Дай миллион!

И все же в Украине есть настоящие венчурные фонды, вкладывающие деньги в высокорисковые, в том числе и в инновационные проекты. Отличить «классический» венчурный фонд очень просто. В «схемный» просто так с улицы не попадешь, он создается «для себя», и вложиться в него человеку «с улицы» просто невозможно. Публичной информации о нем – ноль, а условия входа для обычного частного инвестора драконовские.

 

Но даже в общедоступный венчурный фонд вложиться непросто: законом «Об ИСИ» предусмотрено, что для участия в «венчурах» допускаются только те физлица, которые готовы вложить изначально сумму, эквивалентную хотя бы 1500 минимальным зарплатам (945 тыс. грн). Так что если нет лишнего «лимона» в кармане, можно забыть о венчурном инвестировании. Фондовики объясняют столь высокий порог входа очевидными соображениями: «венчуры» – затея рискованная, поэтому подобное ограничение оправданно и открывает доступ к фондам только опытным инвесторам, осознающим принимаемые на себя риски. «Я вообще не считаю допуск физлиц к участию в венчурных фондах новшеством, поскольку и ранее богатые люди инвестировали в такие фонды. Просто для этого им приходилось специально создавать юридическое лицо. Сейчас же они могут это делать напрямую», – говорит управляющий директор компании по управлению активами «Dragon Asset Management» Андрей Золотухин. Упрекать законодателя в том, что он ввел заведомо высокий порог для вхождения, скорее всего, не стоит – венчурное инвестирование должно оставаться недоступным массовому потребителю. Иначе не избежать громких скандалов с мелкими неквалифицированными инвесторами, которые неспособны адекватно оценить риски.

Как стать венчурным инвестором

Войти можно как во вновь созданный венчурный фонд (их появилось несколько десятков с начала года – «Бенефит», «Веспер», «Аквилон», «Ариес», «Премьер Украина», «КД-Инвест», «Бизнес-Актив», «Смарт Инвест» и другие), так и в зарегистрированный ранее.

 

Но во втором случае управляющему предварительно необходимо внести изменения в документы фонда (регламент, проспект), поскольку они соответствуют старым нормам Закона «Об ИСИ» и содержат «табу» на участие физических лиц. «Кроме того, венчурный фонд проводит исключительно закрытое размещение своих ценных бумаг, то есть перечень лиц, которые могут приобрести ценные бумаги фонда и стать его участниками, указывается в проспекте эмиссии ценных бумаг фонда и является ограниченным», – объясняет Александр Панченко, директор КУА-АПФ «Тройка Диалог Украина». Из-за этого управляющему придется вносить изменения в проспект эмиссии – для включения в него перечня физических лиц, которые хотят участвовать в фонде. Участие в «свежем» венчурном фонде ничем не отличается от входа и выхода из обычного закрытого ИСИ. «Покупка ценных бумаг осуществляется на основании заявки на приобретение ценных бумаг, которые подаются КУА или агенту по размещению и выкупу ценных бумаг фонда. Необходимо лишь помнить о нижнем пороге участия физических лиц в венчурных фондах и о том, что покупатели должны быть включены в перечень потенциальных участников фонда (который содержится в проспекте эмиссии)», – подсказывает г-н Панченко. Для обратного выкупа приобретенных бумаг – для выхода из фонда – также придется подать заявку КУА или агенту. Однако не стоит забывать, что «венчуры» – исключительно закрытый тип фондов, следовательно, решение о досрочном выкупе ценных бумаг фонда принимается КУА в каждом конкретном случае. Законодательством же предусмотрен гарантированный выкуп пая компанией лишь в момент ликвидации фонда, поэтому вполне возможно, что придется ждать годы (порой и 10 лет) до истечения срока его деятельности. Конечно, ценные бумаги венчурного фонда могут находиться в обращении на свободном рынке, поэтому, дождавшись благоприятной цены, можно попробовать «толкнуть» их заинтересованным инвесторам, не дожидаясь закрытия фонда. Вот только для этого нужно два условия: о фонде должно быть хорошо известно тем самым инвесторам и он должен показывать многообещающую динамику. Так какой смысл выходить из такого фонда?!

Проблемы контроля

Еще одна проблема – слабое влияние инвесторов на деятельность венчурного фонда и решения управляющей компании. «Отчитываются» венчурные ИСИ лишь раз в квартал, и то перед ГКЦБФР, в то время как открытые фонды публикуют данные о динамике активов и доходности ежедневно. Именно поэтому в открытых источниках днем с огнем не сыщешь информации итогов деятельности «венчуров».

 

«С точки зрения привлечения средств широких слоев населения, я не вижу перспектив венчурных фондов в ближайшем будущем. Лишь когда рынок публичных фондов восстановится и опять назреет потребность в более сложных инструментах, инвесторы и будут смотреть на »венчуры«. Но и тогда, скорее всего, придется опять менять законодательство, поскольку сейчас уровень контроля инвесторов за своими вкладами очень низкий», – резюмирует г-н Золотухин. С другой стороны, при достаточной опытности управляющего, приемлемом уровне диверсификации портфеля и, самое главное, перспективности инвестируемого проекта на растущем рынке венчурный фонд может давать реальные 100% доходности в год, и даже больше. Естественно, такой фонд должен управляться уже хорошо зарекомендовавшей себя КУА и проводить внятную инвестиционную стратегию. Оценить надежность такой КУА и внятность стратегии – забота самого инвестора. Впрочем, есть еще один способ использования венчурного фонда. «Еще до кризиса я с пятью партнерами по бизнесу организовал венчурный фонд. Как оказалось, и затраты невелики, и схема проста. Создав ООО и потратив на это 1500 грн, мы учредили фонд, выложив еще 15 тыс. грн на минимальный объем активов (около 600 тыс. грн) и выкупив через созданное общество его сертификаты. Инвестируем на два года преимущественно в акции, а в случае очередных падений рынка сможем „пересидеть“ тяжелые времена в банковском депозите. На выходе рассчитываем получить не менее 100% прибыли», – рассказал киевский бизнесмен Артем. В нынешних условиях можно воспользоваться его опытом, чтобы вместе с группой товарищей вложиться в резко подешевевшие акции или недвижимость. Или в то и другое сразу. Для управления фондом нужно будет найти управляющего, но сейчас это – не проблема, нынче не у дел много вполне грамотных фондовиков. И, конечно, нужно помнить: пока что венчурные фонды – это «игрушка» для довольно узкого круга не самых мелких инвесторов. Вот основные преимущества и недостатки венчурных фондов для физлиц:

Плюсы:

— возможность создать фонд «под себя» при наличии существенного капитала; — возможность создать фонд группой инвесторов для долгосрочных вложений (придется самим найти управляющего); — отсутствие требований к диверсификации, что дает шанс получить высокую доходность.

Минусы:

— высокий порог вхождения в фонд (около 1 млн. грн); — длинный горизонт инвестирования (от 3–5 лет и больше); — существенные риски для инвесторов; — не всегда прозрачная схема инвестирования; — сложность участия в ранее созданных венчурных фондах.