Звучит очень обнадеживающе, особенно для людей, отчаявшихся забрать свои деньги. Правда это все вранье. Ведь такая помощь заведомо невозможна.

Примеров, когда крупного вкладчика категории «200+» буквально терроризируют всяческими предложениями подобного рода множество. Чаще всего им предлагают вполне себе реалистичные схемы по «схлопыванию депозитов». Посредник сводит некоего заемщика банка с владельцем депозита и предлагает последнему как бы погасить кредит за счет своего вклада. Взамен предполагается, что должник даст вкладчику живые деньги. Сами же юристы берутся в суде доказать правомочность такой сделки, если ее решит оспорить Фонд гарантирования.

Такая схема действительно выгодна всем – заемщик гасит долг перед банком, вкладчик получает пусть и не все деньги, но зато прямо сейчас. Проблема только в одном — это незаконно.

«Как правило, с помощью схлопывания вкладчикам обещают вернуть около 30% от их вклада. Многие на это покупаются. При этом зарабатывают деньги мошенники на предоплатах – обычно это 10% от якобы «возвращенной суммы» или фиксированная цена – 2-3 тыс. долларов. Договора прописывают очень грамотно – никаких шансов потребовать вернуть предоплату фактически нет» — рассказывает глава «Спілки вкладників Дельта Банку» Роман Бадалис.

В Фонде гарантирования вкладов на это говорят, что не могут предъявить к таким фирмам каких-либо претензий, потому что не являются ни участником, ни пострадавшей стороной мошеннических сделок. Все что может Фонд – это призвать людей не вестись на обещания злоумышленников. Потому что любые сделки по неплатежеспособному банку в обход ФГВФЛ законодательством не предусмотрены. Это считается незаконным выводом активов.

Уполномоченное лицо на ликвидацию/временную администрацию банка-банкрота не просто имеет право, а обязано признать подобные договора ничтожными. Классический пример – история компании Укргаздобыча. У нее был долг перед Дельта Банком на 150 млн гривен. Но когда Дельту признали проблемной, банк стал массово передавать права требования по этому долгу физлицам-поручителям. Этими физлицами были вкладчики Дельты, их депозиты зачислялись в счет кредит Укргаздобычи. Реальные же деньги компания выплачивала уже физлицам-поручителям, а не банку, что в Фонде гарантирования расценили как выведение активов из проблемного банка. Впоследствии с этим согласился и суд.

Тогда все происходило до введения в Дельту временной администрации. В случае с уже неплатежеспособными банками такой вариант невозможен в принципе. Но схопывальная схема с «пулом вкладчиков» для мошенников очень выгодна. Здесь задействован еще и психологический фактор, когда человека призывают поторопиться, чтобы попасть в пул, мол, желающих очень много, количество мест ограничено. Все это делается якобы под крупного должника банка с многомиллионным кредитом. В схеме могут участвовать десятки людей, с них собирают деньги, объясняя это орграсходами и судебными издержками. Возможностей для того, чтобы потянуть время и покормить заказчиков новыми обещаниями и отговорками у мошенников при этом достаточно. Такие сделки, а тем более суды, за один день не проводятся.

Как говорит Роман Бадалис, в последнее время появился еще один вариант мошеннических обещаний – опять же за предоплату «закрепить» за вкладчиком определенную часть ликвидационной массы по активам банка. Мошенники уверяют, что у них есть выход на уполномоченных лиц по финучреждению. Это теоретически должно обеспечить вкладчику первоочередное право на возмещение депозита после продажи имущества банка.

Но никаких гарантий в таком случае быть не может. Речь идет о подкупе сотрудников Фонда. Поэтому схема заведомо нелегальна – что-либо предъявить мошеннику вкладчики, сами решившие нарушить закон, по умолчанию не могут.

Все что им остается – это полностью довериться незнакомым людям, дать им несколько тысяч долларов и надеяться, что все будет хорошо, и они вернут свои деньги. Когда-нибудь потом.