«Думаю, что следующим шагом Кожемякина и Мартыненко будет обращение к Парламентской ассамблее Совета Европы с просьбой лишить Украину членства в ассамблее»,— заявил депутат от Партии регионов Александр Ефремов. Однако эксперты сомневаются, что подобное решение будет принято. И вопрос о политической ориентации украинских депутатов до парламентских выборов и после останется проблемой внутриукраинской.

Незадолго до принятия резолюции ПАСЕ Украина изменила свое представительство в мониторинговом комитете ассамблеи. В частности, депутат от Партии регионов и сестра главы Администрации президента Юлия Левочкина заняла место Сергея Головатого.

Согласно положениям в мониторинговом комитете должен быть один представитель от оппозиции, и один — от власти. Поскольку Ольга Герасимьюк в данной структуре представляет оппозицию, было принято решение, что представителем власти станет Юлия Левочкина.

По словам госпожи Левочкиной, решение о ее выдвижении принимала группа европейских демократов, а утверждало бюро ПАСЕ, и Партия регионов к этому никакого отношения не имела. «Формально господин Головатый — член фракции Партии регионов. Мы никого не отзывали, и это решение не наше, а бюро, и оно было принято тайным голосованием. Мы же нигде не принимали никакого решения по смене представительства в ПАСЕ. Лично мне никто об этом не говорил»,— сказала она. За ее кандидатуру проголосовали 15 членов бюро, 14 — за Сергея Головатого, и один бюллетень оказался недействительным.

Заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый полагает, что замена одного человека в мониторинговом комитете ПАСЕ критически не повлияет на содержание и тональность его будущих решений.Все разочарованы Украиной.

«В любом случае в проекте отчета ПАСЕ по Украине в первую очередь учитывается позиция, которая содержится в объяснительной записке ее содокладчиков — Мариетты де Пурбе Лунден (Швеция) и Майлис Репс (Эстония). Они являются ключевыми экспертами. Поэтому замена одного человека не может критически повлиять на содержание и тональность решений комитета и ПАСЕ в целом»,— сказал «i» эксперт. Однако, продолжил он, сам факт кадровых изменений свидетельствует о том, что действующей власти важно это направление и оценки, которые будут приниматься в отношении нашей страны. «Видимо, будет готовиться какое-то превентивное реагирование на достаточно критические замечания, которые, очевидно, будут содержаться в резолюции. В том числе по поводу политических преследований властью своих оппонентов. В этой связи мониторинг по Украине еще будет продолжаться, и вопрос о его завершении пока не стоит»,— добавил господин Чалый.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев не исключает, что процедуру мониторинга над Украиной в связи с происходящими процессами внутри страны ПАСЕ, наоборот, ужесточит. «Все разочарованы Украиной. 2011 год — год европейских разочарований Украиной и Януковичем. Сейчас страна и ее руководство находится в полуизоляции, поэтому стоит ожидать более жестких и четких формулировок»,— сказал эксперт. Он также сомневается, что присутствие госпожи Левочкиной в мониторинговом комитете организации поможет компенсировать и перекрыть провалы в судебной системе и области прав человека, которые приписывают Украине. «Могут быть некоторые ситуативные решения, но это не повлияет на отношение европейских институций к нашей стране. Развернуть тенденцию новые представители просто не в состоянии. Повлиять на отношения европейцев к Украине могут не отдельные представители в ПАСЕ, сколько внутренняя и внешняя политика самой Украины. Парламентские выборы 2012 г. будут таким тестом»,— добавил он.

Несмотря на декларируемое стремление поучаствовать в построении единой Европы на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона, Украина продолжает пребывать под мониторингом ПАСЕ. При этом с мая по ноябрь 2011 г. Украина председательствовала в Комитете министров Совета Европы, став первой страной-председателем, находящейся под надзором. В то же время в истории были случаи, когда мониторинг ПАСЕ снимался с некоторых стран во время их председательства в этой структуре Совета Европы. В частности, это было в 2006 г. для России и в 2007 г. — в отношении Сербии. За прекращение этой процедуры в отношении нашей страны высказывался президент ПАСЕ Мевлют Чавушоглу, однако этого так и не случилось. Похоже, что ближайший путь освободится от постоянного контроля для Украины — выполнить обязанности и обязательства, вытекающие из ее членства в организации.