Яника Мерило является управляющим директором Ассоциации международных инвесторов UVCA, экспертом Агентства электронного правительства Украины. Также Яника являлась членом совета директоров UАngel, председателем совета директоров фонда BrainBasket и советником председателя комитета иностранных дел Парламента Эстонии. Согласно профессиональной биографии, вопросами привлечения инвестиций на рынки России, Украины и стран Балтии она занимается более 12 лет.

Помимо прочего, до недавнего времени Яника занимала должность советника министра экономического развития и торговли Украины. В министерстве Айвараса Абромавичуса она была ответственной за привлечение инвестиций в Украину, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, координацию международных программ и разработку решений электронного правительства.

Впрочем, спустя несколько месяцев Яника приняла решение покинуть должность советника министра в пользу нового проекта — общественной организации ICT Competence Center, которая занимается внедрением элементов электронного правительства в Украине.

Ее появление в украинской политике и общественной жизни спровоцировало шквал обсуждений в социальный сетях. В частности, неоднозначную реакцию вызвала непривычно яркая внешность женщины из нового госаппарата. Впрочем, резюме и профессиональный опыт Яники Мерило говорят сами за себя.

В беседе с «Минфином» Яника поделилась наблюдениями за развитием и перспективами электронного правительства в Украине, а также рассказала об опыте Эстонии во внедрении e-Government.

— Что такое электронное правительство и каково его будущее в Украине?

— Электронное правительство — это возможность делать в электронном виде всё то, что мы сегодня делаем в бумажном, например — подача заявления в милицию, регистрация новорожденного ребенка, получение справки о несудимости, замена паспорта.

Есть порядка 80 приоритетных услуг, которые нужны населению, но их нет в электронном виде.

Иногда разные города говорят о том, что у них есть электронное правительство, имея в виду документооборот, домашнюю страницу или возможность, написать электронное письмо мэру. Или же мы слышим о налаживании электронного документооборота в министерствах. Но мы понимаем, что для простых граждан это все второстепенно. В первую очередь надо дать возможность делать всё то, что граждане и бизнес привыкли делать через бумаги, чиновников и очереди —  самостоятельно с помощью компьютера.

— Действительно ли e-government может частично решить проблему коррупции на определенном уровне?

— Есть прямая корреляция — чем выше уровень развития электронного правительства, тем ниже коррупция.

Как пример — нужно получить какую-то справку из госорганов. Человек идет к чиновнику, пишет заявление, и там вам отвечают, что документ будет готов через 10 дней. «Хорошо, — возникает вопрос, — а можно сделать за два дня?». И могут найтись варианты. В интернете некому дать взятку.

— Люди должны будут отправлять свои данные в сеть. Как обезопасить эти данные и готово ли украинское общество к такому?

— Например, при электронных административных услугах есть разные уровни риска. Есть такие, которые могут требовать самый низкий уровень защиты, как, например, написать письмо мэру, так как они не носят особенного риска по нанесению ущерба. Для услуг, требующих более высокий уровень защиты, ICT Center создал пилотный проект с  банками и телекомами BankID и MobileID, который начинает действовать во Львове и Днепропетровске.

Менее безопасно то, что у каких-то чиновников есть доступ ко всем моим данным, и я даже не могу представить себе, кто мою информацию читает. Как это работает в Эстонии? Я вхожу в систему и вижу, когда и кто из чиновников и на каком основании хочет посмотреть на мои данные. В Украине я, наоборот, не совсем понимаю, что происходит с моими документами и папками, которые стоят в углу у кого-то в кабинете. Я думаю, что украинское общество в своем большинстве давно уже готово получать электронные услуги.

На сегодняшний день требования к безопасности очень высоки. Мы с одним министерством сравнивали требования Украины и НАТО. Скажем так, если в НАТО некоторые вещи можно сделать за несколько месяцев (получить разрешение или техописание), то в Украине этот процесс может занять 9 месяцев. С одной стороны - не все украинские системы защищены и бывают взломы, но это точно не из-за слишком низких требований. Но уровень безопасности интернет-банкинга для верификации и цифровая подпись — это больше, чем нужно для большинства еще несуществующих электронных услуг.

— Как электронное правительство работает в Эстонии? Какие шаги для его создания предпринимали со стороны государства и частного сектора?

— Сегодня в Эстонии всё общение с государством может проходить только в электронном виде.

В Эстонии все было намного проще, потому что были идеальные «климатические» условия. Была политическая воля, было прогрессивное правительство, принимались соответствующие законы.

Частному сектору необходимо было все это поддерживать, но не совсем «тянуть и толкать». Например, идентификация человека в системе электронного правительства через интернет-банки и через мобильные была внедрена в Эстонии в 1998 году. Людей, в том числе и пенсионеров, стали массово обучать пользованию интернетом, постоянно повышался уровень проникновения интернета — всё это было организовано частным сектором, отдельные услуги внедрялись с помощью бизнеса.

Частный сектор может лишь помочь разработать и построить решения, но создавать стратегию развития и ключевые стандарты, и общие рамки должно государство.

— То есть эстонская модель не может стать базовой для Украины?

— Не может, потому что это настолько разные реалии. Эстония развивалась совсем в других условиях, у них не было двадцати лет бюрократии и коррупции. Модель в целом я бы не использовала, скорее, учитывала бы определенные выводы и принимала бы какой -то опыт.

— Есть ли в Украине задатки для электронного правительства?

— Задатки есть. Есть некоторые государственные органы самоуправления, которые продвинуты и хотят внедрять новые решение и предлагать новые услуги в электронном виде. Где-то граждане могут проследить, как двигается его справка. Но услуг как таковых, за которыми гражданин не должен идти куда-то и стоять в очереди, их нет.

— Реально ли в Украине воплотить в жизнь идеальную систему электронного правительства и когда это будет?

— В идеале бумага не нужна вовсе. Всё, что мне нужно, я могу делать сама через компьютер и практически сразу. Для этого нужно много — нужны базы данных, связь между ними, способы идентификации и т.д. В Эстонии это все делалось лет 15.

У нас же есть множество проблем, из-за которых всё быстро не запустится, главная из них —  отсутствие единого органа, который отвечал бы за формирование единой стратегии и имел бы полномочия и бюджет делать это.

Есть прогрессивные министерства и органы местного самоуправления, с которыми, например, и ICT Competence Center работает. Например, Львов и Днепропетровск хотят запустить портал с новыми технологиями идентификации, Министерство внутренних дел хочет также запустить часть электронных услуг. Но какое-нибудь другое министерство или горадминистрация говорят: «нам не до этого», и нет никаких рычагов влияния на них, так как нет государственной стратегии с целями, сроками и ответственными.

Пока, к сожалению, можем внедрять элементы электронного правительства там, где есть желание и готовность. Потом, например, жители других городов посмотрят на опыт львовян и спросят: «А почему у нас такого нет? Почему мы не можем пользоваться электронными услугами государства?». И так постепенно будут проявлять инициативу другие города и органы и решения будут масштабироваться.

— Львов был первым городом, который изъявил желание внедрить элементы электронного правительства?

Да. Во Львов нас пригласил мэр Андрей Садовый и сказал, что это ему это нужно и интересно. Проще всего пилотировать там, где есть полная поддержка. Во Львове возраст среднего чиновника — 26 лет, ему легче объяснить, что такое документооборот и так далее.

Надо сказать, что пару недель назад я была в Харькове, и там тоже есть такое желание. Также как в Днепропетровске и еще нескольких городах. Я сказала бы, что на уровне самоуправлений реально есть интерес и понимание что нужно внедрять электронные услуги.

— Насколько дорого обходится такой эксперимент для Львова?

Этот «пилот» мы запускаем для Львова бесплатно. То есть одно предприятие делает портал услуг, банки бесплатно запускают идентификацию через свои интернет-банкинги, мобильные операторы MobileID, другие компании работают с органами самоуправления, помогая им организовать процесс и так далее. При этом все происходит на волонтерских началах.

Абсолютно невозможно оценить, как это будет работать в масштабах государства. Для определенных целей можно найти разные деньги: донорские, техническая помощь, инвестиции, но пока нет на государственном уровне даже стратегии и не поставлена задача.

— Как насчет Киева?

Киев предлагает определенные возможности, но опять-таки не самые востребованные электронные административные услуги. По статистике, чаще всего пользуются услугами, которые связаны с паспортами: его замена, смена фотографии, заказ загранпаспорта – это порядка 40% от всех запросов. При этом киевские власти заинтересованы в дальнейшем развитии элементов электронного правительства. Я также участник новой созданной рабочей группы «Smart City».

— Какие услуги внедряют те, кто готов экспериментировать?

Сейчас есть надежда, что вместе с МВД будем предлагать услугу получить справку о несудимости, которую часто запрашивают, а также возможность подавать заявление в милицию в электронном режиме. Некоторые услуги онлайн будет предоставлять Министерство экологии.

Я надеюсь, что две такие электронные услуги в месяц —  это будет очень хорошо для начала, учитывая, что самых востребованных примерно 80. Но это зависит от государства и готовности министерств. Общественные деятели и частный бизнес могут постараться подтолкнуть, подсказать.

— Из госбюджета выделяются какие-то деньги для создания электронного правительства?

— 2 миллиона гривен в этом году.

— Что можно сделать с помощью этих денег?

— Ничего! Например, в Эстонии на поддержку уже созданных систем уходит порядка 50 млн евро в год. На поддержку просто! То есть это настолько не сопоставимо, что лучше б уже и не выделяли эти 2 миллиона.

— Вы являетесь одним из создателей общественной организации, которая нацелена на создание электронного правительства? Какова роль бизнеса в создании e-Government?

— Мы создали ICT Competence Center, который готов поддерживать государство, если государство скажет, что именно приоритетно хочет внедрять. Например, какие услуги запускать. Давайте мы поможем проанализировать и создать эту услугу на уровне «бизнес процессов», софта, компьютеров, безопасности и т.д. То есть, если у государства пока нет денег, деньги есть у частного сектора и чтоб не удерживать развитие, мы консолидировали частный сектор, который говорит государству «если у вас есть желание, то у нас есть какие-то ресурсы».

— Кто представители этого частного сектора?

— 5 софтовых предприятий, Eleks, SoftServe, Квазар-Микро, DeNovo, Ощадбанк, ПриватБанк, т. е.  крупнейшие IT-предприятия. Сейчас присоединяются и телекомы и другие разработчики.

— IT-волонтеры интересуются этой идеей?

— За два первых дня с тех пор как мы объявили о создании центра, с нами связались порядка 700 волонтеров — программистов высшего и среднего уровня, которые заявили, что готовы отдавать в среднем по 8 часов в неделю для разработки системы электронного правительства. Сейчас мы задействуем их в нескольких проектах.

— Чья инициатива является решающей для создания e-Government?

— У нас парламентско-президентская республика. Инициатива должна исходить от главы Кабинета министров.

— Как можно повлиять на премьера–министра?

— Запросить стратегию электронного правительства со сроками и ответственными.

— Кто должен это запросить?

— Все: общественность, организации, частный рынок, потенциальные инвесторы. Начинать нужно с неудобных вопросов: почему мы должны ходить куда-то с бумажкой, лишний раз платить чиновникам, вместо того, чтобы без суеты управлять своими данными через свой компьютер? Думаю, что проблема не в том, что, например, премьер-министр не хочет этим заниматься, а в том, что данный вопрос на сегодняшний день не самый приоритетный для правительства.

— Какая основная преграда, которая сейчас стоит на пути развития e-Government в Украине?

— Отсутствие политической воли по продвижению и стратегии.  Я думаю дальше было бы просто дело техники. Если мы понимаем, что нам нужно запустить важную услугу онлайн, то мы понимаем, что нам нужны реестры, нам нужно решить проблему доступа к интернету по всей стране и т.д. Подобные вопросы решались бы намного проще, если бы была цель.

— Как приобщить к электронному правительству людей, которые ранее этим не пользовались?  Кто может этим заниматься?

— В Эстонии частные компании, телекомы и банки проводили за свой счет образовательные короткие курсы для населения, о том, как пользоваться интернетом, как получить необходимую справку т.д. Стоит отметить, что для компаний и банков это было также важно, как и для населения.  Например, бабушка понимает, что, если намного удобней не ходить лишний раз к врачу, а заказать электронный рецепт лекарств онлайн, значит ей необходимо стать клиентом того банка, через который можно войти в эту систему, кроме того, ей нужен интернет. Т.е.  банки, телекомы и другие компании должны понимать, что развитие электронного правительства выгодно всем.

Но если будут услуги, будет и понимание того,  что так удобней, быстрее, менее коррумпировано и люди и сами будут требовать.

Беседовала Кристина Болотова