Мінфін - Курси валют України

Встановити
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зарегистрирован:
16 лютого 2010

Последний раз был на сайте:
25 лютого 2024 о 16:57
Александр Охрименко — Александр Охрименко
экономист
30 травня 2011, 11:01

Это не заметно, но привычки и интересы людей меняются

Задумывались ли вы, что за прошедшие десять лет потребительские интересы людей в Украине существенно изменились? Во-первых, выросли доходы населения и, соответственно, изменились их потребительские настроения. Во-вторых, новые товары заставили многих украинцев по-другому взглянуть на свои покупки. Интересы и привычки людей меняются, хотя может быть не так быстро и заметно, как хочется.

Существует, такой показатель «индекс физического объема товарной структуры розничного товарооборота», который отражает динамику физических объемов покупки товаров населением в розничной сети. При этом за основу расчета берутся обобщающиеся статистические данные, такие как «стандартный литр молока», «стандартный килограмм мяса», «условный костюм», «условная пара обуви». Эта система обобщения нивелирует индивидуальные покупки различных людей, но при этом она позволяет отследить тенденцию. Нельзя точно сказать, что в этом году люди купили синих костюмов с отливом больше, чем в прошлом, но можно увидеть, что люди начали покупать купальников больше, чем шапочек для купанья.

Что можно увидеть, и как это можно понять

За период с 2000 по 2010 год средний темп роста динамики индекса физического объема товарной продукции показал:

За десятилетний период, с 2000 по 2010 год, потребление продуктов питания в Украине росло в среднем на 8% в год, но рост покупок непродовольственных товаров составил почти 18%. Доходы у людей начали расти быстрее, и они стали больше внимания уделять вещам, так как проблемы питания начали отходить на второй план. Это мировая тенденция, которая показывает, что если покупки непродовольственных товаров растут быстрее продовольственных, значит доходы людей растут, если наоборот, то доходы у населения падают.

Как мы едим

Еще один хороший фактор, который говорит о росте благосостояния людей, это уменьшение потребления хлеба и хлебобулочных изделий, в среднем ежегодно на 5%, в то время, как потребление мяса выросло на 13% ежегодно. Это говорит об изменении структуры питания населения. И хотя диетологи будут опять ругаться, что люди много едят мяса и сала, но это пусть останется на совести самых диетологов.

Уменьшилось потребление маргарина на 13% в годовом исчислении, но при этом выросло потребление сливочного масла 6%, что тоже считается положительным фактом. В свое время в Германии было изречение «они ели только хлеб с маргарином», это было синонимом слов «они жили очень бедно».

Положительным фактом является ежегодный рост потребления чая 16% и кофе на 17%. Хотя ежегодное потребление алкогольных напитков тоже не маленькое (7%), вина — почти 18% и коньяков — 15%. Считается, что для здоровья нации полезнее, когда потребление алкогольных напитков снижается за счет роста безалкогольных. Но нацию быстро не переагитируешь пить кофе вместо рюмочки коньяка.

За прошедшие десять лет ежегодное потребление овощей росло в среднем на 29%, а фруктов — почти на 20% ежегодно. Это крайне положительный фактор, и его стоит только поддерживать. Рост потребления фруктов и овощей считается одним из главных факторов не только роста благосостояния общества, но и улучшения мировоззрения общества по отношению к своей пище и своему образу жизни. Никто не говорит, что вегетарианцы во всем правы, но хорошо, когда нация все хорошее от вегетарианцев берет себе на вооружение. Фрукты и овощи явно не повредят.

Что мы носим

За прошедшие десять лет, с 2000 по 2010 год, ежегодно в среднем н  30% росли покупки обуви, одежды, трикотажа, бытовой техники, автомобилей, игрушек. Самый быстрый и большой рост был зафиксирован по компьютерной технике — 45% в год. Относительно компьютерной техники удивляться не приходится. Наличием компьютера дома уже никого не удивишь, а вот в 2000 году компьютеры были далеко не у каждого. Теперь это уже крайне необходимая вещь в быту. А что будет дальше?!

Высокие показатели роста покупок строительных материалов (более 20% ежегодно), мебели, приспособлений для садового участка, сантехники, холодильников, посудомоечных машин и, конечно, моющих средств. Люди все больше и больше обустраивают свой быт. Когда мы говорим «средний класс», то всегда неправильно оцениваем его роль. Средний класс начинается с семьи и дома человека. Нет нормальных бытовых условий, нет и среднего класса.

Неужели, все непродовольственные товары показывали только рост? Действительно все. Но потребление населением одного вида непродовольственных товаров росло явно медленно, всего 3% в годовом исчислении в течение последних десяти лет. Это ювелирные изделия. Украины явно еще не готовы скупать массово разные там побрякушки и украшения. Хотя пройдет время и, возможно, и этот вид непродовольственных товаров будет очень популярным среди украинцев.

Вот такие тенденции наблюдаются в нашем обществе. Медленно, но наше общество меняется, и меняется в хорошем направлении. Хотя до эффективного рынка потребления и среднего класса еще расти и расти.    

Просмотров: 2110, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Коментарі - 7

+
+92
Zedd
Zedd
30 травня 2011, 11:12
#
Все верно — кушать стали слишком много… нужно что то кардинально менять…
Токо Мыколе Янычу этот обзор не показывайте ни в коем разе, а то такое палипшення начнется…
+
+7
Romulus
Romulus
30 травня 2011, 11:41
#
«Доходы у людей начали расти быстрее, и они стали больше внимания уделять вещам, так как проблемы питания начали отходить на второй план. Это мировая тенденция, которая показывает, что если покупки непродовольственных товаров растут быстрее продовольственных, значит доходы людей растут, если наоборот, то доходы у населения падают.»
а может это не столько рост доходов, а доступность потребительского кредитования?
+
0
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
30 травня 2011, 12:42
#
Кредитование тоже повлияло. Хотя общие доходы — главное
+
+6
gricyk5
gricyk5
30 травня 2011, 12:07
#
Я не сказал бы что мы едим чисто сливочное масло-недавно по ящику показывали как в Житомирской области «накрыли» цех по производству сливочного масла.Так на вопрос где накладные на покупку молока «производители» ответили четко и доходчиво-«А мы масло не с молока делали...»
+
+11
Rama
Rama
30 травня 2011, 12:25
#
В Украине за период 2000-2010 г. потребительские интересы ещё изменились по второй причине (и явно НЕ доходной), ведь эти показатели считают в местах кассового наличия, а вот базары остаются без статистики, поэтому большая доля прироста припадает на отказ населения от рынка и перехода в магазины, где тоже начала появляться дешёвая (в т.ч. китайская) продукция, а также много разных распродаж. Овощи и фрукты тоже в магазине удобнее покупать, больше доверия весу, даже если цена выше…

А вообще, 90-е отличаются от первого десятилетия XXI века, спал повышенный ритм ознакомления с капитализмом и постсоветский шок с рэкетом и тому подобным :)
+
0
Bob
Bob
30 травня 2011, 20:05
#
Увы, похоже, эта радужная картина растущего благоденствия объясняется не физическим объемом товарной структуры, а ростом цен на товары (сиречь, инфляцией)
+
+13
aquarius
aquarius
31 травня 2011, 1:28
#
Не уверен, что наше общество меняется в «хорошем направлении». Если в западной Европе о покупке автомобиля думают в пятую очередь (сперва жилье, туризм, образование и т.д.), то у нас — при возникновении свободных денег — сразу идет приобретение автомобиля. Увы, за последние 5 лет количество джипов, ночующих у подъездов многоэтажек спальных районов городов, не уменьшается.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися