Виталий Шапран

Считаю, что 99% идей, звучащих на публику, только вредят национальной экономике Украины. Вандализм в отношении легального бизнеса с российским капиталом в Украине является абсолютно неприемлемым и постыдным явлением.

7 причин «за»

1. Нужно сразу разделить банки с участием частного российского капитала и банки с участием государственного российского капитала. Здесь капитал капиталу рознь. Если частные лица, не разделяющие политику РФ, ищут возможность спрятать в Украине капитал, то очень глупо отталкивать таких инвесторов от Украины. Их инвестиции и кредиты работают на украинскую экономику и идут на пользу Украине.

2. Банки, у которых в капитале есть доля российских госбанков, сами по себе разные. К примеру, у российского ВТБ в составе акционеров есть Государственный нефтяной фонд Республики Азербайджан и швейцарская банковская группа Credit Suisse AG. И хотя банк контролируется правительством РФ, его финансовые результаты, ухудшенные под действием санкций в мире и ограничений в Украине, косвенно бьют и по доходам миноритарных акционеров.

3. Если сложить кредитный портфель Проминвестбанка, ВТБ и Сбербанка РФ, то на начало 2016 года они занимали примерно 15% от всех кредитов, выданных в Украине, также на их долю приходилось примерно 7% вкладов бизнеса и населения. На ₴22 млрд депозитов. Отправка любого из названных банков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц просто бы парализовала работу Фонда.

4. Еще более глупым выглядят упреки в том, что НБУ дает возможность банкам с российским капиталом зарабатывать в Украине. Увы, деятельность банков с российским капиталом последние 2 года была преимущественно убыточной, материнские структуры их систематически докапитализировали на десятки миллиардов гривен. Также напомню, что текущие ограничения НБУ для валютного рынка не позволяют выплачивать дивиденды.

5. 99% персонала украинских банков с российским капиталом — это граждане Украины, которые получают там заработную плату и платят налоги. Кроме того, сами банки как юридические лица, помимо того, что финансируют проекты в Украине, также платят налоги. Прекращение их работы в Украине будет означать не только снижение объема работающих кредитов в экономике страны, но и безработицу для персонала этих банков, а также снижение налоговых платежей.

6. После последней «акции» в Киеве фотографии разграбленного офиса одного из банков облетели все мировые информационные агентства: Reuters, Bloomberg а также сорвали первую полосу в популярном среди бизнесменов финансового рынка Wall Street Journal. Думаю, что 75-95% бизнесменов в США и Старой Европе не особенно разбираются в тонкостях украино-российского конфликта, но вот 99% из них вряд ли поспешат инвестировать в страну, где можно разграбить банк в центре столицы.

7. В.В. Путину оказалось невозможно «простить» все кредиты украинских банков крымским заемщикам, хотя такие заявления и были сделаны сразу после аннексии Крыма. А простить не получилось только благодаря тому, что в Украине были и есть банки с российским капиталом. И в случае неадекватных действий РФ в отношении украинских банков, Украина могла бы осуществить симметричный ответ. Зачем же Украине лишать себя проверенного сдерживающего фактора?

2 причины «против»

1. Конечно, российские спецслужбы могут привлекать банки с российским капиталом в Украине для сбора и обработки информации. Очень глупо было давать на обслуживание этим банкам бюджетные зарплатные проекты, например, подразделений СБУ, Нацгвардии, Минообороны и других силовых ведомств. Насколько мне известно, Минфин уже успешно разобрался с этой проблемой.

2. Могут привлекать такие банки и внимание российских так называемых «патриотов», нацеленных на финансирование терроризма в зоне АТО. Практически любому крупному банку будет очень тяжело отследить в рознице такие операции и, главное, не допустить их появления. Подобные вещи должны находиться в ведении украинских спецслужб и отслеживаться через Госфинмониторинг. Если закроют каналы через банки с российским капиталом, то финансирование будет проходить через другие банки. Т.е. это причина, чтобы усилить бдительность, а не выдворять эти банки из страны.

И в завершение. В мировой практике опыт ограничений участия иностранных правительств в капитале финансовых учреждений просто огромен. Украине нужно изучать и применять этот опыт, квотируя размер участия банков, подконтрольных иностранным правительствам, в капитале, активах и (или) вкладах. Некоторые сегменты бизнеса должны быть для таких банков просто недоступны.