Еще во время обсуждения законопроекта в стенах Рады прозвучал едва ли не самый главный аргумент в пользу его принятия:

«Закон нужно поддержать и наконец, вывести из серой зоны всю электронную коммерцию», — констатировал заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефьодов, добавив, что документ поддерживает не только правительство, но и IT-сфера.

Что принес в отрасль долгожданный документ, действительно ли отечественный
e-commerce возрадовался решению депутатов и каких дальнейших решений от государства ожидает бизнес? «Минфин» поинтересовался мнением экспертов:

Комментирует Александр Ольшанский, президент холдинга Internet Invest Group,  глава агентства «Ольшанский и партнеры», владелец Imena.UA:

Я думаю, с принятием закона измениться должно многое. В законе принят ряд европейских норм, в частности 31 директива по электронной коммерции, которая четко разграничивает сферы ответственности субъектов рынка,  определяет стороны «правочину», кто за что отвечает, и т. д. Мы надеемся, что закон приведет к большему доверию со стороны украинцев к электронным магазинам  в частности, и  к электронной коммерции — в целом, надеемся на развитие сегмента b2b и на продолжение роста в этой сфере, потому что электронная коммерция и хай-тех — это на сегодня два единственных растущих сегмента экономики. И благодаря этому закону у них есть все шансы расти дальше и получать инвестиции.

Бизнес оценивает этот закон чрезвычайно положительно, поскольку он обладает главными свойствами, которые необходимы бизнесу: с одной стороны он не мешает законопослушному бизнесу, а с другой — выводит за рамки законного поля всевозможных мошенников и недобросовестных конкурентов. Сочетание этих двух факторов является для бизнеса самым важным в любом законе. Потому что, к сожалению, по большей части законы у нас так устроены, что они скорее мешают добропорядочному бизнесу, чем тем, против кого они направлены.  

За  последние 10-15 лет, которые я занимаюсь законодательством в  сфере высоких технологий, это вообще чуть ли не единственный случай, когда закон, который принимается, имеет цель не ограничение чего-либо, а развитие. То есть, цель этого закона — развитие электронной коммерции в Украине. 

По самому законопроекту существенных замечаний у нас нет. Но надо понимать, что электронная коммерция состоит из двух частей: из непосредственно электронной коммерции и платежных операций. И вот касательно законодательства, регулирующего платежные операции, у нас очень-очень много замечаний. Сегодня в Украине это законодательство фактически превратилось в тормоз. Если в сфере электронной коммерции мы подобный «тормоз» сняли, то в сфере платежных операций еще предстоит все это сделать. (Я говорю в первую очередь о Законе «Про платіжні системи та переказ коштів»)

Кроме самого факта принятия закона, для нас здесь важным является также  способ и механизм его разработки.  Так,  народному депутату Ольге Бельковой (автор закона) удалось собрать  рабочую группу не теоретиков, а практиков: бизнесменов, юристов, экспертов, которые практикуют в этой отрасли — и это прецедент. 

Из негативного — факт, что рабочая группа  наработала текст закона за 1-2 месяца, а парламент его рассматривал три года. Очевидно, что такими темпами регулировать рынок высоких технологий невозможно.

Сейчас важным этапом будет совершенствование платежного законодательства. Это в значительной степени прерогатива НБУ, но поскольку он тоже действует в рамках закона и не является субъектом законодательной инициативы, то депутатам здесь тоже придется поработать. И конечно, хорошо было бы это сделать как можно быстрее. Потому что сегодня сдерживающим фактором развития этой отрасли является сложность и противоречивость украинского платежного законодательства.   И к сожалению, ситуация в последнее время только ухудшилась.

Стремясь либерализовать рынок, НБУ принял новую нормативную базу, но в данном случае эта инициатива пошла по сценарию «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Цель хорошая, но по факту произошла еще большая дезорганизация, в силу того, что нормативка НБУ напрямую противоречит действующему законодательству. Поэтому, мы ожидаем внесения изменений в платежное законодательство для того, чтобы упростить в Украине работу платежных систем с использованием интернета, электронных денег и других инструментов взаиморасчетов на базе новых технологий.

Комментирует Иван Марченко, глава Ассоциации участников электронного бизнеса Украины:

Крупные игроки на рынке электронной-коммерции сейчас изучают влияние нового закона на их бизнес. Пока можно сказать то, что текущая редакция закона в большей степени фиксирует то положение, которое уже есть и вносит не так много новаций.

Бизнесу придется относится к информации, которая представлена в электронном виде как документу, за который бизнес ответственен. Я думаю, что для тех интернет-магазинов, которые заботятся об своем имидже и вкладывают усилия в создание розничного бренда, это не проблема.

В целом принятие закона оценивается положительно. В большей степени интересно как будет закон использоваться на практике. Пока из самых заметных шероховатостей рассматривается вопрос подтверждения сделки с покупателем при дистанционной продаже.

От государства сейчас основное ожидание — это стабилизация существования страны, либерализация налоговой системы, реальные реформы и борьба с коррупцией. Пока глобальные проблемы и вызовы, которые стоят перед Украиной —  имеют большее влияние, чем законотворчество.

 

Комментирует Богдан Дучак, юрист практики IT и медиа права ОА «Юскутум»:
  
Закон «Об электронной коммерции» был принят во втором чтении без ажиотажа и драк в Верховной Раде: за последние два года, пока закон обсуждался, прогресс не стоял на месте и актуальность закона постепенно падала.

Тем не менее, принятие этого закона определенно добавит положительной энергии в карму проголосовавших за него, так как это одно из главных событий в Украине в сфере законотворчества в этом году.

Самая долгожданная новинка, появившаяся с принятием закона, это уравнение электронной формы документов с письменной. Теперь правила пользования ресурсами (Terms of Use) и политика конфиденциальности (Privacy Policy) — это не просто бессмысленные атрибуты любого веб-ресурса, но и вполне юридические обязательные документы. Более того, такие документы смогут использоваться как доказательства в суде наравне с письменными договорами, так же как и электронные счета, чеки и гарантийные талоны.
 
Также становится юридически значимым привычное всем действие: согласие с условиями электронных документов путем проставления «галочки» в специальном поле. Таким образом, теперь можно уже совсем без заумных юридических обоснований получать согласие пользователя на обработку персональных данных.
 
Кроме того, очень важным для операторов и провайдеров телекоммуникационных (посреднических) услуг является положение об освобождении их от ответственности за содержание передаваемой ими информации и за ущерб, причиненный такой передачей. Это чуть ли не основной принцип, на котором построен интернет – принцип технологической нейтральности. При этом должны быть соблюдены следующие условия: операторы и провайдеры не являются инициаторами передачи информации, не выбирают получателя информации и не имеют возможности повлиять на содержание информации. Закрепленный подход соответствует международной практике касательно ответственности операторов и провайдеров телекоммуникационных (посреднических) услуг. Можно прогнозировать, что именно в таком русле вскоре должно быть изменено законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в интернете.

Кристина Болотова