Как пишет Reuters, налицо все признаки того, что исламские планируют выходить за пределы своей нынешней, довольно небольшой, потребительской аудитории и осваивать новые рынки. Для этого им придется стать менее религиозными — если не по сути то, по крайней мере, в глазах потребителей. 

Как работает исламский банкинг

Сегодня в мире насчитывается более 300 исламских банков, а западным центром исламского банкинга является Лондон. 

Исламские банки появились в 1970-х годах и с тех пор приобрели популярность не только среди мусульман. Многие крупные мировые компании привлекают с их помощью капитал из стран Персидского залива. Это такие автомобильные компании как General Motors, Daewoo, а также крупные международные банки Deutsche Bank, ABN Amro, Citibank и другие.

В исламском банкинге существует много запретов: на проценты (запрещаются кредиты и депозиты под проценты), на спекуляцию (исламский банк не вкладывается в ценные бумаги, курс которых зависит от неэкономических факторов), на рисковые операции (исламский банк занимается только теми сделками, которые имеют реальное обеспечение), на инвестиции в «греховную» деятельность (производство свинины, алкоголя и табака, проституция, порнография).

Поэтому в исламских банках, взамен традиционных в западном понимании банковских продуктов (на которые начисляются проценты), существует ряд специфических продуктов, напоминающих проектное финансирование. Например, совместная реализация проекта, когда банк и заемщик несут обязательства друг перед другом, разделяя и прибыли, и риски; договор, согласно которому клиент передает банку деньги для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности; финансирование коммерческих операций, когда банк покупает товар и перепродает его клиенту с наценкой, которая и становится доходом банка. 

Две возможности для исламских банков

В последнее десятилетие исламские банки в странах Ближнего Востока и юго-восточной Азии демонстрировали бурный рост, который замедлился, так как закончились возможности для привлечения клиентов. Например, в Катаре темпы роста исламских банков в 2011 году составили 35%, а в 2013 — всего 12%.

Теперь, чтобы расти дальше, у исламских банков есть две возможности. Первая — оставаться в мусульманских странах и конкурировать за потребителей, которые выбирают банк без привязки к религии. Такой подход выбрали в Abu Dhabi Islamic Bank: здесь собираются приобрести розничное подразделение Barclays в ОАЭ. Дело за малым: убедить клиентов Barclays остаться с банком после смены собственника.

Вторая возможность — новые рынки. Для этого исламским банкам необходима смена имиджа. Пример — Islamic Bank of Britain, рассматривающий возможность ребрендинга. Как рассказали в финучреждении, в прошлом году они активно продвигали свою сберегательную программу, и 55% ее участников оказались немусульманами.

До конца этого года первый исламский банк может появиться в еврозоне. Частные инвесторы стран Персидского залива намерены запустить проект под названием Eurisbank в Люксембурге. 

Этические принципы и качество обслуживания

По словам главы ADIB Тирада Махмуда, конкурентное преимущество исламских банков заключается в их этических принципах. «Это то, что нам нужно продвигать. А название не имеет значения», — сказал банкир.

При этом исламские банки известны невысоким качеством обслуживания. Ребрендинг должен это исправить. Кроме того, новые названия позволят расширяться в странах, где есть ограничения на  использование религиозных терминов в торговых марках (например, в Турции).

По словам исламских банкиров, отказ от слова «исламский» в названии никоим образом не означает, что финучреждения отказываются от своих принципов. Просто происходит смещение акцентов — с религии на качество банковских услуг. 

Елена Усенко