Перед началом мероприятия организаторы форума озвучили несколько показательных цифр, которые наглядно демонстрируют глубину экономической пропасти, в которую опустилась Украина с начала года. Например, экспорт за последние восемь месяцев сократился на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. За это же время на 18% рухнуло промышленное производство. Инфляция выросла почти на 50%. Эксперты твердят об улучшении бизнес-климата в стране, но в течение первого полугодия 57% всех отечественных предприятий отчитались об убытках, что на 3% больше прошлогоднего показателя. ВВП за первые 6 месяцев текущего года упал 16,3%. Общий уровень теневой экономики оценивают в 47%.

Что ждет Украину в ближайшем будущем? Стоит ли бизнесу и населению рассчитывать на улучшение ситуации в экономике? От каких факторов теперь будет зависеть благополучие страны? Какие реформы необходимы? Где взять деньги? Как побороть коррупцию? «Минфин» приводит самые интересные цитаты докладчиков форума о перспективах и новых вызовах для Украины:

Эрик Райнерт, профессор Норвежского института стратегических исследований:

Я видел соглашение между ЕС и Украиной, там есть положения о том, что, если украинская промышленность будет мешать европейской, то будут ограничения на экспорт. В этом договоре нет равенства. Думаю, что вас сейчас вынуждают заключать такие договоры, и вам надо объединиться вокруг идеи индустриализации.

Ни одна страна не становилась богатой без индустриализации. Лучше иметь даже неэффективную промышленность, чем не иметь ее вообще. Поэтому даже, если ваша промышленность не приносит прибыли вовсе или приносит маленькую прибыль, – не убивайте ее. Если вы убьете всю украинскую промышленность, будет сильная миграция.

Коррупция есть везде — и в бедных, и в богатых странах. Но это не означает, что государство не может функционировать. Относя Украину к третьему миру, вы очень пессимистичны — ваша страна имеет ряд преимуществ в сравнении с третьим миром.

Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли Украины:

Что нужно для борьбы с коррупцией? Во-первых, введение превентивных мер, во-вторых, публичность и, в-третьих, эффективная система наказания. Мы уже сейчас предотвращаем коррупции через дерегуляцию, сокращение штата министерств и уменьшение роли государства в экономике. Публичность также есть: каждый день публикуется много статей на эту тему. Осталось внедрить эффективную систему наказания коррупционеров. Мы также работаем над созданием интегрированной системы проверок, где будет находиться информация о всех запланированных визитах контролирующих органов к бизнесу и их целях. Соответствующий документ уже был подан в Верховную Раду.

Жером Ваше, постоянный представитель МВФ в Украине:

Сейчас мы видим в Украине первые признаки восстановления экономики. Я хочу подчеркнуть, что мы наблюдаем стабилизацию в финансовом секторе, прирост депозитов и стабилизацию курса. Позитивные сигналы есть по таким показателям как ВВП, промышленное производство, улучшение потребительских настроений. Сейчас  нам необходимо убедиться, что реформы, которые проводит правительство будут более глубокими.

 

Дмитрий Сологуб, заместитель председателя Национального банка Украины:

Международная поддержка, особенно макрофинансовая помощь, направлена в первую очередь на латание финансовой дыры. А спасение страны — это обязанность ее жителей, в частности ее руководства. Все страны, получавшие международную финансовую поддержку, в частности от МВФ, воспользовались ею по-разному. Существуют как успешные примеры, такие как Румыния, Исландия и Португалия, так и примеры неудач — Греция и Болгария.

Украине такая поддержка помогает наращивать международные резервы НБУ. Увеличение резервов с начала года примерно на 70% обеспечено поступлением средств от Международного валютного фонда, Всемирного банка, Евросоюза и других партнеров. Но проведение структурных реформ зависит в основном от наличия политической воли.

Алексей Павленко, министр аграрной политики и продовольствия Украины:

За этот год, имея свое «аграрное АТО», нам удалось провести успешную посевную кампанию. На данный момент собрано уже 45 млн тонн зерновых. В том числе в Луганской и Донецкой области – 2,5 млн тонн. Мы достигли рекордного экспорта в истории. В аграрный сектор за последний год подтвердили полмиллиарда долларов инвестиций. Мы видим, что сейчас нет пустой земли, есть огромный спрос на земельные активы. Мы открыли новые рынки в Китае, Египте, открываем Бангладеш, Саудовскую Аравию. Парламенту и правительству удалось стабилизировать экономику в очень сложных условиях.

Виктор Галасюк, глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства:

Мы находимся сейчас в экономической пропасти. Это можно называть по-разному, но у нас все признаки системной экономической депрессии. Наш уровень благосостояния настолько отстает от европейских стран, что преодолеть кризис эволюционным путем просто невозможно. Нужны настоящие кардинальные шаги для того, чтобы перепрыгнуть эту пропасть. Это невозможно сделать без целенаправленной политики властей с пониманием проблем и с осознанными действиями. Эта политика, безусловно, должна формироваться в треугольнике: бизнес-среда, экспертная среда общества и власть. Ядром такой политики, если исходить из опыта других стран, является концентрация на развитии тех видов деятельности, которые позволяют стране стать богатой. Нужно одновременно поддерживать и промышленность и сельское хозяйство, и развивать высокие технологии. Структура экономики должна быть сбалансированной.

Андрей Гундер, президент Американской торговой палаты в Украине (ACC):

За последние полгода значительно расширился диалог власти с бизнесом. В частности, к каждому четвертому законопроекту, принятого Верховной Радой за прошлый год, мы давали свои предложения и замечания, и из них около 60% было принято во внимание. Правительство прислушивается, а бизнес имеет возможность доносить свои месседжи, особенно на уровне министров и их заместителей. Но проблема остается с чиновниками среднего звена. Поэтому очень важно провести реформу госслужбы, чтобы там работали люди, которые будут не препятствовать бизнесу, а помогать ему развиваться.

Сергей Будкин, инвестбанкир, соучредитель и управляющий партнер FinPoint Investment Advisors (Украина):

К сожалению, в моей стране сейчас кризис и это сказывается на всех нас. Украина стала самой бедной страной Европы по среднему доходу населения, по ВВП.  Но к счастью, мы не единственные, кто проходил через это. Основная задача — это вернуть доверие к банковской системе. Ужасные цифры недоверия к ключевым государственным институциям свидетельствуют о том, что никто из нас не готов доверять свои деньги государству. А таких средств под матрасом у населения по разным подсчетам порядка 20 млрд долларов.

Ежи Квецинский, вице-президент Европейского центра по вопросам предпринимательства (EuCP):

20 лет  назад Украина и Польша были почти на одном уровне развития, сегодня же различия между двумя нашими странами очень существенные. Что необходимо сейчас сделать Украине? Вам нужна очень четкая визия и стратегия с ясными целями.  Дерегуляция и макропоказатели – это, конечно важно, но это не все. Вам нужен сильный частный сектор. У вас есть частный капитал, которого у нас не было 20-25 лет назад. Этот капитал нужно использовать для развития страны.

10 лет назад в Польше не было ни одного технологического парка, теперь их почти 50. У нас 100 бизнес-инкубаторов, у нас много институций венчурного капитала, большой и маленький бизнес ощущает поддержку государства в привлечении инвестиций. У вас этого всего нет, но у вас есть талантливые люди. Помогайте им развиваться.

Мария Осениус, глава кабинета европейского комиссара по торговле:

Соглашение о свободной торговле предусматривает постепенное вхождение Украины на рынок ЕС. Соглашение дает контрольные критерии для реформ, крайне необходимых Украине. Оно также поможет вам торговать со странами вне ЕС, ведь разрешения Евросоюза — это знак качества во всем мире.
Успех сделки зависит от способности Украины осуществлять реформы, прежде всего – обеспечить верховенство права. С другой стороны, государству не надо вмешиваться в В2В-отношения и субсидировать экспорт, тем более что вы сейчас не можете себе позволить.

Наталья Самойлова, партнер по аудиту в компании «Делойт» в Украине, руководитель группы по работе с финансовыми учреждениями:

Мы, украинцы, очень доверчивые люди. Мы несли деньги в банки, где акционерами были наши кумовья, нам обещали большие процентные доходы, и мы в это верили. Мы верили в то, что нам оплатят наши услуги, которые мы оказывали, но так и не получили ничего взамен.

Мне кажется, что тот кризис, который пережила банковская сфера, он должен нас чему-то научить, например читать финансовую отчетность, верить своим мозгам. И самое главное, чему мы должны были научиться за это время —  иметь дело с теми, кто открыт, прозрачен и честен, это в первую очередь касается банков. Открытость и прозрачность банков – ключевое условие выживания всей банковской системы.

Сергей Черненко, председатель правления ПУМБ:

Нас очень сильно потрепало, но мы выжили. Банковская система живет. Прошлый год и этот год – для системы были подвигом. Потому что, банкиры были на передовой этого кризиса по всей стране. Потери в Крыму и Донбассе,  девальвация, паника, бегущий народ, забирающий деньги, наши партнеры, которым мы доверили деньги и они вдруг решили, что они нам ничего не должны, принятие популистских законов. Несмотря ни на что, банковская система живет. Теперь нам нужно всё строить заново.

Кристина Болотова