Как сообщил президент Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет) Валентин Куличенко, в июне ситуация в ломозаготовительной отрасли стабилизировалось. «Появилась некоторая тенденция к росту объемов потребления лома металлургическими предприятиями Украины, заметно увеличился экспорт лома», - сказал он, вместе с тем добавив: «Но уже звучат предостережения относительно снижения объемов выплавки стали в Украине в ближайшее время, а ведь наша деятельность - это зеркальное отражение ситуации в металлургической отрасли. Падают объемы выплавки стали - снижаются закупки лома».

Президент УАВтормет уточнил, что, в среднем, с начала года предприятия Ассоциации реализуют на украинском рынке около 300 тыс. тонн лома и около 100 тыс. тонн экспортируют.

Что касается крупнейших импортеров украинского лома, таких как Турция, Египет, Молдова, то, по словам В.Куличенко, потребление лома в этих странах также носит ситуативный характер. «Есть спрос на сталь – покупают украинский лом», - пояснил эксперт. При этом он отметил, что запасы лома на металлургических предприятиях крупнейшего импортера украинского лома - Турции - начали расти, соответственно будут снижаться закупки лома в Украине.

В этой связи нельзя не вспомнить о том, что август традиционно является «мертвым сезоном» для украинских экспортеров металлопроката. Это связано с мусульманским праздником Рамадан, который продлится в этом году с 22 августа по 20 сентября, а так же с началом сезона муссонных дождей в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Как известно, страны Ближнего Востока, Северной Африки и ЮВА являются одними из основных потребителей украинского металла. Естественно, что отразится грядущее затишье и на поставках металлолома.

Говоря о ценах на лом, Валентин Куличенко сообщил, что во ІІ квартале текущего года цена украинского лома на внешнем рынке стабилизировалась на уровне 220-240 долл. за 1 тонну, тогда как на внутреннем украинском рынке она составляет 1050-1060 грн. (около 150 долл.) за 1 тонну. По мнению Валентина Куличенко, цена на внутреннем рынке является явно заниженной.

С ним нельзя не согласиться, особенно учитывая ценовую политику украинских металлургов на внутреннем рынке. В течение всего этого года Минпромполитики неоднократно призывал металлургические предприятия Украины привести цены на свой металлопрокат на внутреннем рынке в соответствие с экспортными ценами на их продукцию. Однако отечественный металл украинскому потребителю по-прежнему обходится дороже, чем зарубежному. На ум приходит древняя поговорка о быке и Юпитере.

В результате имеем логичное развитие сюжета. По оценке В.Куличенко, экспорт металлолома в этом году может составить до ¼ от всего объема реализованного предприятиями УАВтормет лома. «Согласно заявкам, уже поступивши от ломозаготовителей, экспорт металлолома из Украины может составить до конца года около 1 млн. тонн, тогда как на внутреннем рынке будет реализовано около 3 млн. тонн», - прогнозирует В.Куличенко.

Если эти прогнозы сбудутся, то, в 2009 году экспорт украинского металлолома в реальных цифрах вырастет в сравнении с прошлым годом в более чем полтора раза. (1 млн. тонн против 637 тыс. тонн в 2008 году). Если же определять показатель роста исходя из отношения экспорта к общему объему реализации лома, прогнозируемому в текущем году на уровне 4 млн. тонн, то он составит уже рекордные 25% против 10% в прошлом году.

Но не только заниженная цена на внутреннем рынке приводит к увеличению экспорта украинского лома. В определенном смысле металлолом можно рассматривать как индикатор устойчивости украинской металлургии к кризисным явлениям. Тот факт, что одни из основных конкурентов украинских металлургов на Ближнем Востоке – турки, несмотря на кризис, наращивают потребление украинского металлолома, свидетельствует явно не в нашу пользу. Причина тут в более низкой себестоимости турецкой металлопродукции, которая производится почти исключительно на современных электросталеплавильных предприятиях. Основным сырьем при этом является металлолом, а энергоносителем электричество, тогда как в Украине в помощью электродуговых печей выплавляется только около 4%, весь остальной объем стали производится с помощью архаичных мартеновских печей (около 45%), а также конвертерным способом (51%), для чего расходуются значительные объемы энергоносителей кокса и природного газа. При этом,основным видом сырья служит чугун, который в свою очередь выплавляется из железорудного концентрата. Тут, правда, стоит уточнить, что металлолом используется и в мартеновском, и в конвертерном производстве стали, однако в многократно меньших объемах, чем на электросталеплавильных предприятиях.

Как известно, традиционные сталеплавильные технологии крайне вредны для экологии, и электросталеплавильные заводы выгодно отличаются от них в этом плане. Конечно, именно по традиционным схемам работает большинство металлургических предприятий мира, тем не менее, Украина вполне могла увеличить долю электростали в общем производстве металла. И надо отметить, что до кризиса у нас были планы по строительству элеткросталеплавильных предприятий. К 2013-2014 годам в Украине планировалось ввести в эксплуатацию электросталеплавильные комплексы в Белой Церкви и Ровенской области (компания «Еврофинанс Лтд.»), а также электросталеплавильный завод «Интерпайп Сталь». Похоже, что в связи с кризисом реализация планов по строительству предприятий в Белой Церкви и под Ровно откладывается на неопределенный срок, продлены сроки строительства и на «Интерпайп Сталь». Одним словом, наши металлургические компании так и не успели воспользоваться возможностями, которые им предоставлял росший последние 5 лет рынок стали.

Сегодня в Украине работает только два металлургических предприятия, использующих для выплавки стали исключительно индукционные и электродуговые печи – это «Днепроспецсталь» и «ИСТИЛ (Украина)». Тем временем, в связи с 30-40% сокращением производства на отечественных метпредприятиях, в Украине впервые за последние 5 лет образовался профицит металлолома в объеме около 2 млн. тонн в 2009 году. К сожалению, большая его часть может уйти к конкурентам украинских металлургов, которые демонстрируют значительно большую устойчивость к падениям цен на сталь. По итогам первых шести месяцев этого года Украина произвела 13,6 млн. тонн стали, что на 39% меньше, чем за аналогичный период 2008 года, тогда как Турция 11,7 млн. тонн, что лишь на 17,3% меньше, чем за первое полугодие прошлого года. В первую очередь, это объясняется способностью турецких металлургов снижать цены на свою продукцию. Нашим же метпредприятиям следовать за падающим трендом мешает высокая себестоимость производства, обусловленная низкой энергоэффективностью, а также медленно снижающимися ценами на кокс, газ и железорудное сырье. Естественно, что в такой ситуации покупать лом по мировым ценам они не в состоянии. Так что можно говорить о том, что украинский металлолом работает против тех, кто, когда-то его произвел. 

Антон Лосев (УНИАН)