Базовая проблема национальной экономики — неподъемная ставка по кредитным ресурсам. НБУ декларирует в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики учетную ставку. Однако качество такого инструмента низкое из-за слабой связи учетной ставки с рынком депозитных сертификатов и кредитных ресурсов. Несмотря на снижение учетной ставки центрального банка, депозитные сертификаты НБУ продолжают быть более привлекательными, чем кредитование реального сектора экономики, консолидируя в себе всю банковскую ликвидность.

В 2016 году НБУ снизил ставку с 22% до 14%, что в итоге положительно влияло на депозитный рынок. Средние ставки по гривне упали с 21% до 17%, по доллару – с 7,5% до 5,2%. Однако, данная ситуация продемонстрировала слабую связь инструментов НБУ с кредитным рынком. Несмотря на снижение учетной ставки НБУ средние ставки по потребительским и корпоративным кредитам существенно выросли по сравнению с прошлым годом. Если в 2015 году средняя ставка по банковским продуктам составляла 27%, то в этом году – превысила уровень 30% (31,2% в сентябре). Если деловая активность в стране только начинает оживляться, то спрос на потребительское кредитование со стороны населения позволяет держать процентные ставки на высоком уровне.

В таких условиях политика таргетирования инфляции является неэффективной, поскольку снижение учетной ставки не влияет на снижение ставки по кредитам, которая закладывается в стоимость отечественных товаров, что в результате повышает цену реализации и формирует инфляцию.

В данном случае главными бенефициарами в экономике становятся коммерческие банки, а не реальный сектор экономики. Банки получают ликвидность по ставкам от 18% и затем направляют ее в реальный сектор под 30% годовых, что является главным препятствием для экономического роста. То есть таргетирование тормозит рост валового внутреннего продукта, поскольку рынок кредитов очень слабо реагирует на снижение учетной ставки.

Другим недостатком текущего денежно-кредитного регулирования НБУ является избыточная ликвидность коммерческих банков, которые не намерены снижать процентные ставки и таким образом способствовать расширению кредитования реального сектора экономики. 

В режиме избыточной ликвидности в ноябре текущего года находилось 2/3 платежеспособных банков. Основная масса ликвидности была сконцентрирована в банках с иностранным капиталом и госбанках.

Необходимо направить уже существующую ликвидность на кредитный рынок.

Большинство банков жалуется на отсутствие эффективного заемщика и закредитованность национальной экономики, тем самым аргументируя свои вложения в депозитные сертификаты Нацбанка и облигации внутреннего государственного займа. Однако если эффективных заемщиков нет, то их нужно создавать через развитие новых сфер бизнеса. И в данном случае возникает процентный риск, а именно из-за высоких процентных ставок бизнес не в состоянии эффективно функционировать, реализуя долгосрочные проекты.

Единственным возможным путем развития в условиях неоколониальной политики иностранных банков в Украине является финансирование создания новых предприятий за счет государственных банков, которые затем можно будет приватизировать через открытый конкурс и таким образом насытить экономику эффективными заемщиками и новыми сферами деятельности.

В противном случае иностранные банки будут кредитовать только население и те сферы бизнеса, которые имеют наибольшую оборачиваемость капитала, что не обеспечивает стратегическое развитие страны в целом и стабильного фундамента для финансовой системы в частности. Что касается денежно-кредитной политики НБУ, то на сегодня она полностью служит интересам неоколониального капитализма в Украине, обеспечивая иностранные финансовые учреждения достаточной маржой.