Подписание этого документа, который считался безусловно выгодным для Украины, заблокировали представители Узбекистана. Собеседники издания уверены, что отказ от подписания был пролоббирован Россией, которая таким образом отреагировала на решение Киева о выборе европейского вектора экономической интеграции.

О том, что на заседании совета глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ), которое состоялось в четверг в Минске, должен быть подписан новый договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ, неоднократно заявляли представители Украины и секретариата СНГ. Эти ожидания не оправдались – в четверг стало известно о срыве подписания. Премьер-министр Николай Азаров в тот день воздержался от комментариев, а исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев сообщил лишь, что документ отправлен на доработку.

«Компромисс возможен. Основные принципы ЗСТ согласованы, остались небольшие шероховатости»,– заявил он. Коммерсанту удалось выяснить подробности переговоров. Вопреки заверениям господина Лебедева, разногласия оказались весьма серьезными: они касаются ключевых принципов работы ЗСТ. На встрече в Минске Узбекистан потребовал от стран–участниц Содружества отказаться от предусмотренного в договоре механизма решения споров при введении нетарифных барьеров в двусторонней торговле.

Украинский чиновник, информированный о ходе переговоров, назвал позицию Ташкента «неконструктивной». «Наша делегация предложила узбекам: давайте запишем, что все споры будут решаться в двустороннем порядке, а не на уровне комиссии СНГ. Ответ был 'нет'. Мы предлагали и другие варианты, но они все равно отвечали отказом. Кроме того, против договора выступила Туркмения, без объяснения причин»,– утверждает собеседник издания.

Информацию о том, что подписание договора заблокировал Узбекистан «при поддержке некоторых стран-соседей», подтвердил еще один собеседник Коммерсанта. Впрочем, представители Киева уверены, что в действительности за срывом создания ЗСТ стоит РФ. Ранее российская сторона обещала, что ЗСТ будет создана теми участниками СНГ, которые готовы к такому шагу. Но затем Москва вдруг потребовала консенсуса всех 11 стран СНГ по всем нормам договора, что и привело к провалу переговоров.