Украинское правительство предложило держателям своих ценных бумаг в обмен на реструктуризацию особый «механизм возобновления стоимости» (или же Value Recovery Instrument — VRI), согласно которому нашей стране в будущем придется поделиться с кредиторами частью своего ВВП.

Правда, для этого украинская экономика должна выполнить несколько условий. Инвестиционный фонд Franklin Templeton и другие кредиторы могут рассчитывать на определенный процент от нашего ВВП только в случае, если его объем достигнет 125 млрд долларов (сейчас – лишь 84 млрд), а темпы роста превысят 3%. 

Смутные надежды

Когда Украина сможет достичь таких показателей роста экономики, наверняка сказать практически невозможно. По данным Госстата, в первом квартале 2015 года ВВП страны сократился на ошеломляющих 17,2% по сравнению с аналогичным показателем за 2013 год, а в прошлом году ВВП снизился на 6,8%.

При этом, по оценкам Международного валютного фонда, экономика Украины вырастет до 125 млрд долларов лишь в 2019 году, по мнению Министерства финансов  - в 2021. 

Однако даже на ближайшие годы спрогнозировать ВВП Украины довольно сложно. Война, экономика, а теперь еще и политика – все это существенно осложняет адекватный анализ наших чисто экономических перспектив. Поэтому вариантов развития Украины в этом и следующем году существует несколько. И все они сходятся только в одном: экономика нашей страны будет восстанавливаться медленно и трудно.

Провидцы из Кабмина

Впрочем, жаловаться на отсутствие прогнозов со стороны официальных лиц мы не можем. Наиболее часто со своими оценками по будущему украинского ВВП выступают, конечно же, чиновники. И это логично: им нужно отчитываться о сделанном, они должны посвящать нас в свои грядущие планы. Однако единого мнения относительно будущего украинской экономики нет и среди них. 

В авангарде прогнозного искусства среди украинских министерств и ведомств находится Национальный банк Украины. Как и подобает полностью независимой структуре, НБУ дает более строгие оценки, которые несколько отличаются от прогнозов Кабинета министров или международных фининститутов.

Так, еще в середине июля НБУ поделился своими соображениями относительно роста ВВП в 2015-2016 годах. Озвучила его глава регулятора Валерия Гонтарева, которая спрогнозировала для украинской экономики падение на 9,5% в этом году и рост в 3% в следующем.

Причины такого серьезного экономического «минуса», по мнению главной банкирши Украины, базируются на крайне низком потребительском спросе внутри страны. Инфляция же в 2015 году, по расчетам НБУ, составит 48%. 

При этом прогнозы регулятора на 2016 год выглядят куда более оптимистичными: 3% прироста ВВП и замедление инфляции до 12%. Причем, экономика Украины начнет постепенно восстанавливаться уже в третьем квартале этого года. Как пояснила Гонтарева, это станет возможным «за счет чистого экспорта и загрузки высвобожденных мощностей».

Оживления в экономике уже в ближайшие месяцы ожидают и в Министерстве экономического развития и торговли. Так, по словам главы МЭРТ Айвараса Абромавичуса, спад ВВП в этом году оценивается ведомством на уровне 7%, однако в конце года ожидается небольшой рост в 0,4%. 

На оценках Минэкономики базируются и прогнозы Кабинета министров. Как обычно в правительстве ориентируются на два классических сценария развития нашей экономики в 2016 году: пессимистичный и оптимистичный.

Первый, неутешительный вариант предусматривает падение ВВП на 0,3% в 2016 году и соответственно рост на 1% в 2017-м. После этого даже при пессимистичном варианте украинская экономика должна выйти на относительно стабильные темпы роста со средним показателем в 3% в год при инфляции в пределах 7,6%.

Оптимистичный прогноз чиновников Кабмина в некотором смысле совпадает с оценками НБУ: уже в 2016 году украинская экономика вырастет на 2% при инфляции в 12%, в 2017 – на 3%, а вот начиная с 2018 года, нас ожидает безудержный 4-процентный рост.

Как показывает практика, в украинском правительстве предпочитают с оптимизмом смотреть в «завтрашний день», поэтому, скорее всего, ориентироваться Арсений Яценюк и «компания» будут именно на хороший сценарий. Собственно говоря, так они и поступили в этом году: украинский бюджет-2015 был сверстан, исходя из оптимистичного прогноза, согласно которому падение нашей экономики должно составить всего 5,5% при инфляции 26,7%. Как видим, с реальным положением дел в стране эти оценки имеют не сильно много общего. 

Прогнозы меняются

Не разделяют оптимизма украинских властей и международные финансовые институты, которые также иногда берутся прогнозировать развитие украинской экономики на ближайшие годы. Главным поставщиком таких прогнозов является ключевой кредитор Украины – Международный валютный фонд. Снабжая Украину кредитными деньгами Фонд заинтересован в том, чтобы наша страна могла их в конечном итоге вернуть, что маловероятно без экономического роста и постепенного возрождения бизнес-активности.

МВФ согласен с тем, что в 2015 году Украину ждет колоссальное падение ВВП – свой первоначальный прогноз в «минус» 5,5% в Фонде ближе к середине года заменили на «минус» 9%. Спрогнозировали в МВФ и курс гривны на ближайшие годы: в 2016-м нам пообещали доллар по 23,5 гривен, в 2017 – по 23,7 грн, а в 2020 – по 25,5 гривен.

Два других ключевых кредитора Украины – Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития также в течение года пересмотрели свои прогнозы по украинскому ВВП в сторону снижения. Так, ЕБРР заменил изначальные 5% падения на 7,5%, а затем остановился на цифре в 9%. В свою очередь, Всемирный банк пока остается при мнении, что объемы украинской экономики в этом году сократятся на 7,5%, хотя еще в январе фигурировала цифра 2,3%. Однако вероятность того, что и этот прогноз снова будет пересмотрен уже в ближайшее время, довольно высока.

Подытоживает все эти неутешительные для нас предположения и одно из крупнейших мировых рейтинговых агентств Fitch, которое также прогнозирует падение ВВП Украины в этом году на 9%. При этом, аналитики агентства оценили и девальвацию гривны, которая к концу года может достичь 35%. 

Более длительных прогнозов по Украине международные эксперты не дают. Причины тому все те же: война на востоке, отсутствие реальных реформ, угроза дефолта. Как все обернется на самом деле и что будет с экономикой Украины в ближайшие годы, покажет время. 

Сергей Шевчук