Почему украинские банки идут не в ногу, и куда их может привести нынешняя стратегия на своей странице в Facebook написал сооснователь и бывший глава банка «Аваль», совладелец группы компаний «Молочный альянс» Александр Деркач. 

Александр Деркач

В 1999-м мне попалась на глаза книга Ханса Ульриха Дерига. Универсальный банк — банк будущего. Её автор, господин Дериг — крупный швейцарский банкир. С 2009 по 2011 год руководил банком Credit Suisse. Я ее прочитал за вечер и на следующий день послал в магазин еще за двумя десятками экземпляров, которые раздал менеджменту своего банка. Тогда все казалось предельно ясным. Банки превращались в супермаркеты. Розница ставилась во главу угла. В отделениях продавалось все. Карты, кредиты, страховки, турпоездки, мыло и гвозди. Половина в онлайне по интернету. Это было модно. Параллельно создавались и расширялись всяческие инвестиционные подразделения. Рынки росли, росла капитализация. О нормативах никто не думал. Требования были не высоки. Расходы никто не считал.

Потом наступил 2008 год. Когда большинство американских, британских и европейских банков оказались фактическими банкротами. Все стало на свои места. Банки из магазинов сильпо стали снова возвращаться в свое классическое состояние. Распродавались целые подразделения, целые направления бизнеса и целые классы активов. Многое, например, работа с картами, ушло на аутсорсинг. В том же UBS, одном из крупнейших мировых банков, вообще нет своих карт. От имени банка их выпускает финансовая компания. И с American Express они не работают. И небо не падает на землю.

На первый план в банковском секторе вышла ликвидность и надежность. Базель III, который начали внедрять в 2013 году, резко ужесточил требования как к капиталу, так и к методам его формирования. В банковский обиход вошло страшное слово compliance. То есть, проверки операций и клиентов на соответствие требованиям закона и внутренним документам банка. С которого начинается процесс открытия любого счета и осуществление практически любой транзакции. Уже нельзя гонять деньги между счетами, как было раньше. 24 часа в сутки. Да и счет в нормальном банке открыть (и удержать его там) стало чертовски трудно.

Теперь о наших банках

У нас, по-моему, сейчас главный вопрос — что будет с Приват 24 и как создать себе такой же, или даже лучше. И жизнь удастся. Бабло повалит. Не повалит. Ни в этот банк, ни в банковскую систему.

Вот что хочу сказать. Как клиент, и неплохой клиент. И частный и корпоративный. Сколько киосков на Троещинский рынок не добавляй, как гирляндами их не обвешивай, сколько Мбит/с интернета туда не подводи, в ЦУМ он не превратится. И никакой супер-пупер-быстрый ХХХ-24 или YYY-24 дырки ни в каком балансе не закроет. И денег я туда не понесу. Как не носил никогда в Надру, в Вабанк, в Дельту и в Приват. Как не носил и не понесу в госбанки со всеми их госгарантиями. Которые меня больше настораживают, чем радуют. А понесу... сами знаете, куда я понесу. Хоть и под ноль целых, ноль десятых.

Конечно, надо развиваться технологически. Но никакие высокие проценты, никакие фишки и примочки в банке не заменят его надежность, ликвидность и транспарентность. По крайней мере лично для меня и для сотен тысяч таких же страшно недоверчивых и нудных клиентов. Которые внимательно читают договора и даже то, что мелким шрифтом. Которые и формируют ядро банковской системы в любой стране. А не «группа здоровья», которая за лишних 5 процентов будет рысачить между банками, сметая всех и всё. И не частные предприниматели со своими 2 тысячами гривен в онлайне. Опыт показывает.

PS. Не ищите аналогий и совпадений. Я не имею в виду какой-то конкретный банк. Я говорю о своих ощущениях тенденции, которая, как мне кажется, снова овладевает массами. С опозданием лет на 15.