Согласно тексту письма, механизмами по активизации кредитования со стороны министерства могут быть компенсация процентных ставок по кредитам предприятия за счет средств госбюджета и предоставление госгарантий.
Как уточнили в пресс-службе Минфина, основным регулятором банковской деятельности выступает НБУ, а министерство ограничено лишь теми инструментами, которые предусмотрены законом Украины о госбюджете 2013 г., то есть бюджетными компенсациями и госгарантиями.
Компенсации и гарантии
В 2013 г. компенсация процентных ставок предусмотрена по программам: «Частичная компенсация процентной ставки кредитов коммерческих банков молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья» (111 млн грн), «Удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий» (300 млн грн), «Финансовая поддержка мер в агропромышленном комплексе» (часть суммы из 96,8 млн грн), «Государственная поддержка развития животноводства» (часть суммы из 650 млн грн) и «Государственная поддержка мер по энергосбережению через механизм удешевления кредитов» (6 млн грн)», — пишет Азарову первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский.
Более того, в госбюджете-2013 заложены 50 млрд грн на предоставление госгарантий по кредитам и займам, взятым на финансирование важных инвестиционных проектов, напоминает чиновник. Но как раз этот механизм используется недостаточно активно.
В настоящее время госгарантии предоставлены в объеме 5 млрд грн на проекты Укравтодора, сообщил источник в Министерстве финансов.
Еще три проекта на общую сумму 1,4 млрд грн прошли финансово-кредитный совет при Кабмине. Кроме того, пять проектов ожидают рассмотрения на заседании правительства. Получается, что за восемь месяцев лимит выбран лишь на 10 %.
Крупные государственные проекты, обеспеченные бюджетными гарантиями, могли бы запустить механизм кредитования реального сектора экономики, считает член управляющего комитета GARP, экс-предправления Форум Банка Вадим Березовик. Но здесь сдерживающим фактором при финансировании госпрограмм банкиры называют тендерные программы кредитования.
«Все они предполагают более низкую процентную ставку. Если говорить о низкой ставке на долгий срок, финучреждение сталкивается с проблемой — где взять такой ресурс», — говорит он.
Действующее законодательство не позволяет банкам снижать стоимость кредитов. По словам первого зампредправления банка «Контракт» Павла Крапивина, на сегодняшний день банки имеют всего два источника формирования пассивной базы — депозиты физических и юридических лиц и средства на текущих счетах.
Ужесточение в этом году Нацбанком правил резервирования и увеличение отчислений в фонд гарантирования вкладов привели к удорожанию ресурсов, отмечает Крапивин. «Банки сегодня в основном оперируют краткосрочными ресурсами. Средний срок депозита — шесть-девять месяцев. Этого недостаточно, чтобы сформировать устойчивую ресурсную базу и кредитовать реальный сектор экономики», — добавляет Вадим Березовик.
Слово за Нацбанком
Мешает увеличить кредитование дороговизна кредитов. В своем ответе Минфин указывает, что для поддержания ликвидности банки могут обратиться к Нацбанку как кредитору последней инстанции для получения рефинансирования.
По словам Павла Крапивина, рефинансирование НБУ можно получить либо в виде санационного кредита, либо под залог государственных ценных бумаг. «Сначала нужно вложиться в облигации госзайма, а потом разместить их в РЕПО у Нацбанка. Но это могут себе позволить только крупные банки, которые страдают от избытка ликвидности», — поясняет он. Поэтому основным источником ресурсов остается привлечение средств населения.
По информации НБУ, среднерыночная доходность по шестимесячным депозитам составляет 16 %, по девятимесячным — 16,6 %.
«Если привлекается ресурс под 16 % годовых, банк закладывает процентную маржу на формирование резервов, а также плату собственных издержек. В итоге ресурс стоит уже около 20 %. Это очень много — не каждый производитель может позволить себе привлечь такой дорогой ресурс», — поясняет Вадим Березовик.
По оценкам Минфина, ставка кредитования по долгосрочным займам не должна превышать 10 %. «Хотелось бы, чтобы ставка была такова: учетная ставка плюс 2 % маржи — максимум под 10 %», — объясняла ранее директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук. Впрочем, банкиры более сдержанны в прогнозах. «Ориентиром может быть 12 %, а если учесть девальвационные ожидания, нужно говорить о 15 %», — считает член наблюдательного совета Украинского кредитно-банковского союза Ярослав Колесник.
Напомним, в августе регулятор второй раз с начала лета понизил учетную ставку на 0,5 п. п. — до 6,5 %. Но этого, по мнению Колесника, недостаточно. «Нужно серьезно понизить учетную ставку — до 3 %. Движение хотя бы до уровня 5 % могло бы стать положительным сигналом для банков», — считает он.
Впрочем, в Минфине ожидают, что увеличение депозитного портфеля банков и улучшение рыночных ожиданий вместе с поддержкой, предусмотренной госбюджетом на этот год, будут способствовать постепенной активизации кредитования. По данным НБУ, рост банковских кредитов в январе-июле составил 3,3 % в сравнении с отрицательным значением (минус 0,2 %) в аналогичном периоде прошлого года. Национальный банк к моменту публикации материала не предоставил ответ о предложенных мерах по активизации кредитования по поручению премьера.