Владислав Рашкован

Именно у МВФ есть мандат и компетенции оказывать всем странам мира (не только бедным) помощь в устранении накапливающихся глобальных и региональных дисбалансов.

МВФ учит, как избегать чрезмерной девальвации валют, предоставляет ресурсы (в виде кредитов) для решения краткосрочных проблем финансирования или исправления диспропорций в платежных балансах. И наконец, может консультировать правительства, как строить устойчивые институты, способные разрабатывать взвешенную экономическую политику.

Я часто слышу, что МВФ не думает об Украине, а заботится лишь о господстве богатых стран. Это не так. Дело в том, что политика МВФ направлена на поддержание устойчивого роста не только в отдельно взятых странах, но и по всему миру. Другими словами, интересы глобальной экономики превалируют над проблемами одной страны. Но при этом риски каждой, даже маленькой страны важно понимать и снижать — опять‑таки для всеобщего спокойствия и роста. А Украина далеко не маленькое государство, и сейчас в фонде действительно внимательно следят за ситуацией в Киеве.

Какие же напасти случились с Украиной, что ей понадобилась помощь МВФ? Практически все из описанных выше, к тому же одновременно.

Еще в 2008‑м страна попала в глобальный шторм, но так ничего и не сделала, чтобы встретить следующий кризис 2014–2015 годов во всеоружии. Уроки не выучены. Болезненная искусственная фиксация валютного курса, непродуманная монетарная политика, слабый надзор за рисками в банковской системе, высокий уровень внешнего долга, запредельный размер бюджетного дефицита, в том числе скрытого в Нафтогазе и Пенсионном фонде, огромный дефицит платежного баланса, покрываемый за счет золотовалютных резервов. Да еще и институты власти советского образца. Накопившиеся проблемы оставили в 2014‑м страну в яме посреди урагана.

Неудивительно, что на этом фоне появились оголтелые популисты-всепропальщики, которые вместо того, чтобы искать решение, стали причитать, мол, крах неизбежен — доллар будет «за сто», в стране наступит «полный дефолт», пора забирать деньги из банков. Голоса у всепропальщиков громкие, люди их слышат и начинают паниковать.

МВФ в таких ситуациях не паникует. Для фонда Украина — не первая страна, оказавшаяся в «яме». Чего мы достигли на данном этапе в рамках сотрудничества с МВФ? Валютный курс — плавающий и не создает проблем при международной торговле; дефицит платежного баланса упал в три раза; возвращено доверие к банковской системе — банки капитализированы, ликвидны, а слабые — вышли с рынка; решены вопросы перекосов в энергетической политике.

Хотя подобные решения предлагались и ранее, хочу сказать, что сделано это впервые. Совместными усилиями Украина преодолела так называемое проклятие третьего транша. Страна еще никогда так хорошо не выполняла рекомендации МВФ.

Достаточно ли этого? Нет. Из-за бездействия в первые два десятилетия независимости теперь нам предстоит пройти длинный путь структурных реформ. Пора провести долгожданную пенсионную и налоговую реформы, запустить рынок земли, провести дерегуляцию экономики, ее разгосударствление, в том числе за счет приватизации, кредитование экономики, либерализовать валютный рынок. Все это сделает Украину устойчивой к будущим шокам.

В хорошую погоду, в условиях макростабильности, при наличии крепких институтов управления и адекватной экономической политики МВФ действительно не нужен. Дойдем ли до этого? Зависит только от нас.