Мінфін - Курси валют України

Встановити
kievlyanin
Алексей Греков Переизобретая школу
Зарегистрирован:
24 травня 2012

Последний раз был на сайте:
11 жовтня 2023 о 21:29
Подписчики (59):
ballistic
ballistic
3 года
max157319
max157319
YanaGVO
YanaGVO
Dorka
Dorka
Киев
elvalery
elvalery
Киев
Ogetts
Ogetts
panas2005
panas2005
agroart2014
agroart2014
forexite
Сергей Александров
44 года, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
uainvestor
uainvestor
65 лет, Дніпро
vechislavs
vechislavs
Alexandrkh
Александр Баро
Харьков
все подписчики
Алексей Греков — Переизобретая школу
директор по стратегическому развитию в Частной школе «Афины»
27 травня 2012, 11:02

Тестики-крестики, детская игра

В процессе подготовки этой статьи я из ярого противника тестирования превратился в его горячего сторонника. Потому что только внешнее независимое оценивание (ВНО) из года в год с завидным постоянством демонстрирует всю беспомощность и неэффективность нашей системы образования.

Тестирование по Соросу

Первую попытку лихим наскоком ввести тестирование вместо выпускных экзаменов Министерство образования Украины предприняло еще в далеком 1993 году. Пакеты с тестами накануне экзамена были доставлены в школы, и, как вспоминают участники, к вечеру их содержание было уже хорошо известно всем заинтересованным сторонам. Школы резко разделились на показавшие просто фантастический результат и на не показавшие никакого результата вовсе, в чем, отчасти, были виноваты и сами бестолково составленные тесты. Злые языки утверждают, что именно провал этого проекта стоил Петру Таланчуку (ныне — ректору университета «Украина») министерского портфеля. Как бы там ни было, государство забыло о выпускном тестировании всерьез и надолго.

Зато о нем вспомнил другой персонаж, наш добрый друг Джон Сорос, гражданин мира, американец венгерского происхождения, биржевой спекулянт и «современный Робин Гуд», отнимающий у финансовых воротил Запада неправедно нажитое богатство и раздающий его бедным жителям Восточной Европы.

Надо сказать, что глупые и бесталанные жители Восточной Европы Джона Сороса не интересовали, а более всего привлекали ученые, не обязательно с мировым именем, даже, наоборот, в большей степени — молодые и подающие надежды исследователи, отчаянно нуждающиеся в деньгах и признании. В конце 80-х — начале 90-х различные соросовские структуры влили в науку СССР, а затем и стран СНГ сотни миллионов долларов. Эти средства не только позволили ученым свести концы с концами и продолжить свои исследования на родине, но и выехать за рубеж для дальнейшей учебы и продуктивной работы.

Согласно оценкам ЮНЕСКО, к середине 1990-х годов потери одной только России от утечки умов превысили 30 миллиардов долларов, а всего из стран СНГ уехало более 300 000 ученых и, как минимум, такое же количество талантливых инженеров, врачей и учителей. Однако ближе к концу тысячелетия этот поток начал иссякать. Пост-советская система образования перестала справляться с задачей воспроизводства новых талантов. Их стало некем воспроизводить, да и, в общем-то, незачем.

Тестирование, которое в 1999—2000 г.г. провела в Украине другая соросовская структура — Международный фонд «Відродження», показало, что деградация школьного образования идет полным ходом. Так, в экспертном заключении констатировалось: ученики не умеют анализировать условия задачи, сравнивать и сопоставлять результаты, формулировать выводы, обосновывать суждения, устанавливать зависимости между величинами, — одним словом, делать всё то, что требуется от классического ученого. Что-то надо было менять, но что и как?

Выход был найден: нужен новый стандарт образования и новые стандартизированные методики контроля качества обучения.

Это решение, правильное на первый взгляд, но абсолютно не учитывающее изменений, происходящих в мире, не только повернуло украинское образование головой назад, в прошлое, — оно попросту свернуло ему шею.

Неисполненные обещания

Начиналось всё хорошо. Фонд «Відродження» породил Центр тестовых технологий, а тот, в свою очередь — внешнее тестирование, тогда еще без определения «независимое». На эту работу в течение 6 лет было выделено более миллиона «робингудовских» долларов — немаленькая сумма, вы не находите? Неудивительно, что Министерство образования и науки (МОН) всемерно поддержало эти начинания, и в 2004 году сам В.Ф.Янукович, тогда еще премьер-министр Украины, подписал Постановление Кабинета министров про «Деякі питання запровадження зовнішнього оцінювання та моніторингу якості освіти» (именно так — снова без ссылки на «независимость» оценивания).

Когда же оценивание стало «независимым»? Аккурат тогда, когда право на проведение выпускного тестирования перешло к новосозданному подразделению МОН — Украинскому центру оценивания качества образования (УЦОКО). С этого момента ВНО стало внутренним делом Министерства образования: оно само себя контролирует, само составляет тесты, само интерпретирует результаты и раздает сертификаты.

Но, позвольте, ведь идет же борьба с коррупцией! И необходимо обеспечить равный доступ к качественному образованию… Разве не для этого вводилось ВНО?

Для чего оно вводилось, мы уже обсудили. А вот можно ли с помощью стандартизации победить коррупцию и обеспечить равенство людей перед законом — это имеет смысл рассмотреть.

Наверняка многие читатели этой статьи имеют такой стандартный документ, который называется «Водительское удостоверение» или просто «права». Государство как бы проверило граждан на знание ПДД, нашло всех вменяемыми и позволило им управлять транспортными средствами. Но как наличие в кармане прав защищает вас от коррупции на дорогах? Как наличие государственной сертификации препятствует «покупке» прав без должного обследования? Как вы считаете, ужесточение наказаний за нарушения ПДД привело к уменьшению или к увеличению случаев дачи взяток блюстителям порядка?

Не сомневаюсь, что ваши голоса разделятся, но главный результат будет очевиден: введение стандартов и усиление ответственности за их невыполнение НЕ приводит к уменьшению коррупции, а, как минимум, лишь загоняет ее в тень.

Похожая ситуация и с равным доступом к качественному образованию. Еще в 2004 году зарубежные консультанты из Польши и Литвы убеждали наших функционеров, что главная опасность введения стандартизированного оценивания именно в том, что вместо того, чтобы давать системное образование, школы начнут «натаскивать на тесты», учителя — заниматься репетиторством, а ученики станут учиться наугад ставить крестики в клеточки.

Что, собственно, и произошло. Теперь тот, кто может оплатить двух-трех репетиторов, имеет больше шансов поступить на престижную специальность, в особенности, если репетиторы именно из того вуза, куда собирается идти выпускник. А если еще учесть ту новацию, что абитуриенты получают дополнительные баллы за посещение подготовительных курсов, на которые большая часть учащихся Украины физически не сможет попасть, — неравенство в доступе к образованию не только не исчезает, но, наоборот, возрастает.

Впрочем, необходимости посещать репетиторов можно было бы избежать, равно как и необходимости вообще что-либо учить. К сожалению, не все знают, как именно вычисляется балл сертификата. А история занимательная и поучительная.

Во-первых, когда все тесты по предмету обработаны, комиссия определяет, сколько зачетных балов В СРЕДНЕМ набрали все участники (для прошлогодних тестов это около 10 баллов из 53 возможных). Это и будет 150 баллов по тестовой шкале, или 6 в пересчете на школьную 12-бальную оценку. От этого значения влево и вправо откладываются в двух независимых масштабах остальные результаты, причем методом тупого угадывания можно без труда набрать 115—120 баллов, а при некотором везении — и заветные 125.

Во-вторых, сложность тестов ежегодно снижают! Так, в тестах по математике для выполнения значительной части заданий уже достаточно элементарных арифметических знаний на уровне 4 класса. Но, похоже, к 11 классу дети успешно забывают то, что умели делать в начальной школе.

Но и это неважно. Все равно на 329 000 зарегистрировавшихся для сдачи ВНО (из которых всего лишь 260 000 — выпускники этого года) приходится 392 000 мест в вузах Украины. И такая тенденция — в вузы принимают больше студентов, чем имеется выпускников — наблюдается уже последние 6 лет. Так что поступят все, были бы только деньги и желание.

«Коллапс украинского образования». Так бывший руководитель УЦОКО Игорь Ликарчук назвал свою известную статью.

Заграница нам поможет?

ВНО неопровержимо свидетельствует: система «гонит брак» и работает все хуже и неэффективней (если, конечно, ее задача — учить, а не растить инфантильных невежд). Может быть, в этом смысл независимого тестирования — стать инструментом реформ?

Но, увы, реформы требуют денег, которых у государства нет. Реформы требуют четкого видения будущего, которого нет у МОН. Реформы требуют смелости, которой нет у политиков. Так может — ну его, это тестирование? Тем более, что последний аргумент — ВНО снизит нагрузку на абитуриентов — исчез с возвращением в школы выпускных экзаменов.

Наверное, тут бы тестированию и конец, если бы на защиту его не встали наши добрые друзья. Агентство США по международному развитию (USAID) совместно с целым рядом других американских и отечественных организаций, включая знакомые нам УЦОКО и Фонд «Відродження», создали новый проект — Альянс по содействию внешнему тестированию в Украине (USETI). Именно Альянс USETI взялся за создание и администрирование информационной системы «Конкурс», призванной сделать вступительную кампанию прозрачной для всех заинтересованных сторон.

Так что, несмотря на смену руководства УЦОКО и практически полное нивелирование значения ВНО при приеме, тестирование в этом году состоится, хотя и, возможно, в последний раз. Не исключено, что с будущего года тест знаний заменит тест общей учебной компетенции, являющийся аналогом американского SAT.

Не исключено также, что результаты текущего ВНО постараются засекретить, как засекретили результаты международного тестирования TIMSS 2007 года, в котором Украина показала результаты намного ниже России (тоже, в общем, не блиставшей), причем мы попали в «славную» когорту стран третьего мира вроде Ирана и Сальвадора. Это так потрясло наших образовательных функционеров, что они… отказались впредь участвовать в любых международных тестированиях, потому как «это неправильные тесты, и они дают неправильные результаты».

Беда в том, что в Украине нет заказчика образования. Государство обещает обучить, но не обещает трудоустроить. Бизнес может трудоустроить, но не может повлиять на систему образования. Родители заинтересованы в качественном образовании для своих детей, но им не достает организованности: у них нет трибуны и организации, представляющей их интересы на государственном уровне. У детей вообще нет прав, хотя это именно их «и лечат, и калечат».

Мир человеческой стандартизации и унификации, мир профессий и взаимозаменяемых специалистов уходит в прошлое, и нашим детям нужно оттачивать свои разнообразные способности и таланты, если они хотят быть успешными в завтрашнем мире. А это такие качества, которые не могут быть измерены стандартными тестами, даже самыми независимыми.

Просмотров: 2145, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Коментарі - 16

+
0
Lotos007
Lotos007
27 травня 2012, 14:25
#
Караул. Спасайся кто может. Но во многом, тенденция настоящего верна, в отличие от «прошлых» сравнений.
«… Теперь тот, кто может оплатить двух-трех репетиторов, имеет больше шансов поступить на престижную специальность, в особенности, если репетиторы именно из того вуза, куда собирается идти выпускник....»
=МММ-2011 «в работе».

И такая тенденция — в вузы принимают больше студентов, чем имеется выпускников — наблюдается уже последние 6 лет. Так что поступят все, были бы только деньги и желание.
=Да, деньги решат все в будущем.
На вопрос «Сколько будет 2+3?» на ВНО за деньги ответят не многие.

мир профессий и взаимозаменяемых специалистов уходит в прошлое, и нашим детям нужно оттачивать свои разнообразные способности и таланты, если они хотят быть успешными в завтрашнем мире.
=Сей опус и есть МММ-2011, после МММ-2009.
Например, вакансии
Требуется швея-мотористка со знанием программ мостостроения, тестомешалки и норм градостроения будут идти «на ура».
А где оттачивать, решит Евро-2012 «опробовав» места пребывания.

ИТОГО: Независимому тестированию — быть!
Иначе «Ваш ребенок идиот» станет просто… покупаться! За деньги.
Разве это плохо?
+
0
Lotos007
Lotos007
27 травня 2012, 14:29
#
Вопрос ученика к родителям:
-Сколько стоят синус деленый на косинус в минус первой степени?..
-Училка ж сказала, что уже поставила «2 бала»!!! А тебе, что, больше всех надо?
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
27 травня 2012, 14:46
#
А Вы все же пройдите по ссылочке, которую я дал — о тесте общей учебной компетенции (ТОУК). Если идею не испоганят, как это у нас замечательно умеют делать, это сможет решить многие перекосы современной системы ВНО. Вообще говоря, я не сторонник стандартизированного тестирования, но если выбирать из двух зол, ТОУК — зло меньшее.
+
0
Lotos007
Lotos007
27 травня 2012, 15:39
#
Прочитано. Это и есть «караул»!
minfin.com.ua/2012/05/23/593458/

Частная школа со своими ноу-хау и прочими прелестями изобретений педагогики — это очень хорошо.
Но даже в частных школах, не всегда есть точно также талантливые педагоги, как первоисточник таланта, способные воплотить «чудо» в жизнь на хотя бы классе (группе) детей. И не все родители вовремя могут распознать такого «таланта» «на местах», думая, что «заплатил, значит приедешь».
Кроме того, частная школа находится не на Марсе, а в правовом поле законодательства и экономических рычагов управления в Украине. ОБЩИХ.Причем, с обозримо заданной стратегией.
Поэтому, продвижение таких «ноу-хау» через детей в общую систему образования создаст-таки Да! массово«детей-анекдотов» ввиду отсутствия не то чтобы супер-талантливых, а просто нормальных педагогов, преданных-таки своей профессии в городе, не говоря о селах. А для чего (кого) создаст? Для развития МММ. Где через время общество разделится на «детей-анекдотов» и «всезнаек» частной школы не всегда умеющих складывать на уровне 3-го класса. Учитывая — «мозги не всегда есть деньги» Молодая Украина в будущем, не то чтобы «свернет шею назад» — ее просто не станет — по «умности» воздастся… Ввиду такой вот заданной системы именно в ОБЩЕМ образовании. Мир не стоит на месте.
Думается, способным педагогам предпочтительнее заняться внешкольным образованием и развивать «кружки по интересам» и внедрением программы внешкольной общестимулирующей системы… Отсутствие внешкольной работы — есть проблема в Украине. В которой накладывается страх родителей отпускать детей даже в школу, не то, чтобы «в кружок».Даже бесплатный.
Платное здоровье (бассейны, спортшколы) добавили «Силачей» еще до платных педагогов.
Внешкольное, профессиональное образование способно сделать в десятки раз больше педагогических шедевров на фоне «сухой тангенсно-котангенсной» школы.
ИТОГО: согласно вышесказанного — минус — т.е. нет поддержки.
ИТОГО: вопрос: есть ли в «реформах» нормы, регулирующие «тренировки» на детях в размере страны, семьи. Вопрос скорее юридический уже. Панический страх просто у меня развивают такие вот суждения о педагогике…

Общетестирование может быть рекомендовано и добавлено к ВНТ, Добавлено. Как показатель «общего развития». Например, кто такой Левитан, Репин и Шишкин юному будущему физматовцу — для хохота в приемной комиссии.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
27 травня 2012, 15:59
#
Ваше эмоциональное восприятие действительности делает Вам честь, но наш диалог от этого теряет в конструктивности :)
Развитие внешкольных форм обучения идет сейчас полным ходом (различные «Веселые науки», шоу безумных профессоров и т.п.) Но все это, как Вы понимаете, не бесплатно.
С другой стороны, эксперты форсайта «Образование 2030» уверены, что к 2020 году традиционная школа окончательно отомрет: www.e-xecutive.ru/education/adviser/1615950/?ID=1615950
Так что, может, еще не все потеряно? :)
+
+4
gricyk5
gricyk5
27 травня 2012, 15:12
#
Хорошо-я выпускник еще советской школы и ВУЗа (инженер-механик)… Какого мне толку на всю жизнь скажем от истории КПСС… марксистко-ленинской философии… высшей математики и иной мути какой меня пичкали на протяжении пяти лет? Хорошо что попался профессор по математике умный и толковый-который нам прямо так и сказал-«Ребята-то что я вас должен тут учить-вам не нужно и никогда не пригодится-но на экзамен ко мне со шпорой лучше не идите-поймаю-»пара" обеспечена.Если ничего не знаете-так и говорите-дам квадратное уравнение-если хоть потуги решить будут-«три» поставлю..«Вы знаете Арон Моисеевич был прав (Царство ему Небесное)-за всю свою инженерную и постинженерную жизнь интегралы мне так и не понадобились тем более Теорема Ферма… Специалистов надо учить специальности-и чем больше практики-тем лучшие будут специалисты…
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
27 травня 2012, 15:37
#
Поздравляю нас :) И я выпускник советской школы и КПИ (инженер-металлофизик). Проработал 7 лет в науке (мы выходили из вуза сразу как младшие научные сотрудники, нас затачивали под исследователей).
Ушел, когда понял, что то, что мой шеф гордо именовал исследованием, прекрасно и быстро, в полностью автоматическом режиме делает японский прибор за 5000$. Но у нашего отдела не было таких денег, поэтому функцию заморского прибора выполнял я — в «ручном» режиме за 135 рублей в месяц.
К счастью, у нас с женой, тоже металлофизиком, подрастала дочь, и мы не захотели отдавать ее в обычную общеобразовательную школу, а решили создать свою школу, такую, чтобы в ней самому захотелось учиться, если б вернуться назад, в свое детство. Этакую школу мечты :)
Школе уже 18 лет, она развивается и крепнет, и я порой с ужасом думаю, как бездарно и бесполезно прожил бы я свою жизнь, останься я узким специалистом с линейкой в руке, заменяющей мне прибор за 5000 баксов.
+
+4
gricyk5
gricyk5
27 травня 2012, 16:25
#
Оооо уважаемый Вы просто посмотрите на ситуацию с иной стороны-Вы как ученый могли обойтись без прибора в 5000 баксов и к тому же что-то еще делали...-Что смог бы делать японец без этого прибора? Вы владея первичными навыками-всегда решите проблему высшего порядка-тот кто этих навыков не имеет просто окажется тупым идиотом… иными словами-зная таблицу умножения-не надо калькулятора-имея испорченный калькулятор-хрен чего посчитаешь.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
27 травня 2012, 16:27
#
Ну, это уж такая извращенная логика :)
Типа «если у Вас нет собаки, ее не отравит сосед» :)
+
+4
Алексей Греков
Алексей Греков
28 травня 2012, 9:37
#
Вы знаете, если у японца ломается калькулятор, он просто берет другой. Если другого нет, он вызывает специалиста, который приходит и находит поломку, или заменяет поломанный калькулятор на новый. Может быть, именно поэтому у них все работает :)
А мы с нашим всесторонним образованием и разнообразными талантами, все время делаем за кого-то чужую работу: сами чиним водопроводные краны, настраиваем компьютерные сети, убираем мусор во дворе, прикрывая тем самым нерасторопность или бездеятельность тех, кому все это вменено в обязанность и которые за это, в общем-то, получают деньги.
+
0
gricyk5
gricyk5
28 травня 2012, 12:53
#
Ага мы привыкли к холуям (извините за прямоту)… Попади Ваш японец или воспитанник школЫ в ЧП или скажем как в сказке-на необитаемый остров-он там попросту без холуев издохнет… Вы воспитываете господ на наши головы извините уважаемый… а Вы их не предупреждаете и не рассказываете что было в 17 году минувшего века?
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
28 травня 2012, 15:03
#
Нет, ну что Вы так огульно обвиняете… Я даже расстроился :(
На сайт школы зайдите, что ли… Посмотрите, что они руками умеют делать. И историю они знают получше многих других выпускников (200 баллов по истории на ВНО в прошлом году — достаточный аргумент?)
Господа — это, как правило, те, что «из грязи в князи». А наши, по большей части, трудяги, а кто не трудяга изначально — либо станет таким, либо школу покинет. Ну, не любим мы бездельников :)
+
0
gricyk5
gricyk5
29 травня 2012, 12:45
#
Скиньте ссылку -чтоб не искать… Спасибо.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
29 травня 2012, 16:11
#
www.athens.kiev.ua
+
0
gricyk5
gricyk5
29 травня 2012, 17:23
#
Успехов Вам в нелегком труде… Нечего сказать -впечатляет…
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
29 травня 2012, 17:35
#
Спасибо! Приятно, что Вам понравилось :) Честно!
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися