Они верили, что каждый может стать богатым. В середине 20-х Америка процветала. Царила атмосфера лёгких денег.

Миллионы американцев брали кредиты в банках и инвестировали их в акции. Росту их стоимости, казалось, не будет предела. Спекулятивный пузырь раздувался — и, в конце концов, лопнул. За считанные минуты люди лишились всего. Началась паника и распродажа обесценившихся акций. За неделю ценные бумаги в целом потеряли в стоимости более 30 миллиардов долларов — это в 10 раз больше, чем годовой бюджет США.

Маргарет Шотвелл, американская пианистка:

— Мой вам совет: если повезло иметь миллион, не играйте на фондовом рынке.

«Вы когда-нибудь теряли миллион долларов?» — киноролик с таким названием появился в то время. Это история известной пианистки. Богатые поклонники посоветовали ей не класть деньги в банк под проценты, а купить акции. Женщина послушалась и в результате лишилась всего. Как и большинство американцев. Отчаявшиеся люди вышли на улицу продавать яблоки.

Джон Гордон, автор книги об Уолл-стрит «Великая игра»:

— Они покупали их по 2 цента за штуку и продавали по 5. Было сложно заработать, учитывая, что ещё с десяток продавцов яблок стояли на той же улице. Ведь тогда не было пособия по безработице.

Джон Гордон написал книгу об Уолл-стрит. Говорит, тогда началась цепная реакция. Люди не смогли вернуть долги банкам, те обанкротились. Предприятия лишались кредитных линий и закрывались. Начался рост безработицы. Люди осознали: богатство превратилось в воздух. Их «надули».

Максим Драбок, корреспондент:

— Как появляются спекулятивные пузыри? Есть так называемая «Теория бОльшего дурака». Переоценённые акции или недвижимость покупаются и перепродаются людям, готовым заплатить — «бОльшим дуракам». Так растёт пузырь — и лопается, когда «бОльший дурак» становится «величайшим», то есть заплатившим самую высокую цену. Он уже не может перепродать. Так и лопаются рынки.

Пузыри — всегда одни и те же, говорит бывший руководитель МВФ. Нынешний связан со стоимостью недвижимости в США. С 2000-го был небывалый рост цен на дома. Как и 80 лет назад, люди массово брали кредиты и вкладывали деньги в жильё. Через шесть лет пузырь лопнул и начался финансовый кризис.

Дэсмон Лечман, бывший заместитель директора департамента развития МВФ:

— Цены на недвижимость сейчас выглядят более реалистичными. Но вопрос остаётся: могут ли цены упасть ещё на 10 процентов? Я бы сказал, что, скорее всего, да. Дно пока не достигнуто.

Дно будет достигнуто в следующем году, а затем начнётся постепенный рост экономики, прогнозируют эксперты. И надеются, что очередного спекулятивного пузыря уже не будет.