«Ничего фундаментально хорошего на рынке наличной валюты не произошло. Нацбанк пошел на символические послабления, которые касаются лишь случаев продажи иностранной валюты. В случае ее покупки — ничего не изменилось», — отметил финансовый аналитик Эрик Найман.

По мнению Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра, для НБУ остается проблемой отток валюты из банковского сектора, поэтому изменения и носят очень урезанный характер.

«Если физическое лицо захочет обменять гривну на валюту, будет необходим паспорт. Работник пункта обмена валюты обязан сделать ксерокопию паспорта, но при этом и поставить штамп на копии. Остается и главное ограничение. За один день одно физлицо не имеет право менять валюты на сумму более 150 тысяч гривен», — отметил он.

Изменения упрощают лишь процедуру обмена валюты на гривну. «В этом случае, если сумма обмена валюты не больше 150 тысяч гривен, в эквиваленте, ксерокопия делаться не будет, но в электронном виде данные о физическом лице будут вносить в базу данных банка. Если же физическое лицо захочет обменять валюту на сумму больше 150 тысяч гривен, ксерокопия делается обязательно», — отметил Охрименко.

«Послабление будет способствовать беспрепятственной продаже наличной валюты населением, которое не будет опасаться, что они подпадут под какой-либо мониторинг», — считает Николай Ивченко, руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине. В тоже время, Охрименко считает, что проблема ксерокопирования документов во многом надуманная. «Уже долгое время физические лица размещают деньги на банковские депозиты, получают банковские карточки и во всех этих случаях делается ксерокопия документов физического лица. И история не знает громких скандалов связанных с утечкой информации из банка», — пояснил он.

Как пояснил Охрименко, вся информация о клиенте нужна банкам только для того, чтобы контролировать объемы обмена валюты. И прежде всего обмен больших объемов валют. Нововведения Нацбанка предоставляют банкам возможность получать информацию о том, кто регулярно и в больших объемах меняет валюту. «Но передавать эту информацию в Госфинмониторинг финучреждения будут только в том случае, если сумма обмена за один день превышает 150 тысяч гривен, более мелкие суммы обмена валют банки и проверяющие органы не интересуют», — рассказал он.

В Ассоциации украинских банков считают, что политика Нацбанка в вопросе обмена валют создает сплошные неудобства для клиентов банков и не решает проблему с коррупцией и теневыми валютными операциями, которые существуют в стране. «Чтобы обеспечить нашу теневую экономику, нужно не миллион, не два и не десять миллионов, для этого нужны миллиардные суммы наличной валюты. Пресса пишет о том, что на базе банков существуют конвертационные центры, которые конвертируют валюту для обеспечения теневой деятельности. С борьбой в этом направлении — у нас ноль результатов. Там никто и не собирается бороться. На самом деле, желающий купить сто миллионов долларов — и так без проблем их купит. А вот желающий купить 50 долларов — будет иметь массу проблем», — пояснил Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков.

Сугоняко добавил, что объем обмена валют после регулирования наличного рынка Нацбанком сократился минимум вдвое, доходы банков уменьшились, а теневой сектор вырос. «Борьба с теневой экономикой, борьба с коррупцией, создание благоприятных условий для покупки и продажи валюты населением, сокращение спроса на валюту и так далее — все эти цели, озвученные Нацбанком, паспортизацией не достигаются. По сути, цель паспортизации в той форме, в которой она совершена, — создать проблемы для покупателей небольших сумм валюты, а также для банков, которые работают с официальным оборотом валюты», — пояснил Сугоняко.

Как считает Ивченко, нововведения Нацбанка создают некоторые риски в виде формирования отложенного спроса на наличную иностранную валюту со стороны населения. «Очевидно, что в условиях введения паспортизации многие граждане и теневой бизнес будут воздерживаться от приобретения иностранной наличной валюты. Однако само желание купить валюту никуда не исчезнет. Риск есть в том, что спрос на валюту будет сдерживаться административным методом, что может привести к резкому всплеску спроса на валюту при отмене данного решения», — аргументировал Ивченко.

В тоже время, по словам Наймана, постановление Нацбанка с упомянутым послаблением не повлияет на курс гривны. Поскольку курс национальной валюты будет скорее зависеть от дальнейших решений Нацбанка и рыночных факторов, в частности, поступления или отсутствия транша МВФ.

В тоже время, Сугоняко считает, что постановление Нацбанка уже влияет на валютный рынок. «Думаю, что на валюте постановление уже отразилось. У нас появился еще один, четвертый курс. Кроме межбанковского, официального курса НБУ, наличного курса появился еще и »теневой наличный«, который в некоторых местах значительно выше, чем тот, что предлагается банками», — резюмировал Сугоняко.