Исполнительная конкуренция

Частные исполнители начнут работать уже в феврале 2017 г. В декабре, максимум, начале 2017 года начнется обучение 3 групп по 70 человек. На обучение и стажировку предусматривается по одному месяцу.

По предварительным данным порядка 500 человек уже изъявили желание обучаться.

Частные исполнители будут «закреплены» по округам. Квот на округ нет. Практиковать в нем смогут все, кто пройдет отбор. Конкуренция покажет, сколько необходимо исполнителей в той или иной области. Первое время где-то будет 1-2 человека, а в некоторых округах будут сотни. Все зависит от развитости региона.

Мы не узакониваем коллекторов, хотя такие претензии нам выставляют. Основная масса коллекторов не станет частными исполнителями в связи с отсутствием юридического образования, необходимого стажа, подготовки. Уровень подготовки исполнителей на порядок выше, чем у коллекторов. Во всем мире коллекторы и частные исполнители работают отдельно.

По мере появления «частников», количество государственных исполнителей точно будет сокращаться. Пока мы идем по смешанной системе. Но тренд в большинстве европейских стран — полностью частная система исполнения судебных решений, как в Голландии или Франции.

Не исключаю, что в каком-то виде государственная служба останется, так как есть определенные категории исполнительного производства, которые необходимо оставить за государством. Например, вопросы опеки и передачи детей от одного родителя к другому, выселение физлиц, взыскания со стратегических предприятий, исполнение решений Европейского суда по правам человека.

Кто попадет на мушку

Частные исполнители не возьмутся сразу же за дела простых граждан. Поначалу они вообще ими не будут интересоваться. Ведь есть масса дел по бизнесу со спорами на миллионы долларов.

По кредиту на квартиру долг может быть $30 тыс., а по кредиту бизнесу — $300 тысяч. К тому же выселять частник не имеет права. Это прерогатива государственных исполнителей.

Противники института частных исполнителей говорят о волне рейдерства, об исполнителях, которые, получив взыскание по исполнительному листу, скроются с деньгами. Могу только рекомендовать взыскателям выбирать исполнителя из 5-10 кандидатур, проводить их проверку, собирать рекомендации и, отдав исполнительный лист, следить за его исполнением. А не вспоминать через месяц — где же исполнитель с деньгами.

Мы исходим из того, что придут адекватные люди, которые будут дорожить специальностью и прозрачным заработком. У них хорошее вознаграждение —10% взысканной суммы и вероятна дополнительная оплата от взыскателей. Какой смысл идти на нарушение?

Реформа тем и хороша, что помимо повышения исполнений судебных решений, мы убьем коррупцию.

Сейчас показатель исполнения решений невысокий. Но 100% исполнения решений нет ни в одной стране. Максимальный показатель 70% — в Европе. Рассчитываем, что мы добьемся показателя в 50% за год-два, если не будет изменений в закон, чтобы затормозить реформу.

«Черный» список

Мы ввели очень хорошую новеллу — реестр должников. Теперь все должники, кроме коммунальных и госпредприятий, органов местного самоуправления, центральных органов власти будут попадать в этот реестр. И это будет стимулировать должников максимально быстро рассчитываться, чтобы не фигурировать в реестре.

Реестр будет публичным и все, кто заключают сделки, смогут проверять контрагентов. Продать имущество, подлежащее нотариальному заверению, должник не сможет. Если же нотариус заверит сделку, ее можно будет оспорить в суде. И увести актив, как это было раньше, у должника не получится. Реестр дорабатывается и должен начать работу с 5 января.