В инвестиционной компании «Арт Капитал» говорят, что к концу года индекс промпроизводства сократится на 3-4%. Dragon Capital пока оптимистичнее: считают, что падение составит не больше 1,5%. Но не исключают, что могут пересмотреть прогноз: плохие результаты сентября дают основания для новой волны пессимизма.

Кто виноват и что делать? Для такого падения есть, по крайней мере, 7 серьезных причин, помимо календарной: в сентябре прошлого года было на два рабочих дня больше.

Справиться с четырьмя из них вполне под силу правительству — было бы желание. Еще с тремя придется полагаться на везение.

Причина №1: Ухудшение конъюнктуры на внешних рынках

Формально даже в самом «болезненном» секторе — украинской металлургии — падение промпроизводства наблюдается не у всех. В компании «АрселорМиттал Кривой Рог», к примеру, объем производства в сентябре был на 17,3% выше, чем годом раньше. Но представителей компании эти данные не утешают. «Производство мы наращиваем, но финансовые показатели у нас — хуже, чем в прошлом году», — говорит Владимир Ткаченко, главный советник компании по вопросам взаимоотношений с госорганами в Украине.

Причины — падение мировых цен на металлопрокат и железорудный концентрат и серьезные проблемы на ключевых рынках украинских металлургов. «Большая проблема — глубокие политические проблемы Сирии, важном для нас рынке сбыта, и блокирование поставок нашей продукции в Иорданию, которое раньше производилось через сирийские морские порты», — говорит Ткаченко.

Но на фоне показателей в целом по отрасли результаты «АрселорМиттал» еще неплохи. С января по сентябрь производство чугуна в Украине снизилось на 0,7%, стали — на 4,1%, проката — на 4,8%.

Цены на сталь на мировых рынках стали снижаться еще в октябре 2011 г., в ноябре началось падение в отрасли. С тех пор ее предприятия только и успевают отслеживать плохие новости. В первой половине 2012 г. украинским металлургам еще удавалось компенсировать падение за счет поставок на Ближний Восток и в Южную Азию (поставки туда упали не так сильно, как на остальные рынки). Со второй половины года эти «соломинки» уже не спасают.

На фоне падения спроса на металл в Китае местные производители стали вытеснять украинцев не только с внутреннего рынка, но и из Юго-Восточной Азии. «Это рынок для нас просто больше не существует», — говорит представитель одной из крупнейших металлургических компаний.  

Кроме Сирии, потери — и на других ближневосточных «фронтах». К примеру, одним из емких рынков для Украины на Ближнем Востоке был Ливан, чьи трейдеры скупали украинскую сталь, перепродавая ее в соседние страны. Но на прошлой неделе в Ливане начались беспорядки, еще больше осложнив работу украинских металлургов в арабских странах.

Поскольку 80% продукции металлургии идет на экспорт, внутренними силами проблему не решить. «Внутренний спрос на металл в Украине пока слишком слаб. Реализация крупных инфраструктурных проектов в стране требует не только больших инвестиций, но и времени», — говорит Игорь Путилин, руководитель аналитического департамента ИФК «Арт Капитал».

Причина №2: Проблемы с кредитованием

Если в ноябре 2011 г. ставки овернайт 25-27% были шоком для украинского бизнеса, то теперь это уже почти норма: летом 2012 г. ставки редко падали ниже 20%, а в сентябре однажды добрались и до 35%. «Проводимая с мая этого года жесткая монетарная политика НБУ, цель которой — поддержание стабильного курса гривны, привела к фактическому отсутствию кредитования», — говорит Елена Белан, главный экономист Dragon Capital.

Дополнительные проблемы — из-за невозврата НДС предприятиям. По данным Forbes.ua, только по металлургической отрасли объем задолженности по возмещению НДС на 1 июля составлял 5,5 млрд грн. Что это значит для бизнеса? Изъятие оборотных средств из производства. 

В результате бизнесу не хватает оборотных средств и производство неизбежно падает.

Причина №3: Дороговизна сырья

Один из главных пострадавших этой осенью — пищепром. Падает производство говядины и телятины, свинины, мяса и субпродуктов домашней птицы, колбас, сыров — да практически всех продуктов. Старший аналитик Dragon Capital Тамара Левченко считает, что причина — в более дорогих кормах для выращивания животных. «Скорее всего, понимая, что они не смогут поднять цены, не потеряв при этом клиентов, производители стали снижать производство», — говорит она.

Для падения в пищепроме есть и другие причины: сокращение спроса со стороны населения и изменение вкусовых предпочтений граждан (из-за чего уже несколько лет падает производство в хлебной отрасли). «Если смотреть на статистику, платежеспособность украинцев растет. Но, на мой взгляд, даже если доходы действительно растут, их «съедают» не продукты питания, а другие статьи расходов», — говорит Владимир Лапа, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса. Украинцы не стали покупать больше продуктов, а на некоторые продукты, говорит Лапа, спрос и вовсе упал.

Причина №4: Усиление налоговой нагрузки

Падением в легкой промышленности давно никого не удивишь. Но такого сильного, как сейчас, сокращения производства отрасль не переживала с 2009 г.

В украинском легпроме 75-80% рынка приходится на теневой сектор, говорит Татьяна Изовит, исполнительный директор отраслевой ассоциации «Укрлегпром». Конкурировать с поставками из Китая, особенно с контрабандными, и платить все налоги практически нереально. Предприятия с миллионными оборотами работают на едином налоге. А правительство только усиливает налоговый гнет. 

В 2011 г. Налоговым кодексом был втрое увеличен земельный налог. В нынешнем правительство решило провести переоценку стоимости земли. «Плата за землю для компаний отрасли в результате выросла в 6-10 раз», — говорит Изовит. Налоговая и таможня тем временем наращивает число проверок — но лишь тех немногих компаний, которые еще работают «в белую». Вот легальное, учитываемое государственной статистикой производство и снижается.

Производство тканей — единственный сектор, который не сократил, а нарастил объемы (+18,2% в натуральном выражении за январь-сентябрь 2012 г., год к году). Причина, говорит Изовит, в том, что несколько украинских производителей смогли, наконец, добиться победы в тендерах на поставку спецодежды для нужд государства.

Причина №5: Российские барьеры

Сюрпризом сентября стало двузначное падение в транспортном машиностроении. Еще по итогам августа рост в этом секторе за 8 месяцев составлял 5,2%. Но обвал в сентябре на 16,4% испортил статистику: девятимесячный рост — всего 2,5%. При том что именно на транспортное машиностроение приходится больше 50% украинской машиностроительной продукции — и 6% от всей реализованной в стране промпродукции в целом.

Алексей Андрейченко, старший аналитик ИК «Арт-Капитал», объясняет сентябрьский коллапс остановкой второго по величине производителя автомобилей в Украине. «Автомобилестроение по итогам 8 месяцев и так находилось в минусе на 16,2%. При этом, ожидая введения утилизационного сбора в России, в августе «Богдан Моторс» удвоил свое производство, чтобы заполнить склады. А в сентябре он на месяц остановил его», — говорит Андрейченко.

Падение в автопроме и горно-металлургической отрасли вызвало цепную реакцию в других отраслях. К примеру, в производстве грузовых вагонов. Оно в сентябре упало на 29% год к году. Именно на ГМК, к примеру, приходится основная часть ж/д перевозок во всем регионе, говорит Таисия Шепетко, старший аналитик Dragon Capital. Причем из всех стран-соседей Украина лидирует по темпам сокращения производства  в вагоностроении.

Сгладить динамику отрасли удалось, по словам Андрейченко, лишь за счет производства локомотивов для России и пассажирских вагонов для Таджикистана.

Но падают не только тяжмаш и производство автомобилей. Падение в секторе сельхозтехники началось еще в начале текущего года, и за девять месяцев объем выпуска здесь упал на 33,9%. Программа правительства по поддержке отечественного производителя не работает, и выбор по-прежнему отдается импортной б/у технике, говорит Андрейченко. Ее доля в Украине составляет 80%.

Причина №6: Беспошлинный импорт нефтепродуктов

Лисичанский НПЗ

Еще в 2005 г. бензин в Украину стали поставлять без пошлин. Доля импорта начала расти, доля бензина, произведенного в Украине — стремительно сокращаться. В марте 2012 г. под натиском конкуренции приостановил производство Лисичанский НПЗ.

Владельца НПЗ, компанию ТНК-ВР, можно понять — бензин или дизель в Украину импортируются без пошлин, а за ввоз сырой нефти нужно платить. Собственной нефти, добываемой в Украине, для удовлетворения внутреннего спроса украинским НПЗ не хватает. В результате перерабатывать нефть в бензин и дизтопливо в Украине — куда дороже, чем ввозить готовое из других стран, говорит Игорь Путилин, руководитель аналитического департамента ИФК «Арт Капитал». 

После закрытия Лисичанского завода ситуация усугубилась. Сейчас Украина импортирует 80% всего бензина. За январь-сентябрь нынешнего года первичная переработка нефти упала в два раза — если мерить к январю-сентябрю предыдущего.

Это, в свою очередь, потянуло все промпроизводство на «дно», — на топливную составляющую приходится 1,4 процентного пункта из сентябрьского общего падения.

Можно ли решить эту проблему быстро? Путилин сомневается: «Для этого нужно ввести пошлины на импорт готового топлива, но это приведет к росту цен на бензин внутри страны, а на это правительство не пойдет. Особенно перед выборами». Да и качество украинского бензина, что ни говори, хуже. Впрочем, правительство обещает, что эти факторы его не смутят, и в конце года оно-таки введет пошлины. 

Причина №7: Поздний сбор сельхозкультур

Свою лепту в сентябрьское падение внесло падение переработки сахара. Но, в отличие от многих других, эта проблема — точно временная. Сезон производства сахара обычно стартует в начале сентября и длится до конца декабря. В нынешнем году, говорит Владимир Лапа, президент Украинского клуба аграрного бизнеса, сахарная свекла начала поступать на переработку позже, чем в прошлом году, просто потому, что собирать ее начали также позже. То же и с урожаем подсолнечника. То есть в целом, по результатам года, показатели «отыграются».

Кстати, результаты аграрной отрасли не включают в индекс промпроизводства. Но если бы включали, она бы нанесла серьезный удар показателям текущего года — на фоне высокой базы прошлого.