«Фирмы с трудом подыскивают рабочую силу, однако лимитирующие миграционные правила и недостатки миграционной культуры мешают удовлетворять потребности», — описывает ситуацию в Германии Wirtschaftswoche в публикации с красноречивым заголовком «Приезжие у закрытых дверей» и двумя примерами женских судеб, которые, видимо, следует считать типичными. 34-летняя турчанка перебралась в Дуисбург к мужу, этническому турку. По-немецки женщина почти не говорит, образования не имеет. 29-летняя китаянка получила степень магистра в техническом университете Ахена, но работы в Германии не нашла (хотя и искала) и теперь приезжает сюда из Пекина только в качестве туриста.

Дело в том, что остаться в ФРГ после окончания вуза получается только примерно у каждого четвертого иностранца. Официально на это имеют право только те выпускники вузов, которые находят работу, приносящую им 60 тысяч евро в год — сумма для новичка немалая. «Немцы кое-что делают хорошо, но иногда даже слишком, — объясняет газета Südwest Presse, — за легализацию иностранных дипломов отвечает множество чиновников. Заблуждением было бы считать, что Германия — это главная цель для лучших голов планеты».

Что до заполненных языковых школ в Испании, то, судя по европейской статистике, всплеск интереса к языку Гете носит временный и локальный характер. По данным Еврокомиссии, самым популярным у школьников языком был и остается английский (его изучают 90% детей в Европе), на втором месте — французский (его учит каждый третий школьник), а немецкий — на третьем (14%). При этом за последнее десятилетие число изучающих немецкий язык по всему миру уменьшилось на 30%. В Чехии, например, вообще собираются вычеркнуть этот предмет из школьного расписания.