Ситуация обострилась еще перед Новым годом: 20 декабря американскую валюту на межбанке продавали по 26,52 грн, а 29 числа – уже по 27,20. Наличный рынок к такому скачку готовился давно. С середины ноября на черном рынке доллар продают не дешевле 27. Тогда же этот уровень стали тестировать и банки.

От чего зависит курс банковских обменников? Если черный рынок реагирует на скачки межбанковских котировок более резко (спекулятивный момент никто не отменял), то банки лучше отображают общий тренд.

За последние три месяца динамика курса продажи доллара на трех основных рынках (межбанк+черный рынок+банковские обменники) была такой:

Источник: «Минфин»

Черный рынок и обменники оторвались от межбанка почти синхронно. Резких перепадов в банках почти не было, что можно понять: после смягчения ряда ограничений у банков появился шанс перетянуть на себя основной спрос населения на наличную валюту. В первую очередь речь идет об отмене 2% пенсионного сбора с покупки валюты, который убрали перед Новым годом, и во вторую - о повышении дневного лимита на покупку валюты до 12 тыс гривен (до этого было 6), что НБУ сделал еще летом.

Ключевая позиция

Для финучреждений это большой плюс в борьбе за розничного покупателя. Населению проще и безопаснее покупать валюту в отделениях банков (пусть и с небольшой наценкой), а не на черном рынке. Летом прошлого года, когда ситуация с курсом в целом была стабильна, чтобы привлечь клиентов, дельцы черного рынка опустили курс ниже уровня межбанка. Для наших условий - это вообще беспрецедентный случай. Банковские обменники тогда тоже сильно снизили свои котировки, но все же старались держаться выше показателей межбанка.

Выглядело это так:

Источник: «Минфин»

Сейчас банки острее конкурируют с черным рынком за клиента. Возможностей для этого у банкиров после отмены пенсионного сбора стало больше, а ограничений в плане «высоты» цены – меньше. По словам начальника сектора продаж казначейских продуктов ОТП Банка Александра Воробья, определяя свои розничные курсы, банки не особо ориентируются на котировки межбанка. «Согласно действующему законодательству движение валюты с безналичного рынка в кассы банков ограничено. Банк может купить через кассу валюту у клиентов или продать ее. Но возможности подкреплять кассы поступлениями с межбанковского безналичного рынка у них практически нет» – говорит он.

Тем не менее межбанк прямо влияет на розничный курс. Но не котировками. Для розничного курса ключевое значение имеет валютная позиция банка и ее себестоимость для финучреждения.«Наличный курс валюты в меньшей мере зависит от межбанковского курса, хотя в определенные периоды коррелирует с ним. Основное влияние на котировки оказывает фактический спрос и объемы проводимых операций самим банком» - рассказывает Татьяна Попович из блока «рынки капитала» Альфа-Банка Украина.

«Объемы проводимых операций» (в пределах собственных средств банка) - это и есть та самая валютная позиция. Банки не могут просто так покупать и продавать валюту – НБУ установил жестко ограничивает их в этом в зависимости от регулятивного капитала.

Причина - операции с валютой считаются высокорисковыми из-за непредсказуемости и сравнительно большой волатильности рынка. И главное здесь то, что занимаясь торговыми операциями, банк использует свои деньги лишь отчасти. В основном это – привлеченные ресурсы. Максимум, на который может рассчитывать банк, планируя любые торговые операции на валютном рынке (он же «лимит общей открытой валютной позиции») – 1% от регулятивного капитала.

Грубо, если банк купил у кого-либо валюту – он открыл короткую валютную позицию. Если продал – открыл длинную. Когда гривневые эквиваленты этих операций совпадают, позиция считается закрытой, если нет – открытой. Лимит открытой короткой или длинной валютной позиции – это максимально допустимое сальдо между покупкой и продажей. Оно вычисляется ежедневно.

Операции банка по короткой позиции (то есть дневная покупка валюты) не могут превышать операции по длинной более чем на 0,1% от регулятивного капитала. Ограничения по длинной (когда продажа превышает покупку) мягче – 1%. Раньше в этом смысле у банков было больше свободы: в августе 2014 года лимит по общей валютной позиции (короткая плюс длинная) НБУ сократил с 5 до 1%. А в период относительной стабильности курса - до июня 2011 года - лимит по длинной валютной позиции составлял 20%, по короткой – 10%.

Роль обменника

По сути, валютная позиция – это границы, в рамках которых банки торгуют валютой за счет собственных средств. Главная проблема в том, что эти лимиты номинированы в гривнах. А это ставит валютную позицию в прямую зависимость от курса. При росте курса валютная позиция банка автоматически увеличивается, даже если дополнительных операций с валютой банк не проводит. В условиях высокой волатильности рынка банку приходится более жестко регулировать свои валютные потоки. За нарушение лимитов НБУ может наказать банки не только большими штрафами, но даже отзывом валютной лицензии.

«В случае ажиотажного спроса на наличную валюту и увеличения волатильности на межбанке, банки регулируют свою валютную позицию через котировки как на межбанке, так и в сети отделений. Также важный вопрос - физические остатки наличной валюты в кассах, поскольку банки проводят не только обменные валютные операции, но и выплачивают валютные переводы» - рассказывает директор казначейства Идея Банка Владимир Кузьо.

Когда у банка много сделок по безналу (тот же межбанк), он вынужден ограничивать свою розницу. Делается это через наличные курсы. Например, банк не хочет продавать валюту, если это «давит» на норматив валютной позиции – он завышает курс продажи. Или если наоборот, заинтересован в продаже - (валютная позиция почти достигла предела норматива) – он понижает котировки продажи и повышает курс приема валюты. Когда валютная позиция позволяет, банк может спокойно работать «на обороте». В таких случаях обычно спред между покупкой и продажей сокращается.

По состоянию на утро четверга, доллар в банках в среднем продавали по 28,4 грн, а покупали – по 27,65. Спред – 85 копеек, что гораздо выше, чем черный рынок (курс 28,4/28,60) и межбанк (27,24/27,32). Но это – средняя температура по больнице. Средний спред обменников этим и ценен, что он не столько характеризует текущую ситуацию, сколько показывает общий тренд, то есть курсовые ожидания банкиров на ближайшее будущее. 

Банки ждали девальвации и готовились к этому еще до истории с Приватом. Средний спред по обменникам вырос на несколько порядков еще в середине декабря:

Источник: «Минфин»

Как поясняет Татьяна Попович из Альфа-Банка, увеличение спреда указывает на то, что банк хеджирует риски от резких скачков курса или прогнозирует изменения тренда на рынке. В то же время, узкий спред говорит о «максимальном сближении» с рынком, когда банк ориентируется на получение доходов именно от объемов проведенных операций на рынке.

Сейчас розничные спреды в украинских банках колеблются от 1,6 (ВиЭс Банк) до 0,25 гривен (Укрстройинвестбанк). Дороже всего доллары можно сдать в Мотор-Банке (28,2 грн/$), банке Форвард (28,15), ПриватБанке, Диамантбанке и банке Клиринговый дом (все – по 28,1).

Курс покупки доллара в банках на 13:00 12 января:

Источник: «Минфин»

Ситуация с ПриватБанком сильно повысила спрос среди самих финучреждений на наличный доллар. Привату нужно было выдавать кэшем валютные депозиты. Для этого банк покупал наличку у других финучреждений. Доллар, который вкладчики Привата получили на руки, в систему не вернулся, отсюда и дефицит.

Минимальные курсы продажи американской валюты сейчас можно найти в Мисто Банке, банках Асвио и Альянс (все – по 28,1 грн/$), а также в Марфин Банке (21,19), Укргазбанке, банках Новый, Укрстройинвестбанк и Астра (28,2). Дороже всех продают Диамант с Поликомбанком (оба - 28,7 грн/$), А-Банк и ВиЕс Банк (по 28,8).

Курс продажи доллара в банках на 13:00 12 января:

Источник: «Минфин»

Мелкие банки более ограничены в вопросе курсовых разниц. Капитал у них меньше, а значит и валютная позиция уже. Поэтому для них важен оборот по валютным операциям за счет чего они и формируют курсовой доход от неторговых операций. В таких банках спред меняется намного чаще, чем у крупных финучреждений – так банк регулирует поступление и отток валюты. Когда с лимитом все в порядке, «малыши» торгуют при минимальном спреде, зарабатывая за счет потока. В моменты истощения валютной позиции их спред резко расширяется.

Казначейский план

Такие вещи казначейство банка и подчиняющееся ему направление неторговых операций планируют заранее. Для каждого конкретного отделения формируются свои лимиты по валютным операциям. Теоретически их можно нарушить, но только с разрешения казначейства, которое контролирует общую валютную позицию.

Недавно НБУ сильно облегчил задачу банков на местах – им разрешили менять розничный курс несколько раз в день и устанавливать разные котировки в зависимости от отделений.

Как поясняет директор казначейства банка Кредит Днепр Олег Куринной, таким образом регулятор хочет добиться, чтобы финучреждения могли быстрее и качественнее реагировать на рыночную ситуацию и подстраиваться под региональные особенности, в том числе и по спросу и предложению. «Наш банк не часто меняет котировки в кассах в течение одного дня, но в случаях серьезных волнений такой инструмент помогает, в том числе, и в конкурентной борьбе с черным рынком» - заключает он.