О состоянии экономики на этом фоне, курсе гривни и конфликтах вокруг государственных банков в интервью Экономической правде рассказала министр финансов Оксана Маркарова. «Минфин» приводит ключевые тезисы.

О системе налогообложения

Улучшение администрирования и тотальная электронизация услуг — это один из наших приоритетов.

Мы много сделали для электронного кабинета налогоплательщика, но он пока полноценно не работает. После того, как сделаем реформу администрирования, а новые службы начнут действовать, мы увидим, где и как у нас работает законодательство.

Нельзя сказать, что у нас безнадежно запутанное налоговое законодательство. Нет, оно понятное, но администрирование и неравенство подходов к налогообложению порождают постоянные разговоры о том, что у нас проблемы с налоговым законодательством. Когда мы решим проблему администрирования налогов, то сможем по-другому посмотреть на налоговое законодательство.

Станет понятной настоящая налоговая база. После запуска работы Бюро финансовых расследований конкретизируется доля теневой экономики.

О кредитах и инвестициях

Мы активизируем сотрудничество с международными партнерами и кредиторами. Наша долговая политика преследует несколько целей: снизить долю государственного долга к ВВП, продлить его во времени и снизить его стоимость. Во всех этих направлениях у нас есть заметные успехи.

Более длинный и дешевый ресурс мы можем получить у наших официальных кредиторов: Мирового банка, ЕС, ЕБРР и других. Недавно мы с ЕБРР побили рекорд: за десять месяцев 2019 года ЕБРР профинансировал проектов на 1 млрд евро.

Если мы продолжим такими темпами, то по итогам 2019 года Украина сможет стать страной №1 по операциям ЕБРР. Сейчас это Турция.

Инвестиции всегда заходят волнами. Первая волна — это портфельные инвесторы, которые, как правило, заходят только в государственные ценные бумаги. Благодаря открытию Clearstream нам удалось обеспечить простые условия для инвестирования со стороны нерезидентов. В 2019 году $4 млрд зашли от них именно в ОВГЗ.

Покупай ОВГЗ и получи до 16% годовых и бонус от «Минфина»

Более того, мы смогли направить этот капитал в долгосрочные инструменты со сроком погашения два-три года. Из них 33,9 млрд грн, эквивалент $1,4 млрд, вообще зашли в так называемую «длинную пятерку» (срок обращения 2 086 дней).

Кроме того, наша «длинная пятерка» может быть включена в индекс GP Morgan. Когда это случится, в наши бумаги смогут вкладывать те инвесторы, которые инвестируют средства в индексные бумаги и которые еще не инвестировали в Украину. Практически инвестиционные фонды должны будут иметь наши бумаги в своем портфеле, чтобы дальше работать.

Вторая волна притока капитала, которую мы видим сейчас, — это ускоренное инвестирование от институтов development finance: EBRD, IFC, Европейский инвестиционный банк, KfW.

Их условия кредитования более привлекательные, чем обычные коммерческие. Эти организации не боятся заходить в Украину. Они готовы инвестировать в бизнес, который, возможно, не имеет аудированных отчетов за три года, но который готов пройти качественную трансформацию.

Третья волна инвестиций — это инвестиции в реальный сектор. На этой волне приходят стратеги, крутые инвесторы, которые вкладывают в производство, сервис и услуги. Это тот двигатель, который даст нам возможность быстро расти.

Эту волну надо ускорять. Все идет по плану. Наши ориентиры и планы не изменились, но их реализация очень сильно ускорилась. У нас турборежим работы не только в Верховной Раде, но и в Кабмине.

О сотрудничестве с МВФ

У нас полноценно начался новый политический цикл. У нас новые президент, Верховная Рада, правительство. Текущая программа stand-by — это программа-мостик, которая должна была действовать до завершения формирования нового правительства. Ранее мы предполагали, что новое правительство будет сформировано до конца года, и это произошло быстрее.

Выборы состоялись досрочно, поэтому досрочно возникла необходимость программу сотрудничества с МВФ заменить на новую, долгосрочную. Мы сейчас обсуждаем трехлетнюю. Эта программа тоже будет базироваться на приоритетах нашего правительства — сохранении макроэкономической стабильности и усилении экономического роста.

Выполнение предыдущих программ Украина прерывала сразу после получения первого транша, буквально на старте программы, а я хочу, чтобы эта программа была последней нашей программой с МВФ в положительном смысле этого слова.

Все страны, которые пользовались программами МВФ, проходили путь реформ и выходили на такой уровень экономического развития, на котором уже не нуждались в средствах МВФ. Мы прорабатываем проект меморандума. Двигаемся быстро.

Читайте также: Решение МВФ: Украина готова к прекращению программы

О Приватбанке

Влияние банковского сектора на общую макроэкономическую и фискальную ситуацию очень велико. Когда банк был национализирован, Министерство финансов докапитализировало его 155,3 млрд грн. Конечно, это огромная цифра. Это дополнительные 155,3 млрд грн нашей долговой нагрузки.

Любые обратные движения с Приватбанком не соответствуют нашим стратегическим планам как в долговом, так и в банковском направлениях. По банку у нас четкая стратегия: мы его развиваем как государственный банк, минимизируем потери государства от докапитализации и в будущем возвращаем путем прозрачной приватизации.

О набсоветах госбанков

Кандидатов в наблюдательные советы Ощадбанка и Укрэксимбанка выбирали лучшие HR-компании. Они проверяли кандидатов на предмет конфликтов интересов, других критериев и выбрали лучших из нашего short list. НБУ не согласовал пятерых кандидатов в наблюдательный совет Ощадбанка и двух — Укрэксимбанка.

Вопрос в чем? У нас может быть своя точка зрения по некоторым из этих кандидатов, но у Национального банка есть свои полномочия. К сожалению, когда Нацбанк не согласовывает кандидатов, у нас нет возможности продолжать дискуссию. Мы можем лишь перезапустить процесс отбора и отобрать новых кандидатов.

Именно это мы и сделали. Мы прекратили полномочия членов, которые не были согласованы Нацбанком, и в ближайшее время перезапустим этот отбор.

Наблюдательные советы точно будут сформированы до конца 2019 года.

О перспективах экономики

За неполные два месяца работы Верховная Рада приняла много важных реформ, которые будут иметь влияние на экономический рост. Это законы о концессиях, о приватизации, о выравнивании правил игры на таможне, о создании уполномоченных экономических операторов, об общем режиме транзита.

Понятно, что все эти вещи будут имплементироваться в течение года, но все они в среднесрочной перспективе серьезно повлияют на экономический рост.

Макропрогноз отреагирует на принятые решения не завтра. Это займет определенное время, однако не так много, как это бы заняло несколько лет назад. На самом деле ожидания относительно Украины положительные. В последнем World economic outlook МВФ мы видим: несмотря на то, что глобальная экономика будет замедляться, МВФ и Всемирный банк улучшили свои макроэкономические прогнозы относительно Украины.

Рост ВВП на 5-7% в год — наша цель. Она амбициозная, но достижимая. Однако бюджет не может рассчитываться исходя из цели, он рассчитывается исходя из макропрогноза.

Читайте также: Гончарук рассказал, благодаря чему экономика вырастет на 40%

Макропрогноз — это то, что мы видим сегодня. Я уверена: если мы продолжим двигаться по нашему плану, мы увидим больший рост. На самом деле реальный рост экономики — это важно, но для бюджета важен весь набор показателей. Это и номинальный ВВП, и инфляция, и потребление...

Там будет и показатель курса гривны. Мы уже видим, что курс будет более крепкий. Укрепление курса — не краткосрочная тенденция. Это также новая реальность.

О субсидиях

Расходы на субсидии в последние три года уменьшаются. В первый год повышения тарифов на газ было очень важно понять, какое количество людей будет нуждаться в субсидиях, поэтому программа была щедрой, а критерии для их получения — минимальными. Тогда было важно быстро отреагировать на повышение тарифов, оказать поддержку всем людям, которые в ней нуждаются.

За годы мониторинга и верификации мы увидели, что, к сожалению, субсидии получали не только те, кто в них нуждается, но и достаточно много людей, которые живут в огромных квартирах и делают дорогие покупки.

Субсидия — это помощь. Это не компенсатор цены на газ. Это помощь тем, кто не может заплатить рыночную цену за топливо. Если сравнить с другими странами, наши критерии в отношении субсидий довольно щедры, с точки зрения размера жилой площади.

Из года в год программа субсидий требует меньше денег, при этом все, кто нуждаются в субсидиях, их получают. Почему сумма уменьшается? Растут реальные доходы населения, и введенные в 2018 году критерии таргетируют субсидиантов.

О пенсиях

Трансферт госбюджета в пенсионный фонд увеличивается. Конечно, Минфин проверяет расчеты, но это вопрос главных распорядителей и их ответственность. Когда недавно обсуждался трансферт госбюджета Пенсионному фонду, он составлял 141,3 млрд грн. У нас была цель продержаться на этом уровне три года.

Потом этот трансферт должен был постепенно уменьшаться, и через некоторое время мы планировали выйти на бездефицитный ПФ. Этого не произошло по двум причинам.

Первая — доходы фонда не растут такими опережающими темпами, которые бы позволили уменьшить трансферт. Вторая — у нас появились дополнительные расходы, связанные, в частности, с повышением пенсий военным пенсионерам.

Читайте также: ВР приняла верификацию пенсий и субсидий

Социальные расходы на пенсии государство должно обеспечить независимо от того, какой у нас теневой сектор и как хорошо мы собираем ЕСВ. Мы увеличили расходы и теперь расплачиваемся за это. Мы не можем их не выплатить. На 2020 год мы заложили реалистичную цифру, поданную Минсоцполитики, — 172,6 млрд грн.