Немало ученых пытались связать темпы экономического роста с культурными различиями между странами. Классический пример — работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В работе Допке и Зилиботти строится математическая модель роста экономики в зависимости от «концентрации» предпринимателей в обществе и приводится множество примеров. Ее можно почитать на английском в оригинале или ознакомиться с подробным русским пересказом. Slon приводит основные положения модели и некоторые выводы:

  • Экономическим ростом движет новаторская активность предпринимателей. Предпринимательство — это рискованная деятельность, требующая к тому же долгого ожидания инвестиций и / или результатов труда. Соответственно, тем детям, в ком родители воспитали терпимость к риску и терпеливость, экономически выгоднее быть предпринимателем. Стоит учесть, что родители чаще воспитывают детей в «предпринимательском» духе в те годы, когда экономика растет.
  • Если терпеливому выгоднее заниматься бизнесом, то нетерпеливому — идти работать по найму, там зарплата каждый месяц.
  • Именно терпеливость, умение дожидаться того момента, когда вложения начнут приносить прибыль, — и есть тот самый веберовский «дух капитализма». Столетиями ремесленники и торговцы в средневековых городах были вынуждены отказываться от развлечений в годы юности, чтобы приобрести профессиональные знания и опыт, которые потом кормили их всю жизнь. А вот землевладельцы получали доход в основном в виде ренты, терпение им было ни к чему. Городской средний класс и создал капитализм.
  • Экономики тех стран, где «концентрация» предпринимателей выше, растут быстрее.
  • Общество может быть устойчивым, и когда предпринимателей много, и когда их мало. Если предпринимателей мало, экономика в целом растет медленнее, но выгоды из этого малого роста извлекает малое число предпринимателей. Так что — как ни парадоксально — предприниматели в медленно растущих странах в среднем должны быть богаче.
  • Допке и Зилиботти утверждают, что последний случай — мало предпринимателей (зато крупных) и не очень быстрый рост — это как раз вариант посткоммунистической Восточной Европы.
  • Моделирование показывает, что даже если все страны мира станут идеально открытыми экономиками, между которыми идет свободная торговля, различия в концентрации предпринимателей — а значит, и в уровне инновационной активности между странами, — сами по себе не изменятся. За счет торговли каждая страна будет пользоваться изобретениями, сделанными в остальных странах, и темпы экономического роста во всех странах будут одинаковы, но тем не менее одни страны останутся «заповедниками» предпринимателей, а другие — так ими и не станут.

Кстати, из доклада Допке и Зилиботти следует, что предпринимателями скорее рождаются, чем становятся: подходящая страна, подходящий исторический период и воспитание сильно влияют на вероятность стать предпринимателем. Справедливости ради заметим, что теории, которые выводят экономические успехи из культуры, часто критикуются. Например, Маркус Ноланд и Говард Пэк из Петерсоновского института подробно разобрали случай «азиатских тигров». До их экономического скачка конфуцианскую этику считали тормозом прогресса, а потом, наоборот, причиной экономических прорывов. На самом деле нет правильной культуры, а есть правильная экономическая политика, говорят Ноланд и Пэк.

Николай Дзись-Войнаровский