«Это стратегические предприятия, связанные с оборонным комплексом, с безопасностью страны. В разных странах частично в этой сфере задействованы частные компании. Но я думаю, что государство будет решать этот вопрос не сегодня и не завтра», — сказал Беспятов.

По мнению партнера юридической компании Agreca Марины Шарапы, возможно, из запрещенного списка исключат и морские порты. «Но дело в том, что порты выставить на продажу просто так не получится. Есть имущество и функции, которые объективно не могут быть приватизированы. Порт, в частности, обеспечивает безопасность судоходства. Поэтому прежде чем порт выставить на приватизацию, необходимо провести реорганизацию и разделить то имущество, которое может быть передано в частную собственность», — отметила юрист, чья компания участвовала в приватизации многих крупных промышленных объектов.

Эксперт Центра исследований армии, конверсии и вооружения Сергей Згурец уверен, что власти также разрешат приватизировать крымский судостроительный завод «Море», который выполняет заказы по строительству кораблей на воздушной подушке и подводных крыльях. «Этот завод строит уникальные корабли, в частности, для Китая», — сказал эксперт.

Закулисные игры

Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что в приватизации объектов из запрещенного списка, прежде всего, заинтересованы отечественные и российские компании.

«Приватизация этих объектов рассчитана исключительно на внутренних и российских инвесторов», — считает Катерина Куценко.

Более категоричен Сергей Згурец. «Эти вещи инициируются закулисными игроками большого формата. Скажем так, представляющие российские интересы. Россиянам важно получить авиастроительные и судостроительные мощности Украины», — считает эксперт.

По словам директора Черкасского приборостроительного завода Владимира Соломко, до кризиса управляемое им предприятие оценивалось в 350-400 млн грн.

«Тогда его хотели купить Порошенко и Васадзе, чтобы производить комплектующие для автомобилей», — сказал он. Теперь же объектом заинтересовались российские компании. «Нами уже заинтересовались Уральский оптико-механический завод и Курганский автобусный завод. Думаю, из серьезных покупателей нашего завода могут быть только россияне», — рассказал Соломко.

А вот в приватизации вагоноремонтных мощностей больше заинтересованы украинские компании. «Вагоноремонтные предприятия могут быть интересны компаниям, которые владеют большим вагонным парком, занимаются железнодорожной логистикой. Это могут быть и вагоностроители, которые хотят увеличить свое влияние на рынке, это могут быть и транспортные компании, которым нужна ремонтная база, и, безусловно, это могут быть крупные вертикальные холдинги», — считает Андрей Беспятов.

Мал золотник, да дорог

Не менее интересно обстоит ситуация с мелкими и средними объектами, которые планируется вывести из списка запрещенных к приватизации предприятий. По словам Сергея Згуреца, предприятия, расположенные в Киеве, Киевской области, Крыму, а также в центральной части крупных городов Украины могут представлять значительный интерес для застройщиков.

«Территории предприятия, тот же киевский Арсенал и мотоциклетный завод с точки зрения строительства жилой и коммерческой недвижимости очень интересны строительным компаниям», — считает он.

Согласна с ним и Марина Шарапа, которая отмечает, что в собственности государства находится очень много научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, которые уже не решают никаких задач, и расположены на лакомых земельных участках.

Эксперты сходятся во мнении, что если приватизировать такие объекты по рыночной стоимости участков, на которых они расположены, государство может получить средств не меньше, чем от приватизации крупных промышленных объектов.