Напомним, что в нем речь идет о корректировке финансового результата до налогообложения на суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, которые перечисляются в пользу предпринимателя и органов ДФС для применения положений пп. 140.5.11 НКУ.

Вывод, изложенный в письме №4486/6/99-99-15-02-02-15, позволяет плательщикам налога на прибыль не увеличивать финансовый результат до налогообложения, как объект налогообложения по налогу на прибыль, на суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, начисленных в пользу физических лиц (в том числе ФЛП) в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовых договоров.

Однако пп. 140.5.11 НКУ установлено, что финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовых договоров на пользу:

  • лиц, не являющихся плательщиками налога (кроме физлиц),
  • налогоплательщиков, облагаемых по ставке 0% в соответствии с п. 44 подраздела 4 раздела XX НКУ.

То есть исключениями соответствии с этим положением НКУ могут быть только физические лица, являющиеся плательщиками НДФЛ. Это обосновывается введением в НКУ унифицированной ставки в размере 18% для налогообложения как налогом на прибыль, так и НДФЛ.

По мнению Минфина, плательщики налога на прибыль, которые насчитывают штрафы, пени, неустойки в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовых договоров в пользу предпринимателей — «упрощенцев» должны корректировать финрезультат до налогообложения в соответствии с пп. 140.5.11 НКУ.

ГФСУ в письме от 18 апреля 2017 года №9772/7/99-99-15-02-02-17 согласилась с позицией Минфина и рекомендует по вопросам корректировки финансового результата до налогообложения на суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, которые перечисляются в пользу ЧП, руководствоваться именно этим письмом Минфина.