Об общем состоянии экономики

Первую неделю войны было оцепенение. Люди не знали, что делать, где и когда это закончится.

Сегодня экономика адаптировалась, предприятия, физически могут работать — уже работают. На это было направлено несколько эффективных мер правительства, в частности значительное уменьшение налогов и административного давления, эвакуация предприятий, расширение государственного заказа. Мы заняли работой все предприятия, выпускащие товары первой необходимости, продукты питания.

Министр финансов считает, что в марте 30% компаний не работало. Теперь уже меньше.

Если говорить о налогах, то в марте бюджет получил на 30% больше, чем за аналогичный месяц 2021 благодаря перевыполнению плана по НДС и уплате дивидендов государственными компаниями. То есть это не классические налоговые поступления.

Хотя в марте шла уплата налогов за практически мирный февраль. А если говорить о налоге на прибыль, то речь идет о 2021-м году.

И все равно поступления от некоторых предприятий «просели».

Сложнее всего тем предприятиям, которые находятся под обстрелами и физически не могут работать.

Вторая категория — это те предприятия, у которых был рынок сбыта в Беларуси или России. Введение эмбарго вынуждает правительство предложить этим компаниям альтернативные рынки сбыта, над чем правительство сегодня работает.

О заимствовании

У нас есть три источника поступлений: это доходы бюджета, облигации (в том числе военные) и помощь наших внешних партнеров. Пока помощь наших внешних партнеров существенна, но мы понимаем, что ее нужно будет больше, потому что бюджет войны более чем в четыре раза больше, чем бюджет мира.

Читайте также: Международная помощь Украине: 95% — кредиты, которые нужно возвращать

Сейчас мы получаем дешевые деньги. Несмотря на то, что это кредиты, там ставка около 1% годовых. Это абсолютно приемлемые условия.

Однако мы не знаем, какой объем нам необходимо будет привлечь к концу войны, ведь в этой формуле одна неизвестная — когда закончится война.

Предел внешнего долга — 80−100% от ВВП. Это опасный для нас максимум. До этого порога мы будем наращивать заимствования (до войны этот показатель составлял примерно 64,6% ВВП).

О налоговых инициативах власти

На упрощенную систему налогообложения с уплатой 2% от оборота уже перешло почти 200 тыс. — и компании, и ФОПы. Мы видим, что предприятия работают. В то же время, у меня есть сомнения в обоснованности решения предоставить льготы по ввозу товаров на таможенную территорию Украины.

Оно сыграло определенную роль, когда в Украину были завезены товары, чтобы не было дефицита, но сегодня его нужно отменить, потому что оно сейчас больше вредит, чем приносит пользы.

Еще у нас было решение об освобождении от уплаты акциза и налога на добавленную стоимость ввоза горючего. Также считаю его ошибочным. Мы могли бы не лишать государство в военное время очень и очень больших поступлений.

Читайте также: Сергей Куюн о рынке топлива: А-92 потихоньку отходит, меньше будет сжиженного газа

Также были приняты таможенные упрощения для ввоза автомобилей. Количество растаможенных авто уже перевалило за 10 тысяч. Мы уже закончили со снижением налогообложения.

Относительно налоговой амнистии: за период войны задекларировали полмиллиарда гривен. Поступления в бюджет составили около 25 миллионов.

О возможной национализации «Альфа-банка»

МР Банк (ранее Сбербанк) и Проминвестбанк уже национализировали. Принято решение правительства и есть обращение в СНБО. Решения СНБО еще нет.

Такой подход можно применять к другим российским банкам, работающим на рынке, например, к Альфа-банку.

Но, играя в экспроприацию или национализацию, мы должны не сделать хуже себе. Национализация «Альфа-банка"может привести к потерям нашего государства в связи с большим объемом депозитных вкладов, которые необходимо будет возвращать в пределах суммы гарантирования, которую мы имеем сегодня, а это 100% вкладов.

Поэтому я бы вообще удерживался в таких чувствительных вопросах от революционной целесообразности.

О налоговой системе после войны

Война — шанс перезагрузить не только налоговую систему, но и страну в целом.

Первое, что должна обеспечить налоговая система после войны — это справедливое перераспределение, без всяких «шкурняков», которые проводят для себя большие олигархические группы через Верховную Раду, а меньшие — через исполнительную власть. Без отдельных «золотых» отраслей, работающих с уменьшенным налогообложением. Без контрабанды, которая бесконтрольно реализуется без документов.

Все должны справедливо платить налог, который прописан в законе. Будет ли он больше или меньше, об этом можно дискутировать. Мы готовы. На самом деле, ставка налога — это не первый вопрос. Первый вопрос — чтобы все платили эту ставку.

Второе — она должна быть вплетена в новый План Маршалла. Она должна стать его элементом, стимулировать то, что в нем будет написано. Развитие ВПК должно стать основной отраслью, а затем восстановление инфраструктуры и жилья, ИТ, сельскохозяйственная переработка, промышленность и т. д. Мы сейчас работаем над приоритетами плана.

Также следует провести реструктуризацию экономики с точки зрения того, что мы больше не транзитная страна. Мы уже находимся в определенном замкнутом пространстве, и должны стать частью экономики ЕС. Мы должны взять на себя часть их производственных цепей и получить рынок ЕС как рынок сбыта.

19 апреля на комитете рассмотрели законопроект об индустриальных парках — это один из инструментов. Еще один — закон о локализации, инвестируемый. То есть все, что направлено на обеспечение производства на территории Украины товаров с высокой добавленной стоимостью. Мы не должны быть номер один в мире по металлу, по руде или почему-то другому. Мы должны зарабатывать на огромном рынке и ориентироваться на рынок ЕС.