Мінфін - Курси валют України

Встановити
Serjisun
Serjisun
Зареєстрований:
26 жовтня 2012

Останній раз був на сайті:
11 жовтня 2023 о 21:38
Підписчики (79):
oriolik
oriolik
Днепр
ballistic
ballistic
3 года
Pugachov
Андрій Пугачов
Дніпропетровськ
e2e4
e2e4
91 год, N******V
Letos
Letos
38 лет
Allin
Allin
45 лет
Banderlog
Banderlog
Чернівці
artrs
artrs
SHRL
SHRL
44 года, донецк
leo123
leo123
alex237
alex237
36 лет, Львiв
jam
jam
всі підписчики
4 вересня 2013, 23:13

Госбанки, резервы, ОВГЗ и т.д.

Доброе время суток. Как-то давно собирался ответить одному «уважаемому» эксперту, но в комментариях всё не уместишь, решил написать в блог.

Итак, миф №1 (от эксперта). Банковская система Украины в полном порядке, проблемные кредиты на должном уровне, опасаться нечего. Окей.

Скачал только что с сайта самого государственного из государственных ОщадБанка отчётность за 2 кв. 2013 года. Будем считать, что она честная, отражает реальное положение дел (хотя я в этом очень сомневаюсь).

Всю публиковать тут нет смысла, кому интересно — есть на официальном сайте. Продолжим трепанацию...

1) Первое, что сразу же бросается в глаза :

— кредиты физических лиц — 2350,85 млн. грн., из них всего 152,9 млн. грн. в иностранной валюте (6,5%). Это важно!

— резервы под кредиты физ. лиц -2113,8 млн. грн. Я когда первый раз увидел — глазам своим не поверил!!!

Резервы составляют 90% от суммы задолженности по кредитам! Это не просто плохо, это вообще ШОК. При том, что сумма кредитов в валюте очень мала, всего 6,5%.

Я думаю не надо объяснять качество этого кредитного портфеля, это и школьнику понятно. Простыми словами — мусор, невозврат. Ну, возможно «эксперт» конечно скажет, что это нормально и даже хорошие кредиты резервируются. Вот его цитата "Резервы формирует под все кредиты и даже под хорошие… Так требует закон". Наверное «эксперт» просто никогда не читал нормативку НБУ о порядке резервирования...

2) Кредиты юридических лиц -48 326,15 млн. грн. (на 01.07.2013 г.)

— резервы под кредиты юр. лиц — 9 080,0 млн. грн.

Надо признать, не так всё плохо, как с физ. лицами, но тоже хорошего мало. Резервы составляют 18,7%.

Как говорил Карлссон, «продолжаем разговор» (с). Дальше — больше.

Кредиты юридических лиц на 01.01.2013 г. — 48 880,87 млн. грн.

Т.е. за 6 мес. текущего года банк сократил задолженность на 554 миллиона гривен. Можно сказать — нормальный естественный процесс, кредиты погашаются. А можно сказать, что банк вообще эти 6 мес. не кредитовал экономику страны. Это кому как. Как банкир склоняюсь ко второму варианту.

НО! За эти же 6 мес. 2013 года резервы выросли на 1.1 миллиарда гривен (резервы на 01.01.2013 составляли 7902,93 млн. грн.) Видимо растёт качество кредитного портфеля?

3) Самое интересное, особенно с оглядкой на п. 2.

Ценные бумаги в портфеле банка.

на 01.01.2013 года — 13 130 млн. грн.

на 01.07.2013 года — 24 651 млн. грн.

Что мы имеем? За 6 мес. банк купил «ценных бумаг» (я думаю не ошибусь, что это ОВГЗ нашего минфина) себе на баланс в сумме 11 521 млн. грн. Почти по 2 миллиарда гривен в месяц, в среднем. Причём даже под эти «ценные» бумаги сформированы резервы почти в миллиард гривен… Наверное очень уж ценные.

Вот оказывается как нужно кредитовать экономику страны, да? Вот где тайна локомотива экономики! А европейцы то оказывается дураки, ищут каких-то клиентов, какие-то инвестиционные проекты… А нужно проще быть.

Если взять за средневзвешенный кредит клиента сегмента СМБ около 1 млн. грн. (это из практики и статистики), то получаем, что можно выкупить в месяц ОВГЗ на 2 миллиарда в месяц или выдать 2 000 кредитов клиентам СМБ, которые всё таки как-то двигают экономику, не смотря на «покращення». Для примера, банк в котором я не так давно работал (из третьей десятки) выдавал по Днепропетровской области около 2 млн. грн. в месяц в этом сегменте, процент просрочки не более 3%.

Дальше каждый сделает свои выводы, мнение не навязываю.

Моя ремарка — это наверное такой новый доходный бизнес, привлекать депозиты под 17.-18% годовых, и за эти деньги выкупать ОВГЗ минфина под 14,5% годовых на 5-10 лет? Комментарий «эксперта» — "Бизнес вещь циничная. Банки действительно выбирают то, что им лучше, как и торговля, которая продает, то что больше покупают"

А теперь обязательства нашего пациента ОщадБанка по основным статьям.

1) Средства других банков — 17 257,7 млн. грн.

2) Средства клиентов-юр. лиц -8 114,62 млн. грн.

3) Средства физических лиц -34 925,85 млн. грн.

Всего (физ. и юр. лиц) — 43 040,48 млн. грн.

4) Прочие заёмные средства — 10 271,4 млн. грн.

Замечу, что средства физических лиц за 6 мес. 2013 года увеличилисьболее чем на 5 миллиардов гривен, но правда не пошли они на кредитование экономики...

Если принять ко вниманию, что портфель кредитов физ. лиц практически мёртвый, а ОВГЗ это реальный мыльный пузырь, то вкладчики и клиенты банка, которые держат в нём свои деньги, остаются 1 на 1 с кредитным портфелем нашего пациента (в котором огромная сумма — это долг банкрота-Нафтогаза), а про средства других банков на счетах нашего пациента можно забыть...

P.S. Отчётность другого «госа» — Укргазбанка я анализировал вкратце в прошлом блоге, там ситуация ещё более удручающая… Спасибо за внимание.

Переглядів: 3066, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 62

+
+36
N
N
5 вересня 2013, 9:25
#
Ну так это же ГОСбанки, посему тонуть они будут вместе с государством, ну а пока им приходится покупать ТО что им «настоятельно предлагает» это самое государство, для создания иллюзии абсолютного контроля над финансами страны и ее ЗВР. В целом картина более чем печальная. Но если так же досконально «трепанировать» экономическую ситуацию в целом, то за исключением некоторых отдельных органов в целом организм хронически болен и пилюлечная терапия его уже явно не спасет, только хирургическое вмешательство.
+
+52
Letos
Letos
5 вересня 2013, 10:02
#
Мамаша приводит дочку на осмотр к врачу.
— Доктор, посмотрите, что с моей девочкой! У неё глазки закисают, сутулится сильно, кашляет постоянно, храпит, нападают приступы диареи, сыпь на спине и животе, глазки косят, на ногу хромает и плохо слышит!
— Раздевайтесь мамаша!
— Доктор, но ведь надо лечить дочку!
— Чем такую лечить — проще новую сделать!
+
+87
Letos
Letos
5 вересня 2013, 9:26
#
Спасибо за проделанную работу! Ещё бы мордой бородатой того эксперда ткнуть в Ваш блог, но ведь «Ёж — птица гордая, пока не пнёшь — не полетит!»
+
+20
Serjisun
Serjisun
5 вересня 2013, 9:30
#
Всегда рад. Просто устал уже от басен некоторых «экспертов». Что ещё интересно — если бы были точные данные по портфелю кредитов юр. лиц (хотя бы первые 10 крупных заёмщиков), картина была совсем печальная…
+
+12
N
N
5 вересня 2013, 9:36
#
Ну так коню понятно по крупному что кредитуют только тех, на кого укажут сверху, т.е. кто без подпитки керманычей банкрот не теоретический а фактический, вот Госбанки и нагибают и выступают они просто в роли посредника для перераспределения денежных потоков НБУ.
+
0
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
5 вересня 2013, 12:19
#
minfin.com.ua/blogs/OLdPlane/39610/
+
0
bear3027
bear3027
5 вересня 2013, 10:41
#
Serjisun 4 сентября 2013, 23:13

— кредиты физических лиц — 2350,85 млн. грн., из них всего 152,9 млн. грн. в иностранной валюте (6,5%). Это важно!

— резервы под кредиты физ. лиц -2113,8 млн. грн. Я когда первый раз увидел — глазам своим не поверил!!!

Дело в том, что в квартальной отчетности резервы вычитаются из суммы кредитов, т.е общий портфель 4464,65 млн. грн, а соответственно уровень резервирования 47% (хотя это тоже достаточно много).
+
0
Serjisun
Serjisun
5 вересня 2013, 11:04
#
Извините, это что за новый метод «резевы вычитаются»? И второе, там и по годовой отчётности 2012 года такая же ситуация по физлицам, там тоже что-то вычиталось?
+
0
Vadim
Vadim
5 вересня 2013, 11:11
#
Имеется в виду, что в статье Баланса «Кредиты и задолженность физ. лиц» (2 351 млн грн на 30.06) уже учтена сумма начисленных резервов (2 114 млн грн). Соответственно, чтобы узнать % резервирования, нужно сначала вычислить нескорректированную сумму задолженности по кредитам. Аналогично по остальным статьям.
+
0
Serjisun
Serjisun
5 вересня 2013, 21:42
#
Окей, допустим…

Прокомментируйте пожалуйста:

Кредиты физических лиц — 2306,7 млн. грн. (на 01.01.2013)
Резервы под кредиты физ. лиц — 2258,5 млн. грн. (на 01.01.2013)

Что от чего отнимать?
+
0
Vadim
Vadim
5 вересня 2013, 21:57
#
Зачем отнимать? у кого Вы этому научились?)
Получается: кредиты — 4565.2 млн грн.
резервы — 2258.5 млн грн.
в отчетности — 2306.7 млн грн.
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 10:57
#
Вадик, а ты у кого научился?) умники) ) ):

общее сальдо кредитного портфеля 48, а именно юр. лица 53 + физ лица 3,8 + органам держ влади 2,4 = 59 млрд — 11 млрд резервов = сальдо 48
+
0
N
N
6 вересня 2013, 10:58
#
Народ! Кто из Вас Вассерман??? :):):)
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 10:59
#
Ну я и че хочешь сделать умный вклад?) давай трави
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 11:07
#
К слову, по физикам невозможно посмотреть резервы… за исключением аудиторского отчета на 13 г. который будет в 14
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 11:10
#
Невозможное возможно www.oschadnybank.com/upload/iblock/e39/e3976b92150984efa2254dccc7e376ce.rar :)
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 11:20
#
Нету цифры по резервам для физиков
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 11:21
#
А если внимательней посмотреть?? 2 113 838 тыс грн. на 30 червня 2013
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 11:49
#
Бял, увидел) получается 4463 из которых 2 113 в резерве, а че тогда КП физлиц 3 881 в отчете? в нарахованих процентах 2826 %%, сколько там для физиков?
+
0
Vadim
Vadim
6 вересня 2013, 11:51
#
Все-таки полезно иногда почитать суть вопроса, а потом умничать :)
Обсуждаются цифры из отчета за Q2 вообще-то, ссылку дали выше.
Внимательно прочти начало обсуждения, потом посчитай и сделай выводы сам.
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 11:53
#
Что имено? 1 ярд выпал в %?
+
0
Vadim
Vadim
6 вересня 2013, 11:54
#
Нечитатель ;)
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 11:55
#
Тю ну колись, нах не люблю интригу
+
0
Vadim
Vadim
6 вересня 2013, 11:58
#
Дашожтакое…
Тебе дана чистая сумма кредитов физикам за вычетом резервов (2 305 854 тыс), ниже — сумма уже вычтенного резерва (2 113 838 тыс).
Внимание, вопрос: какова первоначальная сумма кредитов и какой по ней %% резервирования?
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 12:01
#
Кредиты физ лицам 3800, кредиты + резервы = 4400, в отчете 3800, нараховани % 2800, чистый кп физ 2300. 600 + в нарахованих процентах? в плане цифры не бьются. уадик ты тут?
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 9:24
#
Для Vadim:
Или я что-то совсем не понимаю, но согласно плана счетов Банков, утверждённого НБУ —

— задолженность по кредитам физ. лиц. учитывается на 2202, 2203*
— резервы на 2400, 2401*.

Согласно методике НБУ, при выдаче любого кредита, рассчитывается фин. класс и объём резервов, которые сразу же формируются на специальном счёте 24**, причём резервы формируются из прибыли банка.
При погашении кредита, резервы расформировываются и возвращаются в прибыль.

Вашу математику я вообще не понимаю.
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 10:12
#
В той отчетности что вы смотрели сумма кредитов написана за вычетом резервов (2202+2203+....-2400-2401), а резервы отдельно 2400+2401. Такая форма подачи отчетности — кредиты за вычетом резервов
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 10:20
#
Под валютные депозиты тоже формируются резервы, значит аналогично считаем? Откуда вы эту методику взяли, дайте ссылку.
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 10:29
#
Формирование резервов не связано формой подачи информации, не путайте. Представьте что резервы это вероятные потери (поэтому формируются из прибыли, т.е уменьшают ее). Но не факт что все кредиты под которые сформированы резервы не вернутся, ведь что-то потом погасят заемщики, а что-то закроется за счет продажи залога и часть резервов будет расформировано. В отчетности из общей суммы кредитов сразу отнимают резервы, как будто та часть кредитов под которую сформированы резервы уже потеряна, а ниже строчка Резервы — т.е сколько. Подробнее о формировании резервов Постанова НБУ №23
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 13:21
#
Вы не правы. Прав Serjisun.
Если кредит 1 000 грн. становится невозвратным, то резервы сформированные под него (допустим 900 грн.):
1. Уменьшают этот кредит в активе.
2. Уменьшают собственный капитал через перенесения на убытки.
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 13:29
#
Я так же думаю. Вот простой пример:

Выдали овердрафт с лимитом 100 000 грн. Сразу же под него сформирован резерв, допустим 2% = 2000 грн.
Это же не значит, что в отчётности банка этот овердрафт сразу стал 98 000 грн?
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 13:30
#
Читайте внимательнее
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 13:32
#
Еще раз. Вы не правы — Вам показали баланс, он как минимум должен сходится. Так как вы объясняете — он не сходится. Посчитайте по столбцам.
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 13:38
#
Вам проводки написать что-ли? Есть кредитный портфель (брутто), т.е без учета резервов, а есть нетто (Кредитный портфель с учетом сформированных резервов). Так вот в той отчетности отражается нетто портфель.

Для Serjisun 6 сентября 2013, 13:29 Днепропетровск

Правильно это значит, что в отчётности банка (по строчке кредиты нетто) этот овердрафт сразу стал 98 000 грн. Валюта баланса равна: кредитный портфель уменьшен на сумму резервов, на ту же сумму уменьшена прибыль (а значит и капитал).
+
+5
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 13:43
#
Пересчитал, согласен с Вами я был не прав.
+
0
himik23
himik23
6 вересня 2013, 13:44
#
privatbank.ua/about/finansovaja-otchetnost/

А как тут с резервами быть????
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 13:46
#
Вот так old.privatbank.ua/files/Public_2_2013.pdf
+
0
himik23
himik23
6 вересня 2013, 13:52
#
На 104 млрд кредитов физиков 8 млрд резервов???
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 13:57
#
Внимательнее смотрите кредиты разделены по юрикам и физикам, резервы тоже
+
0
himik23
himik23
6 вересня 2013, 14:00
#
Спасибо разобрался там на 24 млрд кредитов 8 млрд резервов, 30% не так и плохо
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 13:48
#
2 bear3027:

Спасибо, действительно разобрались, для этого и существует сайт и блоги. Но глобально это сути написанного блога не меняет ;)

Меня больше всего возмущает выкуп ОВГЗ фактически за счёт депозитов населения.
+
0
bear3027
bear3027
6 вересня 2013, 13:56
#
Госбанки да. В действительности все очень печально.
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 14:04
#
А что Вас смущает. Это функция гос. банков — кредитовать государство и гос. предприятия.
Все четко: частные банки кредитуют частный бизнес, гос. банки — государство.
Зато в частном банке — гарантии только фонда гарантирования, а в гос. банках — гарантии гос-ва.
Просто вкладчики должны понимать, куда они несут и как их деньги используются. Но для этого нужно смотреть отчетность, а бабушки с дедушками этого не умеют и не хотят. А надо учиться.
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 14:10
#
Печально то, что я писал в блоге. Ликвидность зажали, а ведь можно было вместо выкупа ОВГЗ кредитовать реальный бизнес, новые проекты (с нормальным обеспечением и финансами).
А получается, что просто латают дыры в бюджете, который разворовывается.
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 14:16
#
Это не главная функция Ощадбанка.
Кстати скажу Вам, что деньги на кредитование есть, нет (или очень мало) нормальных заемщиков с нормальными финансами (я уже не говорю про обеспечение).
+
+5
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 14:19
#
Я вижу другую ситуацию, по 3-5 хороших клиентов в месяц точно обращается. Но спорить не буду, понятие «хороший» у каждого своё.

У рисковиков есть правило «Хороший кредит — не выданный кредит».
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 14:29
#
Я и есть рисковик. Это моя профессия.
У меня совсем немного критериев для положительного решения:
1. Прозрачная отчетность, понятные связи и денежные потоки между компаниями.
2. Достаточность финансовых показателей (обычно EBITDA и денежный поток), для погашения кредита. Позитивная или хотя бы стабильная динамика фин. показателей и бизнес-деятельности. Приемлемая долговая нагрузка.
3. Грамотный бизнес-план или хотя бы прогноз, взятый исходя из условий рынка, а не от «бобы».
4. Ликвидный залог (далеко не самое важное кстати, потому что, есть правило «Если залог не ценный Вам его продадут за кредит, если ценный — не отдадут, в случае проблем»).
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 14:37
#
А, тогда всё понятно ;)

Ваш. п.1 в реалиях Украины практически не выполним (касательно отчётности), очень мало предприятий показывают реальные цифры, особенно последние 2-3 года.
+
0
Юрий Makhlay
Юрий Makhlay
6 вересня 2013, 14:42
#
Да и по управленческой отчетности не всегда получается кредитовать.
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 14:54
#
Особенно, если пояснить как она вообще стыкуется с официальной (ну должны ж быть общие черты), заемщик мягко говоря затрудняется.
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 14:46
#
Так это и есть проблема. А не отсутствие ликвидности. сначала работают по-черному, а потом жалуются, что кредитовать их никто не хочет кроме как под привлекательную недвижимость в областном центре, с покрытием 200% по рыночной цене.
У всего есть своя цена, белая отчетность — одни условия, черная — другие.
Кстати, если п. 1 невыполним, то и второй тоже.
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 15:03
#
А теперь «внимание вопрос» — а почему так активно переводят бизнес на работу «вчёрную» ?!

Ответ «жадность» не подходит, говорю сразу. Среди моих клиентов наверное 90% хотят работать прозрачно, но не тянут просто…
+
+3
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 15:06
#
Совершенно не факт, но возможно. Просто представьте у Вас в белую (платить все налоги) прибыль будет 1 млн. грн., а в «черную» — 3 млн. грн. Что Вы выберете?
Неужели «в белую» будете работать?
+
0
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 15:10
#
Ладно, я вас услышал. У рисковиков вообще особый взгляд на многие вещи. Спорить дальше не вижу смысла.

Для примера (один из многих) — одному моему клиенту за последние 2 года увеличили налоговую нагрузку с 0.7% от оборота до 3%. Вы бы после этого работали «вбелую»? (учитывая, что вообще маржа у этого оптовика 5%).
+
0
Harkonen
Harkonen
6 вересня 2013, 15:12
#
Я же не говорю, что одно плохо другое хорошо.
Я просто констатирую факт, что тем кто работает в белую кредитоваться легче ибо им легче доказать свою платежеспособность.
+
0
Kiruha
Kiruha
6 вересня 2013, 14:46
#
А че никого не интересует что по ощаду цифры разные? разобрались они…
+
+40
trof
trof
6 вересня 2013, 20:41
#
По сути, правильный анализ и выводы верные. «Ноу-хау» финансистов от власти, как превратить кредит МВФ в долг по ОВГЗ, за счет вкладов населения в гос банках и скрытой эмиссии гривны — скоро взорвет финансовую систему (как только ФРС реально начнет закручивать краник). А вот истинные «перлы»: «Укртрансгаз» кредитуется в «Дельта банке» Лагуна на 600 млн, банк А. Януковича кредитует «Укрзалізницю» (и все под 25% годовых)..ДТЭК Ахметова берет кредит в государственном «Ощадбанке» на 800 млн под 19%. Как государственные мужи заботятся об интересах госказны! 36 млн грн в год на ровном месте…
+
+6
Serjisun
Serjisun
6 вересня 2013, 20:48
#
Жаль не осталось плюсов, поставлю завтра ;)
Меня тоже умилят, как недавно Железная дорога провела тендер, и решила взять 80 млн. грн. кредит в… банке ВБР по 17.4% годовых.
Что мешало любому госбанку прокредитовать по сути госпредприятие по ставке 7% + минимальная маржа?
+
+6
Qwerty1999
Qwerty1999
7 вересня 2013, 14:12
#
Вы прекрасно знаете, что мешает…

«Запомните, джентльмены, эту страну погубит коррупция!»

И эту мысль Михаил Сергеевич озвучил еще в 1987 году…
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 вересня 2013, 23:03
#
Следует уточнить:

Михаил Сергеевич Боярский в х/ф «Человек с бульвара Капуцинов». :)
+
0
Serjisun
Serjisun
23 вересня 2013, 17:33
#
«Кабмин хочет ликвидировать угольную госкомпанию, задолжавшую банкам 2,5 млрд грн В то же время, банки в судебном порядке требуют от госпредприятия срочного возврата займов на сумму не менее 0,5 млрд гривен. “Госпредприятие задолжало Ощадбанку 100 млн гривен и 8,4 млн гривен штрафных санкций. Альфа-банк уже добился решения о возвращении 401,8 млн гривен По информации НГ, кредиторская задолженность компании составляет 2,5 млрд гривен. Из этой суммы около 1,3 млрд гривен приходится на займы государственных Укрэксимбанка и Ощадбанка. http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2013/09/23/309506»

Это как-раз то, о чём я не просто говорил, а кричал в блоге. И таких «угольных компаний» в портфелях госбанков явно не одна-две…
+
0
Serjisun
Serjisun
24 вересня 2013, 21:31
#
Для инфо. Вечером по Сбербанку России прошла служебка на сеть, ограничение 2000 у.е. в руки на продажу. Дальше каждый думает сам.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися