Постсоветский синдром

Мы вышли из СССР, где мало кто знал о том, какие налоги и каким образом надо платить. Поскольку легального бизнеса не было, не было и налогового планирования.

Во времена хаотического капитализма 90-х вопрос уплаты налогов также на самом деле никого не интересовал — нужно было выжить любой ценой, и, желательно, не делиться доходами с государством.

Налоговая администрация в глазах предпринимателей всех калибров, особенно малого и среднего бизнеса (МСБ), приобрела понемногу имидж карательного органа (к сожалению, он до сих пор не изменился).

Отыскивать и находить различные способы неуплаты налогов для бизнесов всех размеров стало «робингудством». Тогда же появилось выражение «налоги платит только трус».

Сегодня реноме последовательного неплательщика налогов уже не является чем-то геройским, уклонение от налогов — уже не «робингудство», а партизанщина. И это явление тоже скоро должно исчезнуть — такие тенденции в цивилизованном мире.

Что нужно сделать, чтобы уплата налогов, а не схемы уклонения, в Украине стала нормой? На самом деле, ничего нового — изменения в законодательстве и адекватное восприятие фискальных органов, что тоже зависит от законодательных изменений.

Читайте также: 30 лет независимости Украины: Стали ли украинцы жить богаче

Как превратить налоговую в своего друга

В обществе остается настороженное, часто негативное отношение к налоговой, которое сформировалось еще в 90-х.

И, к сожалению, ни изменение названия, ни любые другие действия руководителей ГФС не повлияли на отношение налогоплательщиков: и ФОПов, и крупных компаний.

Налоговая — все еще враг, который все забирает и ничего не отдает. Можно ли найти приемлемый выход? Самый лучший, по моему мнению, путь — европейский: максимальная прозрачность работы, диджитализация, минимум личного контакта с налоговыми инспекторами.

Это позволит сократить их штат и создать более адекватные отношения фискальных органов и бизнеса. А это, согласитесь, немаловажно — пусть не симпатия, но адекватное восприятие и готовность к сотрудничеству.

Создать систему, в которой не платить налоги для МСБ будет экономически невыгодно и нецелесообразно — задача повышенной сложности, «со звездочкой», но выполнимая.

Стоит посмотреть на то, как преображается налоговое законодательство у наших соседей. Это не вопрос создания велосипеда, а вопрос опыта, который можно применить к ситуации в Украине.

Читайте также: Налоги с инвестактивов: сколько платим с купли-продажи акций и дивидендов

Какие законодательные изменения нужны

  1. Перевод ФОПов в общее налоговое законодательство.
  2. Создание механизма, по которому неуплата налога на доходы физических лиц будет дороже, чем уплата.
  3. Пересмотр налога на прибыль, на репатриацию.

Чем прозрачнее система, тем меньше льгот и меньше нарушений.

Я не против физических лиц-предпринимателей. Я против тех схем уклонения от налогов или существенного их уменьшения, в которых так или иначе задействованы ФОПы. Против системы «скруток», которая, к сожалению, много лет паразитирует на нашей экономике.

«Скрутки» — не «робингудство» и не партизанщина. Это то, что систематически ослабляет и не дает развиваться экономике Украины.

Когда мне говорят о том, что «скрутки» в Украине невозможно победить, я спорю, ведь это то же самое, когда больной кричит — хочу быть здоровым, но не хочу лечиться.

Безусловно, многое зависит от состояния экономики. Вполне возможно создать систему, когда платить НДС будет выгоднее, чем разрабатывать схемы его минимизации.

Проблема «скрутчиков» является во многом проблемой человеческого фактора наших фискальных органов. Для чего это используется? Часто для того, чтобы легализовать контрабанду.

Считаю, что объединение налоговой и таможни — единственный правильный путь, поскольку эти два ведомства занимаются одним и тем же по сути — взысканием налогов. Между ними не должно быть той конкуренции, что есть сейчас. Система, объединенная в один финансовый узел — правильная система.

Почти создано Бюро экономической безопасности, и это замечательно. Объединить его с финмониторингом — тоже неплохая идея, потому что финмониторинг — более глобальный надзорный орган, чем фискальная служба.

Читайте также: Через 5 лет сбережения могут превратиться в фантики: что с этим делать

Европейский опыт

Чтобы далеко не ходить, возьмем дружественную к нам Литву. Что там произошло в свое время? Появилась финансовая полиция, которая обязала банки раскрывать информацию о транзакции резидентов.

Далее финполиция, где работают достаточно умные люди, разработала алгоритм-трафарет, который можно наложить на любую транзакцию. Если она выпадает за пределы этого трафарета, это повод посмотреть на нее повнимательнее.

И налоговые проверки уже не нужны. На первый взгляд, простой путь, но чтобы его начать, Литве тоже понадобилось время. А чтобы поддерживать — свобода и силы не отступать.

Скоро начнет работу Верховная Рада, которая будет работать над законопроектом № 5600, который уже вызвал немало споров. Нужно готовиться к жестоким дискуссиям. Кто-то будет саботировать принятие изменений, кто-то — будет искать компромиссы.

К чему придем в итоге? Очень надеюсь, что здравый смысл победит жадность, и Украина приблизится к прозрачным процессам и высокотехнологичным моментам, связанным с налоговым планированием.