IgorZabuta
Игорь Забута Налоги
Зарегистрирован:
14 декабря 2010

Последний раз был на сайте:
26 декабря 2016 в 16:57
Просмотров профиля:
Сегодня: 0
Всего: 29997
Подписчики (149):
ballistic
ballistic
21 год
perpetun
perpetun
anna77
Анна Молдавская
43 года, Кривой Рог
elvalery
elvalery
Киев
azaza
Кандидат в президенти лісу
lexkiev
lexkiev
vista1
vista1
vershkove
vershkove
Oksana77777
Oksana77777
42 года
Romaha
Romaha
46 лет
vadon861
vadon861
Харьков
romava
romava
все подписчики

Игорь Забута - блог

Пол:
мужской
Город:
Киев
Место работы:
юрист, аудитор, налоговый консультант
E-mail:
ibzabuta@gmail.com
Консультирую по вопросам юридического оформления и налогообложения веб-проектов; налогообложения иностранных доходов; налогообложения и хозяйственной деятельности юридических лиц и предпринимателей; ВЭД.
Блог
Комментарии
Валютный форум
Отзывы
Горячая линия

ГНСУ считает внесение собственных средств на счет доходом плательщика единого налога

1 сентября 2012, 1:35   + 67 голосов 15 комментариев

ГНСУ считает, что собственные средства, внесенные физ-лицом — плательщиком единого налога на собственный текущий счет для осуществления предпринимательской деятельности (закупки товаров, материалов, комплектующих), должны рассматриваться, как доход.  Даже более того:

«… все средства, поступившие на расчетный счет, открытый физическим лицом для осуществления предпринимательской деятельности, включаются в валовой доход физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога.»

Такое мнение ГНСУ выразило в письме от 23.08.2012 г. (без номера). Аргументация ГНСУ никак не связана со сделанным выводом и полностью игнорирует тот факт, что единым налогом облагаются только доходы от предпринимательской деятельности. К тому же, в Книге учета доходов и расходов плательщика единого налога (Приказ ГНСУ №1637) предписано отражать именно «Доходы от осуществления деятельности».

При всей своей абсурдности, письмо может быть взято на вооружение местными налоговыми органами, т.к. предполагает крайне простой и удобный подход к определению дохода плательщика единого налога.

 

Проблемы налогообложения экспедиторов

4 июля 2012, 17:51   + 47 голосов 1 комментарий

3 июля 2012 года в Прессцентре ЛИГАБизнесИнформ состоялся круглый стол на тему «Проблемы налогообложения транспортно-экспедиторских услуг в Украине».

Обсуждался круг вопросов, по которым Юридическая компании BLC-Ukraine представила свое заключение.

Проблемы налогообложения экспедиторской деятельности возникают не только в связи с несовершенством Налогового кодекса, но также из-за фискальной интерпретации норм НКУ налоговой службой. Так в письме ГНСУ от 19.04.12 № 11358/7/15-3417-17 высказаны следующие соображения:

1)      Ссылаясь на ст. 9 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» ГНСУ приходит к выводу, что налоговая накладная выписывается экспедитором только на суму «платы экспедитору», которая не включает в себя транзитные средства. Т.е. средства, полученные от заказчика на оплату услуг перевозчика, не включаются в базу налогообложения экспедитора, накладная на их сумму не выписывается.

2)      Суммы по налоговым накладным, полученным экспедитором от перевозчика, отражаются в строке 14 декларации, т.е. не учитываются при формировании налогового кредита.

3)      Исходя из того, что экспедитор определяет свои налоговые обязательства исходя из суммы полученного им вознаграждения (см. выше), он не имеет права на включение в состав налогового кредита сумм НДС, указанных в налоговой накладной, выписанной им на сумму услуг от перевозчика-нерезидента согласно ст. 208 НКУ.

Отдельного внимания заслуживает письмо ГНС в г. Киев от 18.05.2012 №2956/10/06-406В нем повторены выводы, озвученные в приведенном выше письме ГНСУ, но Киевские налоговики идут дальше:

4) Объем налогооблагаемых операций экспедитора определяется исходя из суммы вознаграждения экспедитора.

5) Суммы неустойки в связи с ненадлежащим исполнением договора являются компенсацией стоимости товара, поэтому включаются в базу налогообложения НДС.

Комментарии BLC-Ukraine

1. «Плата экспедитору»

Ключевым положением в цепочке рассуждений ГНС является ссылка на ст. 9 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности»  - на понятие «платы экспедитору», которая не включает в себя транзитные средства, перечисляемые заказчиком экспедитору для оплаты услуг третьих лиц (например, перевозчиков). По нашему мнению, ссылка на вышеупомянутый Закон не является корректной.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не регулирует вопросы налогообложения, т.к. не входит в состав налогового законодательства, определенного пeyrnjv 3.1. НКУ.

Норма пункта 5.3 НКУ, предписывающая понимать термины, не определенные Налоговым кодексом, в значении, определенном другими законами,  также не является основанием для установления правил налогообложения НДС на основании понятия «платы экспедитору». Да, в статье 9 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» раскрыто понятие «платы экспедитору», но термином оно в строгом смысле не является. И главное, как оно связано с базой налогообложения НДС и какой нормой предусмотрена эта связь?

2. Возможность применения пункта 189.4 НКУ к экспедиторским услугам

Структура пункта 189.4 не позволяет однозначно утверждать, что именно им определяется база налогообложения экспедиторских услуг. Абзац первый данного пункта говорит о том, что база налогообложения НДС по договорам

  • комиссии (консигнации),
  • поручения,
  • доверительного управления

определяется согласно статьи 188 НКУ  - исходя из договорной стоимости, в которую включаются любые суммы средств, передаваемые плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров и услуг.

Абзацем вторым указанного пункта регламентированы даты увеличения налоговых обязательств и кредита по договорам, упомянутым в абзаце первом, а также по прочим договорам, не предусматривающим перехода права собственности.

Причины того, что абзацы первый и второй содержат разные перечни договоров, не понятны. Однако, в результате строгого  анализа можно прийти к выводу, что пункт 189.4 не содержит норм, определяющих базу налогообложения по договорам транспортно-экспедиционного обслуживания, а лишь регламентирует дату увеличение налоговых обязательств и кредита.

Однако, если данным пунктом не определяется база налогообложения экспедиторских услуг (по аналогии с договорами комиссии), то есть ли основания считать, что база налогообложения таких услуг определяется в каком-то ином порядке, чем предписан ст. 188 НКУ? Ведь НКУ подобных норм не содержит.

Более того, абзацем 6 п. 188.1 предусмотрено включение в базу налогообложения стоимости товаров / услуг, которые поставляются «за любые средства … и  стоимости материальных / нематериальных активов, которые  передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров и услуг». А статьей 12 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» и ст. 929 ГКУ как раз и предусмотрено, что стоимость транспортных услуг компенсируется экспедитору.

3. Выводы:

  1. Утверждать, что базой налогообложения НДС является плата экспедитору в понимании Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», нет никаких оснований.
  2. База налогообложения экспедиторских услуг определяется либо согласно п. 189.4 (по аналогии с договорами комиссии), либо напрямую – согласно п. 188.1 (результат тот же).

Соответственно, экспедитор обязан выдать налоговую накладную на полную сумму средств, поступивших от заказчика (на полную стоимость услуг, предоставленных заказчику), включая средства, полученные как компенсация  его расходов. А также с полным на то основанием включить в налоговый кредит суммы оплат перевозчикам и суммы по налоговым накладным, оформленным на стоимость услуг нерезидентов. Определять объем налогооблагаемых операций экспедитора следует также исходя из полной суммы поступивших от заказчика средств (оказанных по договору услуг).

4. Кроме того, в обсуждении были подняты следующие вопросы:

1) Обязан ли экспедитор начислять налоговое обязательство на сумму услуг перевозчика в случае, если перевозчик не является плательщиком НДС?

Исходя из норм ст. 188 НКУ суммы оплат перевозчику (независимо от того, является ли он плательщиком НДС), перевыставленные экспедитором заказчику в виде стоимости услуг, удовлетворяют определению базы налогообложения НДС. Соответственно НДС начислять необходимо.

2) Необходимо ли начислять НДС на стоимость перевозки по таможенной территории Украины, как отрезка международной перевозки?

Понятие «отрезка маршрута» не встречается ни в НКУ, ни в Конвенции «О договоре международной автомобильной перевозки», ни в Законе «Об автомобильном транспорте».  Согласно статьи 1 Конвенции «О договоре международной автомобильной перевозки» началом перевозки является пункт принятия груза, завершением – место доставки груза. Таким образом, говорить об «отрезке маршрута на таможенной территории Украины» некорректно с точки зрения самого понятия международной перевозки.  Подпункт 195.1.3 НКУ предусматривает нулевую ставку, которая применяется ко всей международной перевозке, без разделения ее на отрезки.

К услугам, связанным с транзитной перевозкой груза, и к самой транзитной перевозке груза через таможенную территорию Украины, применяется норма пункта 197.8 НКУ – такие услуги освобождаются от налогообложения. Понятие транзита определено Законом «О транзите грузов».

Данная точка зрения совпадает с изложенной в письме ГНСУ от 05.06.12 №12804/7/15-3417-05.

5. Рекомендации

Если ГНСУ не будет утверждена «позитивная» обобщающая налоговая консультация (проект которой уже можно найти в интернете), экспедиторам стоит рассмотреть вопрос заключения, вместо договоров транспортно-экспедиционного облуживания, договоров комиссии, поручения и перевозки.

Однако данная рекомендация имеет свои ограничения и должна применяться с осторожностью. Так, договора комиссии и поручения имеют четко определенные ГКУ предмет (заключение договоров и осуществление юридических действий соответственно) и перечень существенных условий. Также необходимо проследить за правильным документальным оформлением таких договоров (оформление отчета комиссионера и пр.).

При заключении договора перевозки следует учесть, что его предмет уже, чем договор транспортно-экспедиционного обслуживания (сравните ст. 909 ГКУ и ст. 8 Закона «О транспортно-экспедиционном обслуживании»). Если экспедитор не имеет собственного транспорта, следует заключить договора аренды транспорта, либо договора перевозки с третьими лицами, иначе у налоговой будут основания подвергнуть сомнению реальность сделки — возможность осуществления перевозки экспедитором. Кроме того, право перепоручить осуществления перевозки третьим лицам следует обусловить в договоре с заказчиком (см. п. 2 ст.902 ГКУ).

Игорь Забута, управляющий партнер Юридической компании Business Legal Consulting – Ukraine

 

Единый налог: изменения с 01.07.2012

5 июня 2012, 16:14   + 98 голосов 6 комментариев

24 мая ВР во втором чтении приняла Законопроект от 17.02.2012 № 9661-д, которым вносятся существенные изменения в Налоговый кодекс, в т.ч. относительно упрощенной системы налогообложения. В случае подписания Законопроекта Президентом (что перед выборами более чем вероятно) изменения вступают в силу с 01 июля.

Ниже представлен предварительный анализ изменений.

Смена группы

Предусмотрена возможность смены группы плательщиков единого налога не только в сторону увеличения (с первой – на вторую и т.д.), но и в сторону уменьшения (с третей – на вторую, со второй – на первую). Такое изменения разрешено в случае, если деятельность плательщика единого налога соответствует всем требованиям к избранной группе (по видам деятельности, обороту, количеству наемных работников, юридическому статусу покупателей).

Соответствующее заявление должно быть подано за 15 дней до начала квартала.  Других ограничений  по количеству переходов из группы в группу в течение года не предусмотрено. При переходе из  третей группы во вторую аннулируется свидетельство плательщика НДС (если таковое имелось).

НДС

Новая редакция п. 182.1 НКУ не содержит никаких ограничивающих условий добровольной регистрации плательщиком НДС. Таким образом, плательщик единого налога третей или четвертой группы может зарегистрироваться плательщиком НДС на основании заявления, независимо от объема поставок другим плательщикам НДС или размера уставного капитала. Заявление должно быть подано за 15 дней до начала квартала.

Исправлена редакция подпункта  4) б) пункта 293.8: ставка 3%+НДС может быть выбрана плательщиками единого налога третей и четвертой групп  путем подачи заявления относительно изменения ставки с 5%  на 3% не позднее, чем за 15 дней до начала квартала и регистрации плательщиком НДС.

Доход

Уточнены правила признания доходов от бесплатно полученных товаров, работ и услуг, а также от списания кредиторской задолженности.

Доход от бесплатного получения товаров признается только в случае, если он получен по письменному договору (например, дарения или прочим договорам, не предполагающим компенсации стоимости товаров или их возврата).

Доход от списания кредиторской задолженности учитывают только плательщики единого налога третей группы — плательщики НДС, а также плательщики единого налога четвертой группы.

Кроме того, плательщики единого налога – юридические лица, перешедшие на упрощенную систему с общей,  включают в доход стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров, работ или услуг, авансы за которые получены до перехода на упрощенную систему.

Доход по общему правилу определяется кассовым методом – признается на дату поступления денег в наличной или безналичной форме. Доход от бесплатно полученных товаров, работ и услуг признается на дату подписания акта приема-передачи, а доход от кредиторской задолженности, по которой миновал срок исковой давности, – на дату списания. Что касается дохода от реализации под авансы, полученные на общей системе: такой доход признается на дату отгрузки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

КВЭД

В заявлении необходимо указывать виды деятельности по КВЭД 009:2010 (а не КВЭД 2005, как в существующей редакции). Указание вида деятельности по КВЭД  в заявлении (и в свидетельстве) предусмотрено только для плательщиков единого налога первой-второй групп, но не для третей – четвертой группы.  Поэтому к плательщикам единого налога третей и четвертой групп не применимы санкции за осуществление видов деятельности, не указанных в свидетельстве.   Кроме того, отменено требование к указанию вида товара для производителей.

Ответственность

Не применяются санкции, предусмотренные ст. 164-1 КоАП, за ошибки (неправильность) заполнения Книги учета доходов и Книги учета доходов и расходов, допущенные в 2012 году. Кроме того, не будут применяться санкции за нарушение в 2012 году порядка расчета единого налога, правильности заполнения деклараций и полноты уплаты сумм единого налога.

Прочие изменения

Ювелирам вернули «упрощенку»

Предприниматели, осуществляющие деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценного камня органогенного происхождения могут применять упрощенную систему.

Предприниматели, осуществляющие такие виды деятельности, относятся к третей группе (юридические лица – к четвертой) и уплачивают единый налог по ставке 5%. Исходя из новой формулировки пункта 293.3, ставка 3% с регистрацией плательщиком НДС таким предпринимателям (и юридическим лицам) недоступна. Кроме того, такие предприниматели НЕ освобождены от применения РРО.

Данная норма относится только к изделиям.  Добыча, производство и реализация драгоценных металлов и камней все также не может осуществляться на упрощенной системе.

Добыча и реализация полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых всё также не может осуществляться на упрощенной системе, однако к реализации полезных ископаемых это ограничение более не относится.

Почта и связь

На данный момент услуги почты и связи не могут осуществляться на упрощенной системе. В новой редакции НКУ из-под запрета выведены курьерская деятельность, а также те услуги связи, которые не подлежат лицензированию.

Игорь Забута, управляющий партнер Юридической компании BLC-Ukraine

 

Приглашение в налоговую инспекцию

24 мая 2012, 2:32   + 50 голосов 4 комментария

Может ли налогоплательщик, получивший приглашение в налоговую инспекцию «для проверки правильности уплаты налогов», проигнорировать это приглашение, без каких-либо негативных последствий для себя со стороны органов ГНС?

Право органов ГНС приглашать налогоплательщиков установлено подпунктом 20.1.1 Налогового кодекса. В соответствии с указанным подпунктом, целью приглашения может быть:

1. Проверка правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов;

2. Проверка соблюдения требований другого законодательства (в компетенции ГНС).
 

Уведомление о приглашении направляется в порядке, установленном статьей 42 Кодекса («Переписка с налогоплательщиком»): не позднее чем за 10 дней до даты приглашения заказным письмом, в котором указываются:

1. Основания приглашения,

2. Дата и время визита.
 

Порядок направления уведомления утвержден приказом ГНСУ  от 22.12.2010 № 980 «Об утверждении формы Уведомления о приглашении налогоплательщика в орган ГНС».Форма уведомления предусматривает указание в нем основания, на котором налогоплательщика приглашают в орган ГНС. Кроме того, дополнительно к требованиям подпункта 20.1.1 Налогового кодекса, предусмотрено указывать также по какому вопросу направляется приглашение.Таким образом, требования к уведомления о приглашении следующие:

1. Цель приглашения должна соответствовать подпункту 20.1.1 Налогового кодекса: или проверка правильности уплаты налогов, или проверка соблюдения требований другого законодательства в сфере компетенции ГНС;

2. В уведомлении должны быть указаны: 1) основание для приглашения, 2) вопрос, по которому приглашают, 3) дата и время визита;

3. Уведомление должно быть направлено не позже чем за 10 дней до даты визита заказным письмом;

4. Уведомление должно быть подписано руководителем органа ГНС (исходя из утвержденной Приказом № 980 формы сообщения).
 

Отметим, что праву органов ГНС приглашать налогоплательщиков не корреспондирует обязанность налогоплательщика реагировать на такие приглашения. Налоговым кодексом вообще не установлена обязанность налогоплательщика являться по приглашению органов ГНС или письменно отказываться от них. Не предусмотрено также и санкций за игнорирование таких приглашений.

Безусловно, несоблюдение органом ГНС требований подпункта 20.1.1. Налогового кодекса и приказа № 980 о порядке направления или содержания уведомления может быть удобным оправданием для налогоплательщика, но такое оправдание не требуется. Выбор законодателем слова «приглашение» (но не «вызов», не «повестка») само по себе предполагает определенную добровольность.

Более того, по поводу цели приглашения (проверка) стоит упомянуть предписание статьи 19 Конституции Украины: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.» Налоговым кодексом установлено, что способом, которым производится проверка правильности уплаты налогов (иного законодательства в сфере компетенции ГНС) является налоговый контроль (пункт 62.1), который осуществляется путем:

1. Ведения учета налогоплательщиков;

2. Информационно-аналитического обеспечения деятельности органов ГНС;

3. Проверок и сверок.

Никакого другого способа проверки правильности уплаты налогов Налоговым кодексом не предусмотрено. Порядок проведения камеральных, документальных (плановых или внеплановых; выездных или невыездных) и фактических проверок четко регламентированы главой 8 Налогового кодекса. Ни один из видов проверки не предусматривает приглашение налогоплательщика. Более того, пунктами 76.1 и 79.3 Налогового кодекса установлено, что присутствие налогоплательщика при проведении камеральных и документальных невыездных проверок не обязательно.Таким образом, хотя органам ГНС и предоставлено право приглашать налогоплательщиков, само приглашение нельзя считать надлежащим способом проверки правильности уплаты налогов или соблюдения другого законодательства.

Исходя из того, что органы власти должны действовать на основании и способом, определенным Конституцией и законами Украины, основания для направления уведомления о приглашении также должны быть определены Налоговым кодексом (или другим законом). Как ни странно, Налоговый кодекс определяет только цели, но не основания направления уведомлений о приглашении в орган ГНС. Поэтому, любое сообщение о приглашении может быть признано не соответствующим требованиям подпункта 20.1.1 Налогового кодекса по той причине, что основание приглашения, указанное в сообщении, не предусмотрено Кодексом.

В то же время, если у налогоплательщика нет веских причин избегать общения с налоговым органом, по нашему мнению, отказываться от приглашения не следует. Если приглашение действительно касается правильности уплаты налогов, его игнорирование будет только отсрочкой или обострением проблемного вопроса. Ведь следующим шагом налогового органа будет направления обязательного письменного запроса (см. пункт 73.3 Кодекса), а после него – внеплановая проверка, основания для которой найти не трудно (см. п. 78.1.1 Кодекса). Относительно приглашений, направляемых с иной целью (например, для дачи объяснений, почему предприятие «убыточное») – решать вопрос «идти или не идти» – руководителю предприятия.

Игорь Забута, управляющий партнер Юридической компании Business Legal Consulting — Ukraine

 

О регистрации визитниц, как баз персональных данных

21 мая 2012, 14:20   + 62 голоса 18 комментариев

Госслужба по вопросам защиты персональных данных в письме от 02.04.2012 г. N 10/1106-12 утверждает, что содержимое в визитницыадресной книги электронной почты предприятия и списка контактов мобильного телефона, являются персональными данными.

Согласно определению Закона «О защите персональных данных» персональными данными являются сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано. Поэтому с утверждением Службы трудно поспорить. Разве что в случае, если упомянутые данные не позволяют идентифицировать физическое лицо даже владельцу телефона или электронной почты (что мало вероятно).

Данное утверждение имеет далеко идущие выводы (пока не озвученные в письмах Службы): исходя из того, что база персональных данных Законом определяется как именованная совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и /или в форме картотеки, то и адресные книги телефона и электронной почты, а также содержимое визитницы вполне удовлетворяют определению БПД и согласно статьи 9 Закона подлежат регистрации (кроме случаев, когда такие данные используются исключительно для непрофессиональных или личных бытовых потребностей).

Ссылка на письмо.

 

Несовпадение юридического и фактического адреса

5 мая 2012, 18:29   + 68 голосов 3 комментария

Вопрос:

Предприятие планирует зарегистрировать юридический адрес по месту жительства учредителя или директора. Фактически предприятие находится по другому адресу на основании договора аренды помещения. Какие последствия могут возникнуть в этой ситуации?

1. Юридический и фактический адрес

Действующее законодательство оперирует понятиями «местонахождение юридического лица» и «основной» или «неосновной налоговый адрес».

Понятие налогового адреса юридического лица определено в п. 45.2 НКУ — это местонахождение юридического лица, сведения о котором содержатся в ЕГРПОУ.

2. Допустимо регистрировать местонахождение юридического лица по месту жительства участника или директора?

2.1. С точки зрения государственного регистратора

Данные в Единый реестр вносятся в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». В Законе понятие местонахождения определено как «адрес органа или лица, которые согласно учредительным документам юридического лица или закона выступают от его имени». Стоит обратить внимание на то, что такое определение несколько уже по содержанию, чем определение, приведенное в статье 93 Гражданского кодекса: «местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учет».

Но госрегистратор будет руководствоваться определением, приведенном в Законе «О государственной регистрации ...». Из которого следует, что допустимой является регистрация по адресу директора (адрес «лица,… которое выступает от имени юридического лица» - см. определение понятия), но не участника или учредителя. Именно такая позиция госрегистратора часто встречается практике. В то же время необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 ГКУ юридическое лицов случаях предусмотренных законом или учредительными документами может осуществлять гражданские права и обязанности через своих участников. Кроме того, учредитель (участник) может быть одновременно и директором.

2.2. С точки зрения налоговой службы

Исходя из определения налогового адреса (п. 45.2 НКУ), для налогового органа имеет значения местонахождение юридического лица, указанное в ЕГРПОУ. Поэтому любое местонахождение, которое «удовлетворило» государственного регистратора, будет приемлемым (и безальтернативным) для налоговой службы.

2.3. С точки зрения Жилищного и Гражданского кодекса

2.3.1. Без договора аренды

В настоящее время ст. 6 ЖК запрещается предоставление помещений в жилых домах для только нужд промышленного характера. Аналогичный запрет предусмотрен пунктом 3 «Правил использования помещений жилых домов» (постановление КМУ от 08.10.92 № 572). Пресловутый законопроект от 04.03.2011 г. N 8203, в котором отдельные депутаты пытались запретить предоставление помещений для нужд производственного характера, был отклонен ВР 09.02.2012. Однако в статье 6 ЖК предусмотрено, что жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. На основании указанных норм законодательства Госкомпредпринимательства в письме от 31.07.2007 г. № 5620 приходит к выводу, что жилые помещения могут использоваться для осуществления предпринимательской и иной деятельности только гражданами, которые в них проживают.

С точки зрения автора норма ст. 6 ЖК относительно предназначения жилых помещений для проживания граждан является позитивной, т.е. не устанавливает обязанности постоянного проживания (не является императивной) и не содержит запрета иного использования (не является запретительной). Поэтому, использование жилого помещения юридическим лицом в иных целях, чем проживание, не запрещено действующим законодательством (кроме промышленного использования и использования по договору аренды – см. ч. 2 ст. 813 ГК). В любом случае, вопрос соответствия или несоответствия использования жилого помещения для регистрации местонахождения юридического лица является существенным только в момент самой регистрации, но не для учета в ДПС (который основывается на данных ЕГРПОУ). Таким образом, даже если компетентным органом будет установлено несоответствие использования жилого помещения для осуществления предпринимательской деятельности нормам законодательства, это не будет основанием для прекращения юридического лица.

2.3.2. С договором аренды

Ситуация усложняется в случае, если жилое помещение используется юридическим лицом на основании договора аренды. Отметим, что статьей 24 Закона «О государственной регистрации ...» не предусмотрено представление государственному регистратору документа, подтверждающего право на использование помещения (договора аренды или документа, удостоверяющего право собственности). Договор аренды, если таковой существует, будет иметь значение в дальнейшем — во время проверок налоговым органом.

Дело в том, что в соответствии со статьей 810 ГК жилье (по договору найма) передается нанимателю для проживания в нем. Более того, ч. 2 ст. 813 содержит четкое ограничение: если нанимателем является юридическое лицо, оно может использовать жилье только для проживания в нем физических лиц. Именно на основании указанных норм Госкомпредпринимательства в письме от 08.06.2004 г. № 3841 пришел к выводу, что для предоставления квартиры в аренду с целью устройства в ней офисного помещения, необходимо перевести такую квартиру в нежилой фонд.

Таким образом, договор аренды квартиры (помещения жилищного фонда), заключенный юридическим лицом в иных целях, чем проживание в ней физических лиц, может быть признан судом недействительным, как противоречащий ГК (ч. 1 ст. 203). Заметим, что такой договор не является ничтожным (ч. 2 ст. 215), ведь законом не установлена недействительность такого договора. Последствием признания договора недействительным будет реституция между сторонами в соответствии с ч. 1 ст. 216 ГК и непризнание налоговым органом арендных платежей как расходов в налоговом учете. Более того, если налоговым органом будет доказано в суде, что такой договор заключен с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, последствием будет взыскание полученного сторонами в доход государства в соответствии с ч. 3 ст. 228 ГК.

Поэтому существование договора аренды создаст больше проблем, чем его отсутствие. Безусловно, оформление отношений по поводу предоставления квартиры под офис между учредителем (директором) и юридическим лицом является логичным с точки зрения гражданского законодательства, ведь это две отдельных лица. Нельзя также исключить и возможность того, что налоговый орган будет настаивать на необходимости признания дохода юридического лица в форме безвозмездно полученных услуг (на уровне обычных цен). Но пока на практике автор не встречался с такой позицией налогового органа. Возможно, в связи со сложностью определения объекта аренды (метража части квартиры, которая арендуется) и неоднозначностью определения уровня обычных цен.

3. Последствия отсутствия по местонахождению

Отсутствие налогоплательщиков по местонахождению всегда было и является предметом пристального внимания ДПС. Это касается, в первую очередь, плательщиков НДС, но не только их.

В соответствии с п. 12.2 «Порядка учета плательщиков налогов и сборов» (утверждено приказом Минфина № 1588 от 09.12.2011) налоговые органы осуществляют проверку местонахождения налогоплательщиков:

  • — которыми не подано в установленные законом сроки налоговые деклараций;
  • — имеющих налоговый долг.

Проверка местонахождения также осуществляется «при назначении или проведении любого вида проверки налогоплательщика или при исполнении иных служебных обязанностей работниками органов ГНС» Т.е. фактически в любое время на любых основаниях.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка, если по результатам мероприятий по установлению фактического местонахождения юридического лица подразделениями налоговой милиции

  • — подтверждено отсутствие такого лица по местонахождению или
  • — установлено, что фактическое местонахождение юридического лица не соответствует зарегистрированному местонахождению,

руководитель (заместитель руководителя) органа ГНС принимает решение о направлении госрегистратору уведомления об отсутствии юридического лица по местонахождению.

Госрегистратор, в свою очередь, направляет лицу уведомление о необходимости представления регистрационной карточки (о подтверждении сведений о юридическом лице). Если такая карточка не будет получена госрегистратором в течение месяца, в ЕГРПОУ вносится запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению (ч.ч. 12-14 ст. 19 Закона «О государственной регистрации ...»).

Необходимо иметь в виду, что наличие в ЕГР записи об отсутствии юридического лица по местонахождению является основанием:

  • — для аннулирования регистрации плательщика НДС (пп. «ж» п. 5.1 «Положения о регистрации плательщиков НДС», утвержденного приказом Минфина от № 1394 07.11.2011);
  • — для вынесения судебного решения относительно прекращения юридического лица (ч. 2 ст. 38 Закона «О государственной регистрации ...»).

Право налогового органа обращаться в суд относительно прекращения юридического лица установлен пп. 20.1.12 НКУ;

Поэтому в случае, если фактическое местонахождение юридического лица отличается от указанного в ЕГРПОУ, во избежание «недоразумений» с налоговым органом и возможных последствий в виде аннулирования регистрации плательщика НДС или прекращения юридического лица желательно обеспечить:

1. отсутствие оснований для проверки местонахождения — своевременное представление деклараций и своевременную уплату налогов (отсутствие налогового долга), присутствие руководства и наличие отчетных документов по зарегистрированному местонахождению во время проверки;

2. своевременное получение по фактическому местонахождению корреспонденции от налогового органа (и от государственного регистратора) и своевременный ответ на корреспонденцию;

Кроме того, в регистрационных документах (и в декларациях) следует указывать действующий номер мобильного телефона руководителя (главного бухгалтера), а не стационарный номер телефона «юридического адреса».

4. Уведомлять ли налоговый орган о «фактическом» адресе?

Ситуация осложняется тем, что НКУ содержит требование о регистрации юридическим лицом так называемого неосновного места учета: по месту нахождения подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность ( см. п. 63.3. НКУ).

Определение объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, чрезвычайно широко — это «имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов». Объекты налогообложения по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу НКУ. Подчеркнем: объектом налогообложения считаются, среди прочего, и действия (в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов). В буквальном понимании под такое определение подпадает любая хозяйственная деятельность.

При этом установлено, что заявление о взятии на учет по неосновному адресу подается в налоговый орган в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения (не обязательно обособленного), через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению. Понятие «объекта» НКУ не определено. Поэтому не ясно, следует ли считать офис в арендованном помещении «объектом», в связи с открытием которого необходимо регистрировать неосновное место учета.

В соответствии с п. 7.1. «Порядка учета плательщиков налогов и сборов» регистрировать неосновное место учета необходимо в случае, если у налогоплательщика, кроме обязанностей по представлению налоговой отчетности или уплаты налогов на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению, возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы.

Обязанность представления отчетности и уплаты налогов на территории другой административно-территориальной единицы возникает, например, в случае, описанном в пп. 168.4.3 НКУ: суммы НДФЛ, начисленные обособленным подразделением в пользу физических лиц, перечисляются в местный бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.

Заметим, что в НКУ понятие обособленного подразделения (пп. 14.1.30) употребляется в значении, определенном ГКУ. А исходя из определения, приведенного в статье 95 ГКУ, любое обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения юридического лица, является либо филиалом (осуществляющее все или часть функций юридического лица), либо представительством (осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица). При этом, ни в ГКУ, ни в НКУ не раскрыто понятие обособленности, поэтому единственным критерием обособленности подразделения является его расположение на территории иной административно-территориальной единицы. Таким образом напрашивается (безусловно оспариваемый) вывод, что офис юридического лица, расположенное на территории другой административно-территориальной единицы, является с точки зрения Налогового кодекса обособленным подразделением и подлежит регистрации как неосновное место учета. НДФЛ с доходов работников этого офиса должен перечисляться в местный бюджет по местонахождению офиса.

В случае, если налогоплательщик не зарегистрирует неосновное место учета, к нему может быть применена санкция, предусмотренная статьей 117 НКУ: штраф в размере 510 грн., А в случае, если нарушения не будут устранены в течение года — штраф в размере 1020 грн.

 

НДФЛ 17% в Декларации об имущественном состоянии и доходах

13 апреля 2012, 11:09   + 42 голоса 2 комментария

Основная ставка НДФЛ установлена пунктом 167.1 Налогового кодекса – 15%. Однако в случае, если сумма доходов, полученная в течение месяца, превышает 10 минимальных зарплат, к сумме превышения применяется ставка 17%. Такова наиболее обобщенная и упрощенная формулировка «правила 17%».

Однако при более глубоком изучении пункта 167.1 Кодекса (теория), а также при заполнении Декларации об имущественном состоянии и доходах (практика), налогоплательщика ожидает целый ряд непростых вопросов, а именно:

1. Для каких видов доходов следует рассчитывать превышение?

2. Превышение рассчитывается по каждому виду доходов отдельно или от общей суммы доходов?

Кроме того, в абзаце третьем пункта 167.1 мы встретим понятие «среднемесячного годового дохода», который используется для расчета превышения. В связи с этим возникает вопрос:

3. Какова формула расчета среднемесячного годового дохода, превышения и, соответственно, налога по ставке 17%?

И, наконец, прояснив все теоретические вопросы, переходим к главному:

4. Как отразить сумму налога по ставке 17% в декларации.

Юридическая техника обсуждаемого пункта настолько несовершенна, что ответы не очевидны и не «лежат на поверхности».

Для удобства читателя приведем текст пункта 167.1 полностью, так как возвращаться к нему придется не раз:

«167.1. Ставка налога составляет 15 процентов базы налогообложения относительно доходов, полученных (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 — 167.4 этой статьи), в том числе, но не исключительно в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.

В случае, если общая сумма полученных плательщиком налога в отчетном налоговом месяце доходов, отмеченных в абзаце первом этого пункта, превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного налогового года, ставка налога составляет 17 процентов суммы превышения с учетом налога, оплаченного по ставке, определенной в абзаце первом этого пункта.

Плательщики налога, которые подают налоговые декларации за налоговый (отчетный) год согласно подпункту "є" пункта 176.1 статьи 176, статьями 177 и 178 этого раздела, применяют ставку налога 17 процентов к части среднемесячного годового облагаемого налогом дохода, превышающего десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного годового облагаемого налогом дохода рассчитывается как сумма общих месячных облагаемых налогом доходов, отмеченных в абзаце первом этого пункта, разделенная на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который осуществляется декларирование.»

/перевод - Профи-Винс/

1.  Виды доходов, по которым рассчитывается превышение

С  упоминанием ставки 17% налогоплательщик впервые встречается при прочтении абзаца 2 п. 167.1 НКУ:

«В случае, если общая сумма полученных … в отчетном налоговом месяце доходов, отмеченных в абзаце первом этого пункта, превышает 10-кратный размер МЗП, установленной Законом на 1 янв. отчетного налогового года, ставка налога составляет 17 % суммы превышения с учетом налога, оплаченного по ставке, определенной в абз. 1 этого пункта

Таким образом, превышение рассчитывается для доходов, отмеченных в абзаце 1 п. 167.1. А в абзаце 1 речь идет о «доходах, полученных, в том числе, но не исключительно в форме заработной платы …» и т. д. Следующий за этим выражением перечень можно свести к трем основным видам доходов:

  1. зарплата и приравненные к ней доходы;
  2. вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
  3. выигрыши в денежную лотерею,  а также выигрыш игрока, полученный от организатора азартной игры.

.

Однако этот перечень не является исчерпывающим («но не исключительно»). Отсюда следует, что для расчета превышения учитываются любые доходы, облагаемые налогом по основной ставке. А основная ставка применяется к неограниченному перечню доходов, если специальными нормами НКУ не предусмотрено иноеИное прямо предусмотрено самим абзацем 1 п. 167.1 – это доходы, определенные в п.п. 167.2-167.4. При этом перечень доходов, приведенный в п. 167.2, также не является исчерпывающим:  «…ставка 5% применяется … в других случаях, прямо определенных соответствующими нормами этого раздела». Более того, п. 167.5 предусмотрено, что ставка налога «может иметь иной размер, определенный соответствующими нормами этого раздела».

Из сказанного выше следует вывод: при расчете превышения учитываются все виды доходов, для которых прямо не предусмотрена иная, чем основная, ставка налога. Иная ставка налога может быть предусмотрена не только п.п. 167.2-167.4, но также любым другим пунктом раздела IV НКУ.

2. Вместе или отдельно?

Ответ на этот вопрос не кажется однозначным, если предположить, что налогоплательщик в течение месяца получает различные виды доходов и, при этом, сумма каждого вида доходов не превышает 10-кратного размера МЗП. К примеру, 6 тыс. грн. в виде зарплаты и 5 тыс. грн. в виде выигрыша в лотерею. Следует ли суммировать такие доходы для расчета превышения?

Из буквального прочтения абзаца второго пункта 167.1 («общая сумма полученных … в отчетном налоговом месяце доходов), следует вывод, что превышение над 10-кратным размером МЗП рассчитывается от общей суммы доходов, полученных в течение месяца, но не по каждому виду доходов в отдельности. Отсюда также следует, что доходы от предпринимательской деятельности и доходы в виде зарплаты также следует суммировать для определения суммы превышения. Однако об этом ниже.

3.  Формулы расчета

3.1. Две формулы расчета

Сразу обратим внимание читателя: в абзаце 2 и 3 п. 167.1 приведены две различные формулы расчета превышения (и, соответственно, налога по ставке 17%).

Абзац 2 п. 167.1 предписывает применять ставку 17% к превышению доходов (за любой месяц отчетного года) над 10-кратным размером МЗП. Тогда как в абзаце 3 с 10-кратным размером МЗП сравнивается не просто общая сумма доходов за отдельный месяц, но «среднемесячный годовой облагаемый налогом доход».

Абзац третий четко адресован плательщикам налога, «которые подают налоговые декларации за налоговый (отчетный) год согласно пп. "є" п. 176.1, статьями 177 и 178 раздела IV Кодекса», а именно:

  • налогоплательщикам, которые получали доход от двух и более налоговых агентов, при условии, что сумма этого дохода за любой месяц превышала 10-кратный размер МЗП;
  • предпринимателям;
  • лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность.

.

Соответственно абз. 2 относится к неопределенному кругу «всех остальных» налогоплательщиков, доход которых за любой месяц года превысил 10-кратный размер МЗП.

3.2. Среднемесячный годовой доход

Для этих налогоплательщиков, определенных абзацем 3 п. 1671, предусмотрена особая формула расчета превышения. С 10-кратным размером МЗП сравнивается не просто общая сумма доходов за месяц, но «среднемесячный годовой облагаемый налогом доход».

Среднемесячный годовой доход определяется, как «сумма общих месячных облагаемых налогом доходов, отмеченных в абзаце 1 этого пункта, разделенная на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году…».

Из ссылки на абзац 1 п. 167.1 следует, что приведенная формула применяется не только к доходам от предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, и доходам от двух и более налоговых агентов, но и ко всем прочим доходам, определенным в абзаце 1 п. 167.1.

3.3. Формула для предпринимателей и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность

Формула расчета среднемесячного годового дохода, суммы превышения и налогового обязательства приведена в разделе II Приложения 5 к Декларации («Доход от предпринимательской деятельности»):

Среднемесячный годовой доход  (СмГД) рассчитывается как общая сумма доходов за год, деленная на количество месяцев, в которых такие доходы были получены:

СмГД = ГД/Кмес.

где:

ГД  — годовой доход;

Кмес.  — количество месяцев, в котором были получены доходы.

Например, за год получено доходов на общую сумму 150 тыс. грн., доходы были получены в 1-11 месяцах, в декабре доходов не было. Тогда СмГД = 150 000/11= 13 636.36

Сумма превышения (П) рассчитывается как разница между СмГД и 10-кратным размером МЗП:

П= СмГД-МЗП*10

Т.е. по данным нашего примера: 13 636.36-941*10 = 4 226.36

Общая сумма налога (по ставкам 15% и 17%) рассчитывается следующим образом:

 (15%*(СмГД-П) + 17%*П)*Кмес.

В нашем примере общая сумма налога равна: (15% * (13 636.36 -4 226.36) + 17% * 4 226.36) * 11 = 23 429,80

Логика формулы такова, что при одинаковой сумме доходов, полученных за год, тем большая сумма налога будет начислена, чем в меньшем количестве месяцев были получены доходы.

Так, например, если те же 150 тыс. грн. были получены в течение 3 месяцев (в остальные 9 месяцев предприниматель доходов не получал), расчет будет следующим:

СмГД = 150 000 / 3 = 50 000

П = 50 000- 9 410 = 40 590

Налог = (15%*(50 000-40 590)+17%*40 590)*3 = 24 935,40

Что на полторы тысячи больше, чем в предыдущем примере.

Приведенная формула  используется также лицами, осуществляющими независимую предпринимательскую деятельность.

3.4. Формула расчета для лиц, которые получали доход от двух и более налоговых агентов

Лица, которые получали доход от двух и более налогоплательщиков также должны использовать приведенную выше формулу. Однако, следует учесть, что если доход от одного налогового агента за любой из месяцев года превысил 10-кратный размер МЗП, такой налоговый агент (по всей вероятности) уже применил ставку 17% к сумме превышения, а также осуществил перерасчет налога по результатам года. Поэтому на сумму налога с превышения повлияет только доход, выплаченный вторым (третьим) налоговым агентом. Для указанной категории налогоплательщиков алгоритм расчета налога будет следующим:

1. Суммировать доходы, полученные от всех налоговых агентов. Вычесть ЕСВ (см. точку зрения ГНСУ).

2. Рассчитать среднемесячный годовой доход, суммы превышения и сумму налога по формуле, приведенной в разделе 3.3.

3. Из полученной суммы вычесть налог, удержанный налоговыми агентами (на основании справок, полученных от этих налоговых агентов).

3.5. Формула для прочих плательщиков налога

Возникает вопрос, как рассчитать превышение лицам, которые не упоминаются в абзаце 3 пункта 167.1 (такие случаи редки, но возможны)? К примеру, налогоплательщику, который, не будучи предпринимателем, выполнил работу по гражданско-правовому договору (или без такового) для другого физического лица, не являющегося налоговым агентом. Или продал такому лицу движимое имущество (без нотариального заверения договора). Такой налогоплательщик должен руководствоваться абзацем 2п. 167.1 и рассчитывать превышение (по всем видам доходов, облагаемых налогом по основной ставке) за отдельно взятый месяц, т.е. без предварительного расчета среднемесячного годового дохода.

3.6.   Предприниматель + наемный работник

В более сложной ситуации окажется налогоплательщик, который получал доходы в виде зарплаты и доходы от предпринимательской деятельности. На предпринимателя распространяется действие абзаца 3 пункта 167.1 Кодекса. Поэтому он должен суммировать все доходы (от предпринимательской деятельности и от работодателя), рассчитать среднемесячный годовой доход, превышение и сумму налога по формуле, приведенной в разделе 3.3 статьи., и вычесть налог, удержанный работодателем. А после этого обнаружить, что в Декларации результаты такого расчета отразить весьма проблематично – об этом читайте в следующем разделе.

4. Заполнение декларации

4.1. Предприниматели

Предприниматели осуществляют расчет среднемесячного годового дохода, суммы превышения и суммы налога в разделе II Приложения 5 к Декларации (в строках 01, 02, 03). При этом среднемесячный годовой доход рассчитывается как отношение чистого дохода («всего» по колонке 7 раздела I Приложения 5) и количества месяцев, в которых был получен доход. Результаты расчетов Приложения 5 переносятся в Раздел III Декларации.

4.2. Лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность

Такие налогоплательщики заполняют Раздел IV Декларации, но отдельного приложения  или строк, в которых осуществлялся бы расчет среднемесячного годового дохода, превышения и налога по ставке 17%, для них не предусмотрено. Расчет осуществляется «вне Декларации» по формуле, которая предусмотрена для предпринимателей, а его результат отражается в строке 07 Декларации.

4.3. Лица, получившие доход от двух и более налоговых агентов

В большинстве случаев это лица, получавшие зарплату по основному и неосновному местам работы. Такой доход отражается в строке 01.01 Раздела II, однако приложения к этой строке не предусмотрено. Поэтому рассчитать превышение следует «вне Декларации», исходя из среднемесячного годового дохода, вычесть налог, удержанный работодателем (колонка 4) и остаток отразить в колонке 5 Раздела II.

4.4. Прочие плательщики налога

Лица, которые не являются предпринимателями, не осуществляют независимую профессиональную деятельность и не получали доход от двух и более налоговых агентов, рассчитываю налог на превышение без учета среднемесячного дохода (см. раздел 3.5. статьи), и отражают его в той строке декларации, которая соответствует виду полученного дохода (например, 01.07, колонка 5).

4.5.   Предприниматель + наемный работник

Как было сказано выше, предприниматели заполняют Раздел III на основании Приложения 5 к Декларации. Чистый доход от предпринимательской деятельности указывается в колонке 7 по строке «всего» Приложения. От этой суммы в разделе II Приложения рассчитываются все остальные показатели (среднемесячный годовой доход, сумма превышения, налог).

Однако, если предприниматель получал другие доходы (например, в виде зарплаты), это повлияет на сумму среднемесячного годового дохода, а следовательно — на сумму превышения  и налога. Но, как будет показано ниже, отразить такой расчет в Декларации непросто.

Допустим, налогоплательщик получил доход от предпринимательской деятельности в размере 150 тыс. грн. в течение 11 месяцев отчетного года (как в примере выше). Кроме того, этот налогоплательщик получил 120 тыс. грн. дохода в виде зарплаты за 12 месяцев (после вычета ЕСВ).

Доходы от предпринимательской деятельности должны быть отражены в Приложении 5:

среднемесячный годовой доход = 150 000/11= 13 636.36;

превышение = 13 636.36-9 410.00 = 4 226.36;

общая сумма налога =  (15%*(13 636.36-4 226.36)+17%*4 226.36)*11 = 23 429.80.

Далее, налогоплательщик заполняет раздел II Декларации, в котором рассчитывает налог с доходов в виде зарплаты:

среднемесячный годовой доход = 120 000/12 =   10 000;

сумма превышения = 10 000 – 9 410 = 590

налог = (15%*(10 000-590)+17%*590)*12 = 18 141.60

Если работодатель выполнил свои обязанности налогового агента, то именно такую сумму налога он и удержал с налогоплательщика (колонка 4 Раздела II). Таким образом, в колонке 5 (сумма налога, которая подлежит уплате плательщиком налога самостоятельно) ставится ноль. Следовательно, сумма налога к уплате будет соответствовать сумме налога с доходов от предпринимательской деятельности, рассчитанной выше - 23 429.80.

Однако, если рассчитывать превышение согласно нормам пункта 167.1 Кодекса  - от суммы всех доходов, облагаемых налогом по основной ставке, а не по каждому виду доходов отдельно —  то

среднемесячный годовой доход составит (150 000 + 120 000)/12 = 22 500.00;

превышение – 22 500.00 – 9 410.00=13 090.00;

налог – (15%*(22 500.00-13 090.00)+17%*13 090.00) = 43 641,60.

Учитывая, что  18 141.60 грн. налога уже уплачено работодателем, самостоятельной оплате подлежит 40 241.60 — 18 141.60 = 25 500.00 грн. А отнюдь не  23 429.80 грн., как мы подсчитали в Приложении 5 (Доходы от предпринимательской деятельности). Однако показать иную сумму в Приложении 5 и Разделе III не получится – она «привязана» к чистому доходу от предпринимательской деятельности – к 150-ти тысячам грн.

Из приведенных расчетов следует, что форма декларации позволяет рассчитать налог с превышения по ставке 17% по каждому виду доходов отдельно, но не от всей суммы доходов, которые облагаются налогом по основной ставке (как это предписано делать пунктом 167.1 Кодекса).

Особо добросовестный налогоплательщик, который следует нормам Кодекса, а не форме декларации, отобразит разницу (25 500.00-23 429.80 = 2 070.20) в колонке 5 Раздела II Декларации (сумма налога, которая подлежит уплате плательщиком налога самостоятельно). Чем совершенно разрушит логику этого раздела. Но следует отметить, в обязанности налогоплательщика не входит исправление ошибок Минфина (разработчика новой формы декларации), особенно в ситуациях, когда это приводит к увеличению налоговых обязательств. Возможным, не явно не удобным для налогоплательщика, выходом будет подать приложение к Декларации с расчетом в произвольной форме на основании п. 46.4 НКУ.

 

Единый налог 2012 и первичные документы

27 марта 2012, 11:03   + 73 голоса 14 комментариев

В этой статье рассматривается вопрос необходимости получения, ведения, хранения и предоставления на проверку первичных документов плательщиками единого налога 1 — 2-й групп и 3-й группы («не-плательщиками НДС»), с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс с 01.01.12.

1. Предыстория (до НКУ)

Вопрос необходимости подтверждения данных налоговой отчетности плательщиков ЕН первичными документами имеет давнюю историю.

Налоговые органы всегда отстаивали необходимость получения, хранения и предоставления на проверку первичных документов плательщиками ЕН, ссылаясь при этом на все возможные (а часто и невозможные) нормы законодательства.

Так, некоторое время, популярными были ссылки на нормы Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (часть 1 статьи 2) и также приказ Минфина 24.05.95 № 88 «О документальном обеспечении записей...» (подпункт 1.1).  До сих пор не у всех проверяющих возникло понимание, что нормы указанных актов применимы исключительно к юридическим лицам.

Наиболее абсурдными были ссылки на п. 6 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций...». Указанный пункт до 01.01.2011 действовал в редакции, согласно которой предприниматели – плательщики ЕН освобождались от применения РРО при условии ведения Книги учета доходов и расходов. На основании этого пункта налоговые органы начисляли штрафы по Закону «Об РОО» как при отсутствии записей в Книге о расходах, так и при отсутствии первичных документов. Причем, попытки начислить штрафы имели место даже в случаях, когда операции осуществлялись исключительно в безналичной форме. С подобным случаем из практики Компании 4Business Вы можете ознакомиться на блоге Лиги (часть 1часть 2).

С 01.01.2011 в связи со вступлением в силу Закона Украины от 02.12.2010 № 2756-VI редакция пункта 6 статьи 9 Закона «Об РРО» была изменена, и предусматривает освобождение от применения РРО для всех физических лиц – субъектов упрощенной системы, без ссылки на обязательность ведения Книги.

2. История (после НКУ и до 01.01.12)

2.1. Пункт 44.1 НКУ

Со вступлением в силу Налогового кодекса органы ГНС стали ссылаться на п. 44.1 НКУ:

"налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта".

Несостоятельность данной ссылки доказать не просто, главным образом из-за грамматической сложности формулировок самого пункта. Однако, попробуем:

1. Абзацем 2 пункта 44.1 запрещено «формирование показателей налоговой отчетности .... не подтвержденных документами». Однако, не всеми и любыми документами, а только определенными абзацем первым указанного пункта. А в абзаце первом сказано, что ведение таких документов должно быть предусмотрено законодательством.  Но на данный момент законодательством не определено, какие именно первичные документы должен получать, составлять, хранить и предоставлять на проверку плательщик ЕН.

2. Абзацем 1 пункта 44.1 предусмотрено, что первичные документы нужны не вообще, а для конкретной цели: учета доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств.  Учет доходов и расходов плательщиков ЕН ведется в форме Книги. Порядок ведения Книги (как старый — до 01.01.12, так и новый — после 01.01.12) никоим образом не упоминал первичные документы. И хотя доходы (но никак не расходы) связаны с объектом налогообложения плательщика ЕН, законодательством не определено, какими именно документами они должны подтверждаться (см. п. 1). В любом случае, объект налогообложения определяется по кассовому методу и не требует иного подтверждения, чем банковские выписки (приходные кассовые документы).

2.2. Пункт 177.10 НКУ

Немалый ущерб плательщикам ЕН был нанесен ссылками на п. 177.10 НКУ, согласно которого физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара. При отсутствии таких документов делался вывод: товар приобретен у физ-лица — не предпринимателя, а значит, необходимо было удержать НДФЛ… и т.д. Кроме того, применялся весь арсенал санкций, предусмотренных КоАП за нарушение правил торговли (торговли на рынках, незаконной торговой деятельности), нарушение прав на объект интеллектуальной собственности и пр.

Однако данный пункт (177.10) «географически расположен» в разделе IV НКУ «Налог на доходы физических лиц» в статье 177, из названия которой следует, что его нормы распространяются только на физических лиц – предпринимателей на общей системе налогообложения.

3. Современность (после 01.01.12)

3.1. Теория (законодательство и письма)

Со вступлением в силу Закона от 04.11.2011 № 4014-VI  появилась некоторая ясность.  Теперь пунктом 296.1 НКУ установлено, что плательщики единого налога ведут учет в порядке, определенном подпунктами 296.1.1-296.1.3 этого пункта. В свою очередь, подпунктом 296.1.1. определено, что «плательщики единого налога первой и второй групп… ведут книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отображения полученных доходов. Форма книги учета доходов и порядок ее ведения утверждается Минфином». На этом всё: никаких других указаний относительно ведения учета плательщиками единого налога второй группы НКУ не содержит. Отметим также, что норма пункта 296.1 НКУ является специальной, т.е. имеет преимущество над другими нормами НКУ, в т.ч. и над общей нормой пункта 44.1.

Форма книги учета доходов и порядок ее ведения утверждены приказом Минфина №1637 от 15.12.2011. Порядок не содержит никаких требований относительно подтверждения данных книги первичными документами. Не содержит подобных требований и приказ Минфина №1688 от 21.12.2011 об утверждении формы декларации плательщика единого налога.

Кроме того, с введением новой формы Книги, снят вопрос об учете расходов: для плательщиков ЕН 1-2 группы и 3-1 группы, не зарегистрированных плательщиками НДС, отражение и учет расходов не предусмотрены.

Однако ГНСУ продолжает ссылаться на п. 44.1 НКУ, как,  например, в письме от 06.01.2012 г. №432/6/15-2216є, (см. п. 7). И утверждает, что "налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности".

Минфин в письме от 29.02.12 высказывает противоположную точку зрения: «При отражении доходов в Книге факт их поступления не всегда может быть подтвержден первичными документами, в частности получение наличности в оплату товаров (работ, услуг), поэтому Кодексом и Порядком не предусмотрено требование обязательности осуществления записей в Книге на основании первичных документов. При этом данные, приведенные в Книге, являются подтверждением факта получения дохода и используются для составления налоговой декларации плательщика единого налога за соответствующий налоговый (отчетный) период.»

Однако, налоговую проверку будет проводить не Минфин, поэтому вернемся к точке зрения ГНС.

3.2. Практика

На практике проверяющие:

1) настаивают на том, что первичные документы связаны с предметом проверки (т.е. без них проведение проверки невозможно);

2) требуют восстановления документов (п. 44.5 НКУ), переносят сроки проверки;

3) применяют штраф по п. 121.1 НКУ («необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов») — 510 грн.;

4) через 90 дней вновь приходят на проверку и применяют штраф уже за повторное нарушение — 1020 грн.

5) см. пункты 1-2 и  пункт 4.

Прервать «порочный круг» можно только через процедуру судебного обжалования или предоставив требуемые документы.

3.3. С точки зрения предпринимателя

Категорическая поставка вопроса об обязанности плательщика ЕН вести первичные документы едва ли приведет нас к полезным выводам. Первичные документы действительно могут потребоваться при проверке самому предпринимателю для подтверждения следующих фактов:

1. не превышен допустимый объем дохода. Для этого достаточно банковских выписок (при желании плательщика ЕН — кассовых документов);

2. вид деятельности плательщика ЕН не является запрещенным (п. 291.5 НКУ) и соответствует коду КВЭД, указанному в свидетельстве. Это может быть доказано соответствующей формулировкой назначения платежа в банковских выписках (что может быть достигнуто посредством аккуратной формулировки назначения платежа в счете, выставляемом покупателю);

3. покупателями плательщика ЕН являются лица, предусмотренные в описании групп (п. 291.4 НКУ). Это важно только для плательщиков ЕН второй группы, которые не имеют права предоставлять услуги юр- и физ-лицам на общей системе налогообложения. Опять-таки, плательщик четко указан в банковской выписке;

Из указанного выше следует, что практически во всех случаях необходимыми и достаточными  документами являются банковские выписки.

Несколько больший объем документов может понадобиться в случаях, когда необходимо доказать, что денежные средства, поступившие на счет плательщика ЕН, не являются доходом (п. 292.4, 292.11 НКУ). В этом случае плательщик ЕН сам заинтересован предоставить договора, акты  выполненных работ и прочие документы, отражающие суть операции.

Кроме того, обязательность наличия специальных документов (иных, чем бухгалтерские) может быть предусмотрена нормативно-правовыми актами, регламентирующими определенные виды деятельности. См., например, Правила осуществления деятельности в сфере торговли, утвержденные постановлением КМУ от  15.06.2006  N  833, Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007  N 104. Оговоримся, что проверка подобных документов (применение санкций за их отсутствие), за редким исключением, не входит в компетенцию налоговых органов.

Игорь Забута, управляющий партнер Юридической компании «4Business»

 

Плательщики единого налога 1-2 групп и юр-лица на общей системе

1 марта 2012, 16:36   + 41 голос Написать комментарий

С 1 января 2012 года исключен п.п. 139.1.12 Налогового кодекса, согласно которому в состав расходов юр-лиц не включались расходы, понесенные в связи с приобретением товаров, работ, услуг и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог.

Однако с 01.01.12 не все группы плательщиков единого налога имею право продавать товары или оказывать услуги юр-лицам на общей системе. Так, первая группа плательщиков ЕН не имеет права ни продавать товары, ни оказывать услуги юр-лицам вообще, вторая группа — не имеет права оказывать услуги юр-лицам на общей системе, хотя может продавать им товары. Полноценно работать с юр-лицами на общей системе могут только предприниматели 3-й группы.

Возникает вопрос, могут ли юр-лица включать в состав расходов (по налогу на прибыль)

а) стоимость товаров, продукции, услуг, полученных от плательщиков ЕН первой группы?

б) стоимость услуг, предоставленных предпринимателями — плательщиками ЕН второй группы?

Не приведет ли такое включение в расходы к их непризнанию налоговым органом на том основании, что плательщики ЕН указанных групп не имеют права (согласно описанию групп) продавать товары или предоставлять услуги юр-лицам на общей системе?

ГНСУ в обобщающей налоговой консультации  «относительно формирования расходов по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения», утвержденной приказом ГНСУ от 15.02.12, высказала мнение: стоимость товаров, продукции, работ и услуг плательщиков ЕН может быть включена в состав расходов независимо от группы плательщика ЕН.

Юридическим лицам напомним,  что согласно п. 53.1. НКУ не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультации, в частности, на основании того, что в будущем такая налоговая консультация или обобщающая налоговая консультация была изменена или отменена.

Что касается плательщиков ЕН первой и второй групп. Несмотря на «разрешение», данное ГНСУ юр-лицам, относить стоимость полученных от плательщиков ЕН  услуг  на расходы, сами плательщики ЕН, по всей вероятности,  смогут оказывать услуги юр-лицам на общей системе не долго (и не дешево).

Во-первых, согласно пп. 2) п. 293.4 НКУ к доходу, полученному от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве плательщика ЕН, отнесенного к первой или второй группам, применяется ставка 15%.

Во-вторых, согласно пп. 7) п.п. 298.2.3 НКУ в случае осуществления видов деятельности, не указанных в свидетельстве плательщика ЕН — физического лица, такое лицо обязано перейти на общую систему налогообложения (с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности).

Безусловно, можно спорить (по всей вероятности, в суде) о том, что является «видом деятельности» в понимании процитированных пунктов. Ведь вид деятельности указывается в заявлении о применении упрощенной системы (и далее — в свидетельстве плательщика ЕН  согласно КВЭД. А КВЭД, в свою очередь, не классифицирует (за редким исключением) виды деятельности в зависимости от юридического или налогового статуса покупателя товаров или получателя услуг. Таким образом, один и тот же вид деятельности по КВЭД может осуществляться как при предоставлении услуг населению, так и при предоставлении тех же услуг юридическим лицам на общей системе. Однако следует быть готовым к тому, что налоговые органы под видом деятельности будут понимать не только описание кода по  КВЭД, но и как дополнительный признак — описание групп плательщиков ЕН, приведенное в пункте 291.4 НКУ (в котором указано, с кем можно, а с кем нельзя работать плательщику ЕН).

 

Единый налог и аренда

1 марта 2012, 2:04   + 45 голосов 1 комментарий

Подпунктом 291.5.3 Налогового Кодекса предусмотрено ограничение по площади сдаваемых плательщиком единого налога в аренду земельных участков, жилых и нежилых помещений.

Не могут быть плательщиками единого налога физические лица, предоставляющие в аренду:

  • земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 га;
  • жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 кв. метров;
  • нежилые помещения (здания, строения ) и/или их части, общая площадь которых превышает 300 кв. метров.

Данная норма несовершенна с точки зрения юридической техники. Из нее невозможно сделать однозначный вывод: имеется ли в виду общая площадь

а) самого помещения (помещений), независимо от того, какая часть этого помещения (помещений) сдается в арнеду;

б) только сдаваемая в аренду площадь (независимо от размера самого помещения или нескольких помещений).

Так автору известны случаи, когда налоговые органы отказывали физическим лицам в выдаче свидетельства плательщика единого налога на том основании, что общая площадь жилого помещения превышает 100 кв. метров, хотя в аренду планировалось сдавать площадь менее 100 кв. метров.

Возникает вопрос, имеет ли право физическое лицо, как плательщик единого налога, сдавать в аренду 90 кв. метров жилого помещения, общая площадь которого превышает 100 кв. метров? Если да, то можно ли 90 кв. метров сдавать в аренду, как плательщик единого налога, а часть площади свыше 100 кв. метров -  как физическое лицо — «не субъект предпринимательства» (т.е. платить НДФЛ)?

Некоторую ясность привнесла обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом ГНСУ № 136 от 20.02.12 «Об утверждении обобщающей налоговой консультации относительно применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности физическими лицами — предпринимателями, которые осуществляют деятельность по предоставлению недвижимого имущества в аренду».

По мнению ГНСУ, в подпункте 291.5.3 Налогового кодекса речь идет о площади, сдаваемой в аренду, а не о площади самого помещения. Таким образом, плательщик единого налога имеет право сдавать в аренду до 100 кв. метров жилого помещения, даже если общая площадь самого помещения превышает 100 кв. метров. В то же время, ГНСУ не считает возможным вариант, при котором до 100 кв. метров сдаются в аренду физическим лицом, как плательщиком единого налога, а площадь свыше 100 кв. метров — как «просто физическим лицом», т.е. вне предпринимательской деятельности. В последнем случае предприниматель не может быть плательщиком единого налога и обязан применять общую систему налогообложения.

 
Страницы: 12345