Важным изменением за последние три с небольшим года — например, по сравнению с ситуацией при банкротстве Lehman Brothers — стало искоренение риска взаимных неплатежей как по требованиям участников рынка, так и под давлением регуляторов.

Важным изменением за последние три с небольшим года — например, по сравнению с ситуацией при банкротстве Lehman Brothers — стало искоренение риска взаимных неплатежей как по требованиям участников рынка, так и под давлением регуляторов. Если три года назад взаимоотношения между продавцами и покупателями (страховщиками и застрахованными) определялись двухсторонними договорами, то сейчас ISDA — администрирующая этот рынок ассоциация финансовых институтов — произвела стандартизацию контрактов и жесткие процедуры выплат. С конца 2008 года произошло 58 кредитных событий, и выплаты по связанным с ними контрактам прошли незамеченными. К тому же сейчас до 90% CDS обеспечены залогом, что снижает как риск невыплат, так и необходимость оттока средств при выплате по контракту.

Принимаемые в последнее время изменения в законодательстве, скорее всего, приведут к тому, что рынок CDS будет практически неотличим от рынка фьючерсов. Централизованный клиринг (выступающий в роли продавца для покупателей и покупателей для продавца и полностью убирающий риски недобросовестности контрагента), частое раскрытие информации об обязательствах, наконец, обязательный учет контрактов по текущей рыночной цене. Вполне возможно, что регуляторы потребуют регулярного резервирования средств по мере изменений рыночной цены — как практикуется на фьючерсных биржах.

Уже в понедельник будет проведен аукцион по определению рыночной стоимости дефолтных греческих бумаг (CDS предусматривают выплаты разницы между этой суммой и номиналом облигации). Такие аукционы могут привести к интересным парадоксам — например, перед аукционом по определению стоимости обязательств банка BTA в 2009 году цена на дефолтные обязательства резко выросла — страховых контрактов выписали больше, чем было просроченных облигаций. Вопрос о предъявлении бумаг также неоднозначен, поскольку старые облигации уже заменены на новые у подавляющего большинства держателей. Но эти вопросы уже скорее юридическая эквилибристика. Для участников рынка важно, что страховой механизм с посткризисными улучшениями соответствует требованиям рынка и справляется со своими функциями даже без зверств со стороны регуляторов.