситуации продолжила обслуживать свои долги как ни в чем не бывало, игнорируя дефицит бюджета и российские ракеты", — пишет инвестиционный банкир Сергей Фурса.

Какие альтернативные варианты были у Минфина

Реструктуризация наших обязательств — один из трех возможных вариантов, который был в распоряжении Минфина.

Второй — самостоятельно выкупить еврооблигации на просадке, что сразу бы сняло проблему обслуживания этого долга. В этом году по евробондам нам предстоит выплатить около $1,6 млрд (очередной период выплат — в сентябре), в следующем по графику — еще $2,9 млрд.

«Официальная поддержка Украины международными партнерами Украины беспрецедентно высока, новые кредиты очень длинные и дешевые. Поэтому использование небольшой части этих новых кредитов для обслуживания старых позволило бы избежать рисков дефолта», — говорит Тарас Котович, старший финансовый аналитик группы ICU.

Однако далеко не все считают этот вариант реалистичным.

«Наши евробонды уже упали в цене — где-то до 20% от номинала. Но, во-первых, на их выкуп все равно нет денег. Во-вторых, держатели не согласятся продать бумаги по нынешней рыночной цене», — поясняет Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital.

Третий вариант — объявить дефолт, полностью отказавшись от обслуживания долгов. Такое решение наблюдатели называют худшим из возможных.

«Списание долгов вместо их отсрочки гораздо сильнее вредит кредитной репутации заемщика», — поясняет Богдан Данилишин, председатель Совета НБУ.

После того, как Украина озвучила свою просьбу о заморозке платежей по евробондам, международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг нашей страны до преддефолтного. Это вряд ли повлияет на финансовую поддержку Украины международными партерами. Но вот объявление дефолта могло бы иметь такой эффект.

Именно поэтому, как считает большинство финансовых аналитиков, Украина выбрала «лайтовый вариант» решения долговой проблемы — реструктуризацию.

Что хотят реструктуризировать

По подсчетам Алексея Блинова, начальника аналитического отдела Альфа-Банка Украина, Минфин предлагает отсрочить выплаты по еврооблигациям общей стоимостью $21 млрд.

«В целом в периметр реструктуризации входит 13 выпусков суверенных еврооблигаций с погашением в 2022—2033 годах на сумму 19,5 млрд долларов, а также 2 выпуска гарантированных государством еврооблигаций на 1,5 млрд долларов (Укравтодор — 0,7 млрд. с погашением в 2028 году и Укрэнерго — 0,8 млрд долларов с погашением в 2026 году)», — уточняет он.

Реструктуризация наших ВВП-варрантов — предмет отдельных переговоров.

«На рынке их осталось на 2,6 млрд долларов по условной номинальной стоимости. Для них предложены более жесткие условия реструктуризации», — говорит Алексей Блинов.

Помимо этого правительству придется решать вопрос с бумагами Нафогаза (три выпуска с погашением в 2022—2026 годах суммарным номиналом $1,45 млрд долларов), по которым нет государственной гарантии и которые уже находятся в состоянии дефолта.

Государственные и гарантированные государством еврооблигации, входящие в периметр реструктуризации ($ млрд.)

Источники: Министерство финансов, Альфа-Банк Украина

Что предложили кредиторам

«Минфин подает условия в максимально дружественном ключе, делая все, чтобы реструктуризация считалась дружественной», — так характеризует предложение о реструктуризации выплат по евробондам Сергей Фурса.

Основная идея — заморозить все выплаты на 2 года.

Согласно предложению правительства:

  • сроки погашения всех 13 серий еврооблигаций будут продлены на 2 года (то есть до августа 2024);
  • купонные платежи, приходящиеся на следующие два года, отсрочиваются до конца действия 2-летнего периода;
  • по отсроченному доходу начисляются проценты в размере соответствующей договорной ставки к концу периода отсрочки;
  • Кабмин оставляет за собой право в случае улучшения экономической ситуации остановить отсрочку и выплатить проценты инвесторам.
  • если инвесторы не согласуют предложенные условия, правительство планирует воспользоваться льготным периодом для осуществления соответствующих платежей (как правило, 30 дней).

Помимо этого есть еще одно важное условие, которое поможет склонить инвесторов принять предложение Кабмина: на сумму основного процентного дохода будет начисляться дополнительный по ставкам, предусмотренным в условиях выпуска соответствующих облигаций (дополнительный процентный доход).

Изменения, которые предложено внести в текущие условия украинских ВВП-варрантов, озвучил заместитель председателя Комитета В Р по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк:

  • выплаты в 2023 году (когда их сумма рассчитывается на основе показателей роста ВВП в 2021 году), отсрочиваются на 2 года со ставкой 7,75% в период отсрочки;
  • ограничения на выплаты уменьшаются с 1% до 0,5% от ВВП только в 2025 году (когда сумма выплат рассчитывается на базе показателей роста ВВП в 2023 году).
  • Украина получит возможность выкупить/отменить бумаги полностью или частично по их стоимости в период с августа 2024 г по август 2027 г.;
  • срок обращения ВВП-варрантов будет продлен на 1 год до 2041 года (таким образом, последний отчетный год для выплат будет 2039 г).

«Для того, чтобы предложение Украины было принято, достаточно будет согласия 2/3 держателей всех бумаг вместе и, как минимум, половины по каждому из выпусков, при условии, что против такого соглашения будет меньше четверти держателей каждой бумаги», — говорит Александр Паращий.

По информации Интерфакс-Украина, владельцы ВВП-варрантов должны определиться по поводу голосования до вечера 5 августа включительно, а по еврооблигациям — до вечера 9 августа.

Что получит в случае реструктуризации Украина

В случае позитивного решения кредиторов Украина получит всего лишь передышку, но не решение проблемы.

«Предложенная 2-летняя отсрочка будет означать отсутствие до сентября 2024 года платежей на сумму 5,9 млрд долларов (3 млрд долларов на погашение еврооблигаций и почти 3 млрд долларов в виде процентов). А пики платежей 2024 и 2026 станут пиками 2026 и 2028 соответственно.

То есть в таком случае в сентябре 2024 года после завершения долговой паузы придется гасить выпуск на 0,9 млрд долларов, а не на более чем 2,1 млрд долларов, что перенесется на 2026 год. Но это в случае полного согласия кредиторов с предложенными условиями", — поясняет Алексей Блинов.

Более того, за такую передышку нашей стране придется заплатить дополнительно -те самые проценты на проценты.

По подсчетам Александра Паращия, начисленные проценты увеличат сумму госдолга по сравнению с нынешней на 3,3%.

«По моим оценкам, выплаты увеличатся на сумму в пределах $150−200 млн. Однако эту сумму дополнительных процентов правительство предлагает не выплачивать одномоментно в конце срока, а оформить в виде дополнительных еврооблигаций, которые будут погашаться в дальнейшем одновременно с облигациями основного долга.

Вместе с тем, выплаты кредиторам по обслуживанию отсроченного долга суммарно ограничиваются суммой в $3 млрд (совместно для всех облигаций в долларе) и 300 млн евро (для всех облигаций в евро)", — подсчитал для «Минфина» Богдан Данилишин.

Что будет дальше

Отсрочка выплат по евробондам — первый, но не единственный шаг, который придется сделать правительству для решения долговой проблемы.

По подсчетам Тараса Котовича, соотношение госдолга к ВВП Украины уже к концу этого года может приблизиться к 100%. При этом еврооблигации составляли всего 20% от общей суммы госдолга в конце 2021 года, и эта доля снизится до 15% в конце 2022 года.

«Реструктуризация небольшой части госдолга не решает проблему с высокой долговой нагрузкой Украины. После завершения моратория на выплаты, когда будет больше ясности о состоянии послевоенной экономики, правительство, вероятно, снова инициирует переговоры о новых условиях по еврооблигациям», — считает он.

«Пока Украина демонстрирует добрую волю договориться с кредиторами на адекватных условиях, ожидая улучшения ситуации в следующем году. Под такие ожидания, в том числе, Украина получает льготные кредиты и донорскую помощь от Запада. Если такие ожидания не оправдаются, возможно в будущем будут предложены другие условия», — дополняет коллегу Александр Паращий.

Во всяком случае, все понимают, что главный приоритет сейчас — выиграть войну.

«Получение отсрочки на уплату долга упрощает эту задачу. Через два года будем принимать решения по ситуации. При благоприятном течении событий на фронте и надежной поддержке партнеров Украина сможет найти ресурсы. Напомню, что в настоящее время в мире арестовано около $350 млрд официальных внешних активов страны-агрессора», — резюмирует Богдан Данилишин.