Руководство страны было крайне заинтересовано как можно быстрее собрать представителей мирового финансового истеблишмента. «Конференция с партнерами в Лугано в первую очередь о том, как нам получить больше ресурсов уже сейчас, чтобы выиграть войну», — пояснил Ярослав Железняк, заместитель главы комитета ВР по финансам, налоговой и таможенной политике.

По слова депутата, каждый месяц только на оборону нам приходится тратить более 130 млрд грн. Для сравнения: до войны ежемесячные расходы казны не превышали 125 млрд грн.

И это при том, что внутренние поступления продолжают сокращаться. По информации премьера Дениса Шмыгаля, ежемесячно на расходные статьи бюджета приходится выделять 250 млрд грн, а налоговые и таможенные поступления составляют только 70−100 млрд грн. Объемы внутренних заимствований стремительно сокращаются, а НБУ предупреждает об угрозе наполнения казны за счет работы печатного станка и предлагает искать другие варианты покрытия дефицита.

Единственной альтернативой пока остаются средства западных кредиторов и доноров.

Исходя из слов премьера, из обещанной международной помощи нам осталось выбрать $19 млрд. Сумма выглядит довольно внушительно. Но если покрывать за счет нее кассовые разрыва казны, то ее хватит лишь до конце октября.

«Т.е. даже до конца года нам надо на 10 млрд больше. … лучший способ их получить — показать прогресс в реформах, план развития страны на сейчас и после нашей победы и наработать совместные с партнерами механизмы восстановления. Как и контроля за восстановлением. В общем, объяснить, почему „как раньше“ уже не будет, а будет лучше», — говорит Ярослав Железняк.

Представители власти говорят, что им удалось добиться поставленных целей. Во всяком случае, что касается текущего финансирования. Как сообщил глава правительства, комментируя итоги конференции в Лугано, нашим переговорщикам удалось договориться о выделении Украине еще $1,9 млрд. Впрочем, освоение $500 млн из них выгодно и Западу, поскольку пойдет на аграрный сектор, в частности, сохранение собранного урожая и улучшение логистики.

Другой вопрос, удалось ли нашим властям заинтересовать Запад в наших планах на будущее, и, что не менее важно, заставить поверить, что «как раньше» действительно не будет?

Украинский «план Маршалла»: планшеты для депутатов и производство сиропов

Представленный в Швейцарии план выглядит довольно внушительно — 24 «тома», над которыми, по информации правительства, работало 2500 человек (в том числе и иностранных консультантов). При этом написан он был в рекордно короткие сроки: Нацрада восстановления подготовила план всего за 6 недель.

План рассчитан на десять лет и включает в себя 15 национальных программ, которые охватывают практически все сферы — от обороны и безопасности и «зеленой энергетики» до модернизации социальной инфраструктуры и улучшения бизнес-климата.

Первый этап, который начнется уже со следующего года (2023−2025гг.), предполагает реализацию 580 проектов общей стоимостью $350 млрд. Второй (2026−2032гг.) — воплощение в жизнь еще 270 проектов на $400 млрд. Т. е. всего Украина планирует потратить на свой план восстановления $750 млрд или почти 4 отечественных ВВП (наша страна завершила 2021 год с самым высоким долларовым ВВП за всю историю — около $195 млрд.).

Впрочем, такая масштабность охвата отнюдь не является признаком высокого качества плана. Сейчас у Украины есть уникальная возможность за счет международных кредитов, а главное — инвестиций, не просто восстановить экономику, а вывести ее на качественно новый уровень.

Но для этого нужно четко определить конечную цель. И это не показатели прибавки ВВП или мест в международных рейтингах (заявленные цели плана — рост ВВП свыше 7%, топ-25 по Economic complexity index, топ-25 World Bank Human Capital index). А, например, место Украины в международном распределении труда и цепочках поставок.

Вместо этого Западу представили план, который мог появиться и до войны, и десять лет назад, если судить, например, по ключевым секторам экономики, на которых делается особый упор. Среди них снова называются металлургия и сельское хозяйство.

«План обновления Украины является, по сути дела, набором пожеланий всех государственных структур, местных органов власти, а также всех тех лоббистов, которые сумели донести свои предложения до тех, кто сидел на своде данного документа. Это план сохранения доминации Государства в экономике Украины навсегда… Это план укрепления номенклатурно-силовых группировок… Это план лишения Украины статуса нового Запада», — считает Ярослав Романчук, руководитель экономических реформ Офиса простых решений и результатов.

Например, среди проектов, которые будут реализованы уже в ближайшие годы, — создание экологического веб портала «ЭкоСистема», строительство 7,5 тысяч лесных дорог, развитие переработки крахмала, производство сиропов и мебели, а также поддержка сети инновационных хабов, акселераторов, инкубаторов и прочих платформ.

Возможно, это действительно важные проекты, но точно не те, на которые страна должна тратить кредитные средства в первые годы восстановления. Не говоря уже о том, что разработчики нашего «плана Маршалла» не постеснялись включить в него пункты о «мощных стационарных компьютерах работникам Аппарата» и оборудовании «мобильного рабочего места депутата (планшет/ноутбук)».

Возможно, в том числе и поэтому, как пишет Валерий Пекарь, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы, «фактически не произошло сближения позиций между украинскими властями и международными партнерами».

«Последние ожидали четкий план действий и прозрачную архитектуру системы финансирования, но им предложили лишь определенные подходы и принципы. От украинской стороны ожидали ответ на главный вопрос: как все это будет работать? Его пока нет. (Впрочем, какие-то документы сейчас опубликованы в открытом доступе, и прямо в ходе конференции друзья из общественных организаций показали мне там пару строчек, где миллиарды уже были расписаны на Коломойского.)», — поясняет далее он.

Самым большим проколом эксперты считают то, что из основной рамки обсуждения выпали инвестиции и такие важные для Запада вещи, как либерализация экономики, экономическая свобода и защита прав инвесторов. Без этого рассчитывать на широкие инвестиции не приходится, а выплывать на одних кредитах — не получится.

О чем еще можно говорить, если в раздел нацпрограммы «Обеспечение благоприятной бизнес-среды» попал пункт «Трансформация налоговой службы в организацию, которая обеспечивает соблюдение норм законодательства и сервис-ориентированную». Иными словами, все предыдущие заявления представителей власти о том, что реформа налоговой (на которую кстати, были потрачены миллионы западных средств) наконец преобразила ее в сервис-ориентированную службу, были, мягко говоря, неправдой.

Реакция Запада

Потенциальные доноры и кредиторы однозначно заявили, что будут и дальше помогать Украине, в том числе и в послевоенном восстановлении. И это еще одна хорошая новость, которую привезла наша делегация из Лугано. Других вариантов вряд ли стоило ожидать.

Во-первых, и для самой Европы в будущем будет крайне опасно соседство с разрушенной войной страной. Во-вторых, мир заинтересован в восстановлении нашей экономики, которая, как и прежде, будет поставлять на международные рынки сельскохозяйственную продукцию и металл.

Однако Запад не мог не заметить высоких коррупционных рисков, которые таятся в представленном плане, и то обстоятельство, что теме борьбы с коррупцией наша делегация уделила ничтожно малое внимание.

В том числе и поэтому на конференции не удалось решить один из главных вопросов — кто будет контролировать распределение и освоение денег. Украина предложила свой вариант, у Европейской комиссии оказалось совершенно иное видение, а Мировой банк имеет свою концепцию.

Очевидно, что Запад не спешит передавать управление финансовыми потоками Украине. А в Европе уже разворачивается своя борьба за такое кураторство. Например, еще до начала конференции вице-премьер-министр Польши, министр государственных активов Яцек Сасин заявил: его страна хочет, чтобы главный офис международного фонда, который создает ООН для поддержки восстановления Украины, размещался в Варшаве.

Некоторые страны напрямую высказали свое желание взять под опеку восстановление отдельных украинских регионов. И соответствующее финансирование они, скорее всего, тоже не захотят передавать нашим чиновникам. Например, Великобритания согласилась поддержать восстановление Киева и области,Дания — Николаевской области, страны Балтии — Житомирской. Эти же идеи были озвучены и на швейцарской конференции.

«Идея прямого привлечения разных стран и городов для восстановления конкретных регионов и городов Украины — очень хорошая. Мы с Ukrainian American House работаем в таком формате уже несколько лет. Однако удивляет, что вообще не было сказано, по каким принципам это все будет происходить. Некоторые главы ОГА лично написали мне в Лугано, спрашивая почему за их регион будет отвечать та или иная страна. У меня нет ответа», — рассказывает Роман Шеремета, ректор Американского университета в Киеве.

Ответы на эти и другие вопросы будут искать уже осенью, во время следующего крупного форума, посвященного послевоенному восстановлению Украины. Проведение большой конференции для доноров Украины анонсировали президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен и канцлер Германии Олаф Шольц. В следующем году «украинскую» конференцию будет принимать Великобритания.