В принципе, от нее ждали повышения процентной ставки на 0,25% и рассказа о стратегии и тактике проведения сокращения баланса ФРС. Самый вероятный сценарий, заложенный в прогнозы, был следующим — повышение ставки и объявление политики сокращения в ближайшее время баланса Федрезерва.

Это уже было заложено мировыми спекулянтами в курс доллара относительно других валют. Но, если бы, ожидания по ставке не оправдались, или что-то пошло бы не так в сроках и суммах сокращения баланса ФРС, то глобальные мировые валютные ралли со слабо прогнозируемыми результатами были бы неминуемы.

Курсовых потерь опасаются все главы центробанков развивающихся стран (у всех в памяти события 2013 года, когда заявление Федрезерва только о намерении сократить покупки облигаций на американском рынке спровоцировало серьезные валютные ралли на мировых рынках, уход капиталов из развивающихся стран, а также обвал их национальных валют).

Боятся этого и сами американцы — в наше нестабильное время даже с политической точки зрения — сейчас США крайне невыгодно стать в очередной раз «причиной всех финансовых бед мира», не говоря уже о том, что разорение экономик ближайших союзников Америки (а многие из них — развивающиеся страны — могут серьезно пострадать от слишком радикальных решений ФРС) не добавит им оптимизма и конструктива в сотрудничестве с этой страной. Поэтому большинство аналитиков склонялось к тому, что решения ФРС будут максимально мягкими.

Опасаясь глобальных валютных перекосов — руководители Федрезерва пытаются быть максимально открытыми в своих сообщениях об их стратегии на рынке, чтобы мировые финансовые центры влияния успели смягчить последствия их решений и валютные ралли были минимальны.

Масштабы возможных проблем можно оценить хотя бы по объемам баланса ФРС: в июне 2017 года активы ФРС составляют почти $4,5 трлн, увеличившись с $800 млрд до кризиса, когда активизировались масштабные программы Федрезерва по выкупу американских облигаций для насыщения банков и компаний «дешевыми и длинными» ресурсами, что привело к падению процентных ставок по кредитам и улучшению ситуации в экономике Америки.

Что решил ФРС

В целом, решения ФРС подтвердили почти все прогнозы аналитиков. Кроме повышения процентной ставки были озвучены и планы на ближайшее будущее. Основные месседжи рынку следующие:

  • Повышена базовая процентная ставка 0.25 % до 1-1,25%;
  • Отмечен умеренный рост экономики США, а оценка инфляции на 2017 год снижена — с 1,9% до 1,6%;
  • ФРС надеется на еще одно (третье) повышение ставки в 2017 году. На решение об очередном повышении ставки будут влиять показатели рынка труда, инфляционное давление и инфляционные ожидания, а также общая ситуация в мировой экономике и политике;
  • Планируется старт сокращения активов на балансе, уровень которых достиг $4,5 трлн после стимулирующих программ. ФРС будет сокращать объемы реинвестирования казначейских долговых бумаг и ипотечных бумаг федеральных агентств. Сокращение объемов казначейских госбумаг, составит ежемесячно $6 млрд и будет увеличиваться на эту сумму каждый квартал до тех пор, пока не достигнет $30 млрд в месяц. По ипотечным бумагам федеральных агентств сокращение объема реинвестирования составит $4 млрд ежемесячно и будет увеличиваться этим же шагом каждый квартал пока не составит $20 млрд в месяц.

Простым языком, позиции доллара в ближайшее время могут существенно укрепиться, так как экономика США на подъеме, а сокращение баланса ФРС приведет к уменьшению долларовой ликвидности в банковской системе США и мире, что в свою очередь — будет усиливать доллар.

Кроме этого, перспектива нового повышения ставки в этом году приведет к повышению интереса к американской валюте со стороны финансовых спекулянтов, что в свою очередь отразится на развивающихся рынках — инвесторы не любят рисковать и предстоящее повышение ставки приведет к оттоку части их капиталов на американский рынок.

Следующие заседания ФРС США в 2017 году состоятся 19–20 сентября и 12–13 декабря.