- 12 березня 2019, 8:07
Почему Украины нет в группе новых индустриальных стран
В ближайшие три года Украина будет вынуждена отдавать примерно по 400 млрд. грн на выплату внешних и внутренних долгов. А это на сегодняшний день, ни много, ни мало – треть доходов государственного бюджета.
Треть доходов государственного бюджета, которая могла бы пойти на преодоление трудовой бедности, когда бедны именно те, кто работают и платят налоги. Или на структурные реформы экономики.
А лучше, если бы эти внутренние ресурсы были направлены на создание в экономике новых точек роста и бедность была бы побеждена по умолчанию.
На днях премьер-министр Украины заявил, что затраты страны, связанные с войной, составляют чуть более 210 млрд. грн. Выходит, что цена кредитного фронта для Украины намного дороже. Если конечно сравнивать эти показатели по циничным финансовым лекалам.
Многие азиатские и африканские страны, которые еще недавно воспринимались нами как символ экономической отсталости и инвестиционного лузерства, нынче входят в группы новых, новейших и возможных индустриальных стран.
В последнюю группу совсем недавно вскочила и Бангладеш, свалки которой так любят постить наши туристы. Рядом с группой стран БРИКС, возникает не мене амбициозный кластер МИНТ (Мексика, Индонезия, Нигерия, Турция).
Украины нет в группе новых индустриальных стран и перспектива пост-индустриала нам также не грозит.
Имея 0,2% ВВП в части инвестиций в науку (вместо установленных законом 1,7%) мы благополучно скатываемся в милую средневековую архаику, с зерном, «семечками» и медом.
Имея по итогам года чуть более $2 млрд ПИИ, Украина по уровню прямых иностранных инвестиций на душу населения плавно скатывается к уровню стран в «районе озера Чад».
В этих условиях «впрячься» в долговое ярмо на ближайшие 2-3 года, значит не только утратить остаток экономического и научного потенциала, но и основную часть активного населения, включая и молодежь.
Но единственная долговая стратегия у власти, равно как и у оппозиции, занять еще и отдать старые долги, плавно трансформируя их в новые и более «длинные». А учитывая и динамику доходности по нашим еврооблигациям – и в более дорогие.
Внутри страны действует колоссальное финансовое лобби, которое финансируется прямо или косвенно нашими кредиторами.
Владельцы банков, связанные родственными узами с ключевыми чиновниками, отвечающими за формирование долговой стратегии страны и определение уровня доходности долговых инструментов, зарабатывают миллионы и миллиарды на рынке ОВГЗ, где доходность по краткосрочным облигациям достигла 20% годовых в гривне.
А курсовая политика НБУ ставит знак равенства между гривневой доходностью и валютной.
Любой, кто пытается инициировать новый дискусрс в контексте пересмотра стратегии возврата долгов тут же объявляется чуть ли не ретроградом. Население пугают дефолтом и курсом 40.
А тем временем Аргентина, которая является чемпионом мира по дефолтам, выпускает столетние облигации, которые раскупаются инвесторами как горячие пирожки. И программу с МВФ подписывает на $40 млрд.
А Украина, которая боится слова «дефолт» как лешего, занимает на международным рынках в лучшем случае на 10-15 лет. И уровень ставки выше. Выходит дело не в терминах, а в том, как они интерпретируются теми или иными экономическими системами.
На данный момент, Украина должна вернуть $78 млрд (в эквиваленте), из них – почти $40 млрд по внешним долгам, а также решить проблему гарантированного долга на сумму $11 млрд. И проблема здесь не так в сумме, как в напряженном платежом графике.
Мировая экономика постепенно охлаждается, а глобальные инвестиции уходят из развивающихся рынков. В этих условиях занимать будет сложно.
По идее каждая страна, которая залезала в долговую кабалу, сейчас должна подойти к моменту возврата задолженности с эффективной, реформированной экономикой, способной «генерить» ВВП, достаточный для погашения внешних долгов. Но только не Украина.
Двухпериодная модель межвременного ограничения внешнего долга, разработанная в соответствие с теорией эквивалентности Риккардо у нас не сработала. По теории, размер внешнего долга определяется межвременными ограничениями.
В случае, если государство отдает приоритет текущему потреблению, а не будущему – она «влазит» в долги (первый период). Во время второго периода происходит резкое сокращение внутреннего потребления на фоне увеличения экспорта и погашение внешних долгов.
Простыми словами: первый период – время разбрасывать камни, а второй – собирать. Формирование двух указанных выше периодов каждая страна использует по-своему.
В идеале – во время первого, создаются экспорто ориентированные отрасли, которые во время второго помогают стране выплатить внешние долги.
Принцип достаточно прост: за счет заимствований провести структурную перестройку экономики и повысить уровень экспортируемой добавочной стоимости. Так поступал Китай и другие успешные развивающиеся страны.
Украина использовала первый период для обычного проедания своего будущего и теперь переходит во второй период со значительно ослабленным экспортным потенциалом.
Выбор, который сейчас стоит перед Украиной, достаточно прост:
- привлечь системные иностранные инвестиции, увеличить экономический потенциал и «безболезненно» отдать долги;
- привлечь новые кредиты и за их счет рефинансировать старые;
- объявить дефолт или очередную реструктуризацию (технический дефолт).
Первый вариант не подходит – попросту не осталось времени. Да и реальной программы экономического роста нет.
Второй вариант реалистичен, вот только это не решение проблемы, а ее отсрочка во времени. Украина должна до 2040-го года перейти в формат тотальной экономии с самыми низкими в Европе социальными стандартами и разрушающейся инфраструктурой.
Что вроде «модели Чаушеску» времен социалистической Румынии. Ведь согласно реструктуризации «имени Яресько», Украина за списание части долга в размере немногим более $3 млрд и за согласие увеличить сроки погашения основной части долга, предоставила внешним кредиторам так называемый дериватив или инструмент восстановления стоимости (VRI).
Суть его заключается в том, что в случае роста нашей экономики в коридоре 3-4% в год, мы должны будем заплатить владельцам наших еврооблигаций 15% от суммы роста ВВП и уже 40% от величины прироста ВВП свыше 4%.
И так в течение 20 лет, с 2021 по 2040 год. Максимальное ограничение выплат по VRI установлено лишь на период с 2021 по 2025 годы — не более 1% ВВП, а далее, хоть трава не расти.
Старт данным выплатам начинается после достижения нашего ВВП отметки в $125 млрд.
Допустим к власти в Украине действительно пришло правительство реформаторов, которые всерьез захотят достичь нынешний уровень развития Польши или Аргентины, а для этого ВВП Украины должен вырасти до $500 млрд, то есть увеличиваться на 5%+.
По разным оценкам, в таком случае нашей стране придется заплатить иностранным инвесторам бонус за рост в размере до $30 млрд.
Проблема заключается в том, что двигаться вперед быстрыми темпами при таких гирях на ногах не получится: выплаты внешним кредиторам «за рост» будут существенно ограничивать темпы этого самого роста. Тут как в анекдоте: «или шашечки, или ехать».
Таким образом, в ближайшие 20 лет Украине придется не только выплачивать внешние долги, но и платить кредиторам за свое право «расти».
Рано или поздно нашему обществу придется рассмотреть исландский сценарий, когда большинство жителей этой страны на референдуме отказались отдавать значительную часть внешних долгов внешним кредиторам и приняли новую социальную конституцию, разработанную обычными делегатами от народа.
Сегодня Исландия процветающее, социально ориентированное государство, где общество воспринимает себя как единый организм, хотя в случае выполнения всех требований кредиторов, превратилось бы в «атлантическое Сомали».
Правда есть и четвертый вариант, в стиле экономической фантастики. Неправительственная организация Tax Justice Network оценила размер капитала, выведенного из Украины за период с 1991 по 2011 год в размере $165,2 млрд.
Сейчас эта сумма наверняка превысила $200 млрд. Неплохой вариант для кредиторов: Украина отказывается погашать свои обязательства и платить им за «рост», но разрешает при этом конфисковать в их пользу все незаконно выведенные из страны капиталы, признав последние как средства, добытые преступным путем.
Осталось дело за малым: сформировать внутри страны новые политические элиты, способные на исландский сценарий. А в этом процессе, мы еще даже до зачатия не дошли…
Вот и выходит, что если нашей экономике и угрожает дефолт, то лишь стихийный и не планируемый. Как в анекдоте про клячу, которая «ну, не смогла».Источник: https://biz.censor.net.ua/m3115572
|
198
|
- 20:00 Головне за тиждень: гривня оновила мінімум, Єврокомісія схвалила Ukraine Facility
- 19:06 Дохід Ethereum може перевищити $1 млрд у 2024 році
- 17:33 Курс валют на вечір 19 квітня: долар та євро стрімко зросли на міжбанку
- 16:35 НБУ підняв офіційний курс долара до нового максимуму
- 11:27 Ралі біткоїна та реструктуризація Tether: що нового на крипторинку
- 10:42 Курс валют на 19 квітня: долар зріс до 40 гривень
- 08:01 Офіційний курс: НБУ підвищив курс долара на 6 копійок
- 18.04.2024
- 19:22 З початку цього року гривня до долара девальвувала на 3,1% — Данилишин
- 18:06 Долар більше 40: Яким буде курс долара в Україні. Чи буде ще зростання і до яких меж (відео)
- 17:43 Курс валют на вечір 18 квітня: євро на міжбанку пішло вниз
Коментарі - 40
всего хорошего
Я может запамятовал что, но сумма залива Привата вроде как в районе 150 млрд была, на латание дыры в балансе. Почему вы пишете уже не первый раз о 250 млрд? Поясните.
http://www.prostobankir.com.ua/spravochniki/banki/id/209
Идет мужик с топором, а за ним второй шаг в шаг
и трындит:
-Слышь, мужик, где топор взял?
Молчание…
-Мужик, ну где топор-то взял?
Молчание, идут дальше…
-Где топор взял?!!!
Молчание, заходят в подворотню…
Через полминуты с другой стороны подворотню выходит
мужик, вытирает топор об рукав.
— Где взял, где взял — КУПИЛ!
Былин… Простите, сам не догадался :-).
Стихийный много хуже запланированного. Но планы керманычей совершенно иные.
Кроме того, слышал о том, что ДнепроГЭС тоже в плачевном состоянии, по плотине запретили проезд большегрузам. Может быть обрушение, 100 лет скоро, давно не ремонтируется платина.
В общем, энергетика важнее всего, тут репу чесать надо, а уж потом все остальное. Это тоже несметные миллиарды… Европа и МАГАТЭ костьми лягут, дабы препятствовать работе устаревших и разваливающихся АЭС, можно не сомневаться. До нового Чернобыля доиграемся…
Ну и ГТС не лучше, тоже пророчат клиническую смерть к 2025 году, если не вложить миллиарды баксов на приведение в порядок, много лет было тотальное недофинансирование системы. Независимо от того, будет ли там газ к тому времени.
Ну… тогда совсем кранты. Не инвестировать проблематично, инвестировать — еще хуже… Еще та проблема, на армии паразиты даже красть умудряются.
Ну, вообще-то, проектные сроки эксплуатации большинства украинских реакторов уже истекли ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Атомная_энергетика_Украины ), реакторы работают на продлении срока эксплуатации и в 25-х годах запланировано их очередное продление и ЕМНП планируется что большинство реакторов будут работать вплоть до 40-х годов. В принципе, если всё делать правильно, то ничего страшного в этом нет и это целиком соответствует мировой практике.
Но есть два больших «но»: первое, есть громадные опасения насчёт того самого «если», ибо по слухам в Энергоатоме как и в государстве целиком бардака становится всё больше и больше, а специалисты бьют тревогу и тупо сваливают куда могут; а второе, это весьма ненулевая вероятность политического нажима со стороны наших западных хозяев. Ну а что, болгарских и прибалтийский лохов они уже успешно развели, почему бы не повторить на большем масштабе с Украиной? Им профит с импорта э/э и техники для новых электростанций, а так же дополнительная безопасность (что актуально с учётом первого пункта). А у нас это представят под соусом декоммунизации проклятого наследия совка и гиперлупным движением в светлое зелёное будущее.
Ну как бы да, в Белоруссии покупать будем на крайняк энергию, там новая АЭС летом должна запуститься. Даже это пытались соседи завернуть, но батька не повелся. Не повелись и венгры.
Он же приведет к сценарию 1.Если повезет, и на волне протестов сформируется нормальное правительство, то возможен вариант 3.
Один вопрос, время.Не займет ли эта трансформация несколько поколений?
Уезжали и будут уезжать.
Точно подмечено, кризис может разразиться, рост безработицы в ЕС и РФ + падение цен на сырье. Тогда самая веселуха из-за долгов может начаться.
Я тоже не думаю, что скоро. Горизонт года 2, но рано или поздно прорвет.
Либо базовая фигура «прямоугольник», которая логично обосновывает смягчение дыры в текущем счету платежного баланса страны, т.е. курс в районе 30 гр за $ (он помог бы экономике вздохнуть и попытаться перестроиться). Но правда зависит от евро, ибо все больше торговли идет в евро ввиду смены основного торгового направления. Евро постепенно дешевеет, а гривна относительно евро укрепляется сильнее чем относительно доллара, что еще больше может гробить нашу перерабатывающую промышленность и некоторые позиции с/х.
Эта фигура была бы логична в случае успешного стечения обстоятельств.
Либо — «флаг», если экономика уходит в новое пике и ищет новые точки остановки.
Технический анализ говорит об такой диспозиции. Но не говорит — когда!
Что за дутая цифра. Это за 5 лет может быть. В год — это намного превышает весь бюджет минобороны. Тень на плетень навел, в общем. На деле на долги уйдет ежегодно куда больше в пропорции, чем затраты на оборону (если под этим подразумевается на «войну»).
Из-за отсутствия программы экономического роста второй вариант тоже — уже не подходит.