К примеру, топ-менеджер (или владелец 10% и более уставного капитала) какого-либо финансового учреждения, которое было связано с незаконнным отмыванием денег, не сможет устроиться на аналогичную работу или стать совладельцем другого банка в течение 10 лет.

«Минфин» разобрался, как это было воспринято самими банкирами и юристами. Будет ли на практике выполняться это требование НБУ и сколько таких провинившихся «топов» можно насчитать в украинской банковской системе?

Могут пострадать честные банкиры

«Скорее всего, правило будет работать и достаточно жестко. НБУ будет тщательно проверять лиц, которые подпадают под данные критерии, и не допускать их к руководящим должностям в действующих банках. На мой взгляд, недостатком данного правила является то, что оно не учитывает обстоятельств, при которых банк был признан неплатежеспособным. Таким образом, возрастает вероятность того, что часть профессиональных и компетентных банкиров может быть вытеснена с рынка», - отмечает директор по юридическим вопросам Банка Кредит Днепр Максим Гринченко.

Эксперты говорят, что нормы НБУ могут использоваться для экономической и политической борьбы.

«Новые нормы будут использоваться для давления на банкиров, поскольку традиционно в Украине проблемой является не качество законодательства, а избирательность в его применении. Такое будет происходить, в том числе, и в политических целях, при этом далеких от государственных интересов», — уверяет  Максим Копейчиков адвокат, партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры».

Более того, как уверен Максим Гринченко, предлагаемый на сегодня порядок, не содержит процесса апелляции и принятия решения с учетом репутации каждого индивидуального руководителя. Т.е. банкиру будет очень сложно обжаловать в суде свое фактическое «выбрасывание» с финансово-банковского рынка труда, так же как и сложно «отбелить» свою репутацию.

Корректнее, по мнению банковского юриста, было бы создать апелляционный орган (совет или комиссию), с привлечением представителей банковских ассоциаций, лучших банкиров рынка, и дать этому органу полномочия отходить от установленного правила при согласовании руководителей банков.

На рынке количество банкиров, которые после внедрения в жизнь нововведений НБУ могут стать фактически безработными, оценивают по-разному. Так, в комментарии «Минфину» топ-менеджер одного из крупных банков, который пожелал остаться неизвестным, отметил, что, учитывая выведение с рынка практически 50 банков, не у дел могут остаться от 3 до 5 тысяч высококвалифицированных банковских менеджеров.

«Я отмечу, что среди банкиров насчитывается очень мало недобросовестных менеджеров. Можно даже сказать, что нечистыми на руку являются единицы таких сотрудников. Все остальные – дружат с законом и имеют хорошую репутацию. Благодаря новшествам НБУ они не смогут найти работу в банковском секторе, который всегда считался престижным для карьеры и деятельности», — отметил источник.

Настоящих владельцев банка будет определять НБУ

Нацбанк также предоставил своей комиссии по вопросам надзора и регулирования деятельности банков право определять наличие значительного или решающего влияния лиц на управление или деятельность банка без формального владения существенным участием. Их можно назвать и конечными бенефициарами. Таким образом, НБУ собирается бороться с распространённой в Украине практикой, когда бизнес оформляется на лояльных лиц, которые формально не связаны с конечными бенефициарами.

Как такие действия НБУ согласовывается с другими нормативно-правовыми актами?

«На самом деле НБУ начал определять так называемое наличие существенного участия еще в 2011 году после изложения ст. 34 профильного закона в новой редакции. Тем не менее, это не мешало многим собственникам банков формально оставаться в тени, так как попытки регулятора сделать структуру владения банками более прозрачной были несмелыми и непоследовательными. Сейчас ситуация меняется, и происходит это в рамках правового поля», — считает Максим Копейчиков.

По мнению Максима Гринченко теперь можно будет с большим успехом установить ответственность и виновных за доведение банка до банкротства. Однако в этом нововведении, как считает банковский юрист, есть и негативная сторона – на данный момент остается еще большое количество вопросов по практическому применению такой нормы, от которой могут пострадать и невиновные лица.

Антон Горохов