Почему нулевое декларирование — не для богатых

Если условно разделить население Украины по уровню благосостояния и проанализировать нацеленность налоговой амнистии на каждую группу, то первым, кого мы отбросим из «потенциально-амнистируемых» — бедные люди. У бедных просто нет активов, приобретенных за счет уклонения от уплаты налогов. И денег, которыми могли бы оплатить «дополнительный налог» — тоже нет.

Следующая группа, которую мы отбросим — богатые люди. Исключим мы их по двум причинам. Во-первых, пожалуй, большинство богатых в нашей стране каким-то образом связаны (или были когда-то связаны) с политикой. А в статье 3 законопроекта № 5153 указано:

«Декларантами також не можуть бути особи, які за будь-який рік, починаючи з 1 січня 2005 року, подавали або мають подавати декларації відповідно до законів, що визначають чи визначали правові та організаційні засади у сфері запобігання корупції (крім тих, які претендували або претендують на зайняття посад, перебування на яких вимагає чи вимагало від особи подання відповідної декларації, та не були призначені або обрані на відповідні посади)».

Список лиц, которые должны были подавать е-декларации (сфера предотвращения коррупции), достаточно большой. И многие, очень многие, богатые люди в него сегодня входят, или же входили когда-то.

Во-вторых, нужно признать беспочвенность надежд сторонников идеи «Вот сейчас как выведут все деньги из офшоров! Как амнистируют! Бюджет наполнится — и заживем!».

Как правило, богатые люди работают («выводят деньги») через юридические лица, корпорации, компании. Деньги на всех этих офшорных счетах (обычно) принадлежат именно юрлицам.

Читайте также: Налоговая амнистия: сдаваться или нет

Конечно, есть счета/деньги и у физических лиц, но их немного, в сравнении с деньгами компаний. Такая же ситуация и с другими активами (не деньгами). Яхты и виллы — очень часто — являются собственностью юридических лиц (а также трастов и прочих «образований, не являющихся юридическими лицами»), но отнюдь не отдельных граждан. А в рассматриваемом законопроекте идет речь об активах, которые являются собственностью исключительно физических лиц.

К тому же, чтобы была «амнистия», человек должен совершить правонарушение — не заплатить налоги. И это правонарушение (или преступление) он должен совершить самостоятельно, лично. Но от налога на прибыль (корпоративного налога) уклоняются юридические лица.

И судят (в нашей стране) за уклонение от налогов вовсе не бенефициарных собственников, а «должностных лиц» (директора и бухгалтера), которые — в крупном бизнесе — вовсе не являются собственниками. Так что в «офшорных бизнесах» физлицо-конечный бенефициар крайне редко сможет быть субъектом налоговой амнистии (в Украине).

Последствия для представителей «среднего класса»

В Украине он немногочисленный, но есть. Итак, у нас в средний класс входят: ФОПы, ТОПы, супер-специалисты (как правило, получающие деньги в конверте), владельцы небольших бизнесов, новая элита — айтишники и, пожалуй, заробитчане. Разделим их, для удобства анализа, на 4 группы.

Первая группа — те, кто получал деньги «чистые», полностью налогообложенные. Это — часть ФОПов, например, единоналожники 3-ей группы, работающих по безналу, часть ТОПов, работающих в иностранных фирмах, в «богатых» госструктурах и некоторые другие.

Для попавших в эту группу особых рисков нет. Единственное, о чем им целесообразно позаботиться — это собрать справки и прочие доказательства полученных ранее доходов. Составить свое досье: вот это была получена зарплата от налогового агента, вот это — полученный гонорар. Эта бумажка — подтверждает факт продажи дома (и вот он, этот доход, отражен в декларации) и т. д.

Есть, конечно, нюансы и для этой группы. Например, в законопроекте как-то совсем не сказано, что человек имеет право подтвердить ранее налогобложенные доходы…

Может оказаться, что налоговики будут настаивать на том, что законопроектом 5153 установлен «исчерпывающий перечень» активов, которые могут принадлежать человеку «честно» (тот самый перечень, приведенный в статье 10: квартира или дом, авто, 400 тысяч денег, немного земли).

Ну и с недвижимостью, приобретенной за рубежом, — тоже не все ясно. Вполне могут быть «интересности».

Вторая группа — часть ТОПов и супер-специалистов, получающих значительную часть зарплаты «в конвертах».

Читайте также: Налоговая амнистия. Новации президентских законопроектов

Нужно ли им декларироваться? — ответ неоднозначен. Но однозначно целесообразно оценить риски. Ведь после налоговой амнистии очень логичным является внедрение контроля расходов и «непрямых методов» поиска скрытых доходов. Именно установление «нулевой точки», от которой будут считать «плюс доходы — минус расходы», по моему мнению, и является основной целью налоговой амнистии. А где будет находиться нулевая точка — ясно уже сегодня. Это пресловутые «1 дом/квартира, 1 авто, 400 тысяч гривен» (из статьи 10 законопроекта).

Третья группа — условно назовем ее «уклонисты» — это часть ФОПов, скрывавших свою выручку и, как результат, не доплачивающих налоги. Большая часть айтишников, получающая зарплату как ФОП на ЕН, или же в биткоинах и прочих псевдо-деньгах.

Для этой группы советы те же, что и для второй — думать, оценивать риски. Айтишники, получающие зарплату в виде «вознаграждения ФОПа-единщика», — почти без рисков. Как правило, взаимоотношения таких айтишников с налоговиками (декларирование, своевременная уплата налогов и т. п.) ведет специально нанятый бухгалтер. У них все чисто/конкретно/налогообложено льготной 5%ной ставкой единого налога.

Единственное «но»: айтишники — умные и талантливые, но немножко оторванные от мира и от украинских реалий. Они очень искренне удивлялись проводимым на их фирмах обыскам (к которым давно привык «обычный/неайтишный бизнес»).

К счастью, в таких компаниях укоренилась правильная привычка — решать все юридические проблемы (и проблемы с контролирующими органами) с помощью адвокатов. В случае с амнистией нужно придерживаться такого же подхода.

Четвертая группа — заробитчане. Они, очень часто были официально оформлены (обычно — на краткосрочных контрактах), платили налоги (в той же Польше), привозили деньги в Украину. Т. е., вполне вписываются в общую картинку декларанта: есть активы, налоги (в Украине) не уплачены.

Для этой группы есть тоже свои нюансы. Пожалуй, основной лежит в плоскости «а был ли заробитчанин налоговым резидентом Украины, когда ездил на заработки в ту же Польшу?». Довольно часто заробитчанин оставался именно украинским налоговым резидентом.

А это означает, что он должен был подавать декларацию в Украине, и к этой декларации прикладывать справки об уплате налогов из польской налоговой. Но такого никто не делал. И это чревато финансовыми потерями (доначисления налогов, штрафы). К сожалению, у заробитчан, в отличие от тех же айтишников, нет привычки советоваться с адвокатами и налоговыми консультантами. И именно для четвертой группы можно ожидать массовость случаев «неожиданных болезненных проблем», как для граждан, не уплативших своевременно налог на доходы физических лиц.

Есть еще и другие категории — те же артисты, зарабатывающие на корпоративах. Врачи и адвокаты, традиционно не декларирующие свои высокие гонорары. Для каждого из них могут быть свои нюансы. Поэтому совет для них тот же — тщательно изучить закон об амнистии (когда будет окончательный вариант), сформулировать вопросы, проконсультироваться со специалистом. И принять верное решение.