• Во-первых, реальный дефицит должен включать расходы на капитализацию государственных банков и «Нафтогаз», осуществленные в виде вклада ОВГЗ в их уставные фонды.
  • В частности, таким образом правительство потратило на Родовид Банк 4 миллиарда гривен, на Сбербанк — 0,6 миллиарда гривен, на Укргазбанк — 4,3 миллиарда гривен, а на пополнение уставного фонда «Нафтогаза» — аж 12,5 миллиарда гривен.
  • Во-вторых, дефицит должен включать объем неисполненных бюджетных обязательств в объёме 9,3 миллиарда гривен. Хотя расходы на обслуживание госдолга выполнены в размере 100%, невыполненной осталась часть текущих или капитальных затрат.
  • В-третьих, дефицит дополнительно возрастает, если исключить из доходов авансовые переплаты налогов и невозмещенного НДС. В итоге реальный дефицит бюджета составляет 4,8% ВВП. Это, безусловно, меньше, чем 5,9% в 2010 году, но все же значительный показатель как для «рекордных» темпов роста экономики и доходов бюджета.

В 2012 году бюджетные обязательства составят 358 млрд гривен, ещё 66 миллиардов гривен правительству необходимо найти для погашения предыдущих займов. При этом доходы бюджета составят лишь 332,8 миллиардов гривен. Таким образом, для финансирования всех обязательств правительства нужно привлечь почти 100 миллиардов гривен.

Возможно, при благоприятной экономической ситуации такое положение бюджета не привёл бы к серьёзным негативным последствиям, однако в условиях охлаждения экономики и блокирования доступа к внешним финансовым рынкам малейшие проблемы с выполнением плана доходов и заимствований в бюджет будут крайне деструктивными для экономики.

Это приведёт к усилению фискального давления на экономику, проблемам с обслуживанием бюджетных и долговых обязательств, «выдавливанием» ресурсов из банковской системы, и как следствие, замораживанием кредитования. Иными словами, может повториться ситуация 2009 года, только с дополнительными осложнениями.

Если в 2009 году тогдашнее правительство могло смягчить проблему благодаря займам, то сегодня этот буфер исчерпан: госдолг страны достигает 40% ВВП. Для восходящих стран при превышении долговых заимствований 50-процентного уровня ВВП вероятность дефолта возрастает до 30%, поэтому перед ними мировые финансовые рынки закрываются.

Сценарий 2009 года является вероятным для Украины, поэтому пренебрегать им рискованно. Многие европейские страны уже разработали комплекс антикризисных мер на случай углубления рецессии и снижения доходов бюджета.

Такие меры касаются экономии бюджетных средств, их эффективного расходования, дополнительного налогообложения роскоши и потребления, увеличение налогового давления на хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов.

Однако нынешнее правительство, как и предыдущее, не видит никаких угроз для экономики. Стоит ли удивляться, что последствия такой политики будут подобны последствиям 2009 года?