По данным Bloomberg, общемировой объем международных резервов составляет 7,1 трлн долл., причем около 70% общей суммы находится в „закромах“ десяти стран. Крупнейшими ЗВР располагают Китай (2,13 трлн долл.), Япония (992 млрд), Россия (398,3 млрд), Тайвань (321 млрд) и Индия (260 млрд). По оценке МВФ, в 2008 году в американской валюте и номинированных в ней активах размещалось 64% международных резервов.

»Мы рассчитываем, что доллар несколько ослабнет и уже не будет так сильно доминировать в международных резервах, как это было в недавнем прошлом", — цитирует Bloomberg главного экономиста S&P Дэвида Уисса. Тем не менее, по его мнению, доллар останется основной валютой для размещения резервов. Его позиция дополнила дискуссию, развернутую вокруг будущего доллара в по­следние недели. Наиболее жестко по этому поводу высказался нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. По его мнению, доллар слишком низкодоходная и рисковая валюта, слишком опасная в качестве основной формы размещения резервов. В этой связи примечательно, что в среду ставка LIBOR по трехмесячному кредиту в долларах (0,37188%) впервые за 16 лет опустилась ниже аналогичной ставки в иенах (0,38813%). Это свидетельствует об уверенности инвесторов, что ФРС сохранит ставку рефинансирования на низком уровне на долгое время.

Согласны с г-ном Стиглицем и в крупнейшей в мире компании по управлению облигационными фондами PIMCO. «Мы предвидим потерю долларом статуса средства сохранения стоимости даже в отсутствие какой-то одной обоснованной альтернативы», — считает управляющий директор PIMCO Кертис Мьюборн. «Разговоры о диверсификации резервов и снижении роли доллара были изначально подняты странами, располагающими обширными резервами, — Китаем, Бразилией, Россией — с целью надавить на США, обеспечить качество долларовых активов, в которых размещены их запасы», — отметил РБК daily валютный стратег BNP Paribas Иэн Стэннард. Впрочем, недовольство доминированием доллара высказывают и на Западе. «Политические и экономические реалии многополярного мира раньше или позже найдут свое выражение и на монетарном уровне», — заявил в среду президент Франции Николя Саркози. Основная причина озабоченности статусом доллара — ухудшение состояния госфинансов США. В среду официальный прогноз по дефициту бюджета США в 2010—2019 годах был повышен с 7,1 трлн до 9,1 трлн долл. Это сказывается и на курсе доллара, который с начала этого года потерял по отношению к евро более 2%. «Обменный курс доллара в силу структурных проблем американской экономики продолжит снижаться в долгосрочной перспективе», — прогнозирует валютный стратег UBS Джеффри Ю.

Впрочем, как отмечают эксперты, роль доллара в международных финансах снижается довольно давно, и этот процесс продолжится. «Мы рассчитываем, что курс доллара и его доля в резервах будут сокращаться по мере того, как центробанки богатых резервами стран будут постепенно диверсифицировать свои вложения. Однако это очень долгий процесс — упади доллар резко, центробанки этих стран были бы вынуждены скупать его, чтобы не допустить укрепления национальных валют», — полагает валютный стратег UBS Маркус Хеттингер. По его мнению, главной альтернативой доллару в настоящий момент остается евро. По данным МВФ, с 1999 по 2008 год доля доллара в мировых ЗВР сократилась с 70,9 до 64%, одно­временно доля евро выросла с 17,9 до 26,5%. «Критерием для резервного статуса валюты является не страна ее происхождения, а емкость рынков по расчету в данной валюте и объем активов, номинированных в ней. США располагают самыми большими и ликвидными рынками в мире. Тому же юаню статус резервной валюты не грозит еще как минимум десять лет», — заключил Джеффри Ю.