«Из-за остановки Лисичанского НПЗ в восточных регионах Украины может возникнуть дефицит топлива. Я не исключаю спекулятивную составляющую, которая обычно проявляется при дефиците ресурса. Операторы пытаются найти ресурс на внешних рынках, в частности ведутся переговоры с поставщиками румынских, белорусских и литовских нефтепродуктов. Однако затраты на логистику этих поставок в любом случае несоизмеримы с прежними маршрутами перевозок топлива с ЛИНИКа», — отмечает Сиренко.

Другие же эксперты уверены, что остановка Лисичанского НПЗ не повлияет на стоимость топлива и на обеспечение Восточного региона нефтепродуктами.

«На самом деле цены внутреннего производителя были всегда выше, чем цены по импорту. Если понимать уровень и глубину переработки нефти на ЛИНИКе — на самом деле продукцию из Беларуси возить дешевле», — объясняет президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.

Куюн добавляет, что при нынешней глубине переработки нефти в Украине и отсутствии необходимого объема собственного сырья нет большой разницы, что импортировать — нефть или нефтепродукты. Если на нефтепродукты мы тратим около $6 млрд в год, то на нефть, необходимую для производства этого объема топлива, мы бы потратили около $8,5 млрд. То есть при ввозе нефти из Украины вывозится значительно больше валюты.

С другой стороны, по этой причине не стоит отказываться от собственных НПЗ. Внутренняя нефтепереработка — это более устойчивый рынок, не подверженный резким колебаниям цен, большие запасы топлива и тысячи рабочих мест.

«В то же время при существующей системе обеспечения рынка мы застрахованы от различного рода форс-мажоров или демаршей, как, например, в случае с остановкой Лисичанского НПЗ. Рынок нефтепродуктов — прямая противоположность рынку газа, где мы зависим от одного поставщика и вынуждены молиться на него. На топливном рынке никто не может диктовать условия, включая очень крупных игроков», — подчеркивает Куюн.

В основном участники рынка сходятся во мнении, что если нефть еще две недели продержится на высоких котировках ($120-125 за баррель) в марте розничная стоимость нефтепродуктов повысится на 40-50 копеек. В противном случае АЗС будут терпеть убытки. Многие операторы жалуются, что в течение февраля уже понесли убытки в размере 3-4%.

Правительственная реакция

Во время заседания экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко договорился с участниками рынка о том, что до середины марта цена топлива вырастет максимум на 10 копеек. Однако только в течение последних двух недель стоимость нефтепродуктов на некоторых АЗС уже повышалась дважды. К примеру, цена А-95 на АЗС ОККО повысилась на 11 копеек 26 февраля, и еще на 10 копеек — до 10,80 грн за литр — 1 марта. В среднем сегодня 95-й бензин можно купить по 10,65-10,70 грн за литр. А дизельное топливо вплотную приближается к 10 грн за литр. В частности на АЗС WOG и «Веста» дизель стоит 9,94-9,95 грн за литр.

Заставить операторов АЗС держать цену государство не может. У правительства есть только один инструмент, способный сдерживать рост цен нефтепродуктов — налоги. Сегодня налоговый сбор на дизельное топливо составляет 21%, на бензин — 32%.

Власти могут маневрировать в этих ставках, как было сделано в апреле прошлого года, когда благодаря льготному налогообложению, по оценкам экспертов, удалось избежать подорожания топлива на 50 копеек за литр. Однако эффективность этого инструмента вызывает сомнения. По мнению Косянчука, уменьшение налогового давления лишь временно решит проблему роста цен, но главное — уменьшит поступления в бюджет, а это пенсии, зарплаты, социальные программы. В год парламентских выборов правительство едва решится пойти на это.