Сотрудники Миндоходов нашли в портах Одесской области 553 контейнера, превысивших срок пребывания под таможенным контролем. «При этом в 34% выявленных контейнеров произошла порча товаров, а 7% «просроченных» контейнеров Ильичевского морского торгового порта вообще не удалось открыть из-за их изношенности»,— говорится в пятничном заявлении министерства.
Проверка проводилась с 8 по 22 июля с целью выявить контейнеры, которые более 90 дней хранятся на территории Одесского и Ильичевского морских торговых портов, Ильичевского рыбного порта и морского торгового порта «Южный». Ревизия позволила установить количество «просроченных» контейнеров и их содержимое с целью скорейшего вывоза с территории портов.
При этом выявлено несовпадение реального наименования товаров и его веса, что могло означать «намерение собственников товаров осуществить таможенное оформление с нарушением законодательства». Чиновники грозят приступить к «продаже, бесплатной передаче, переработке или утилизации этих грузов», если собственник не обратится за ними в установленный срок. Еще одним последствием проверки станет подготовка документа относительно вопроса длительного пребывания контейнеров с товарами в портах. Напомним, чаще всего морским транспортом с нарушениями перемещаются товары легкой промышленности, промышленные и продовольственные товары, игрушки, а также нефтепродукты, в частности дизельное топливо. В Миндоходов не смогли сообщить примерную стоимость товара, который был выявлен в контейнерах, и их разбивку по портам. Не смогли ответить на запрос и в Администрации морских портов.
Заместитель главы общественного совета при Миндоходов Олег Платонов сообщил, что 553 контейнера для четырех портов — это «приличное количество». Суточный объем перевалки контейнеров в этих портах составляет от 200 до 700 контейнеров, а в докризисные годы этот показатель достигал 1 тыс. шт., говорит таможенный консультант по южному региону Александр Лазарев. Длительное нахождение контейнеров в портах невыгодно как госбюджету, который не получает налоговые платежи (НДС, пошлины, акцизы), так и самим портам, товарооборот которых снижается. «Контейнеры находятся в пунктах пропуска, поэтому чем больше и дольше они там залеживаются, тем меньше становится пропускная способность порта»,— говорит он. Пока это некритично, ведь импорт товаров в Украину за январь-май 2013 года, по данным Госстата, упал на 12,7%, а экспорт — на 3,5%. Уменьшается и объем транзита. «Сейчас грузопоток снижен, поэтому просроченные контейнеры не наносят прямого ущерба, хотя раньше они существенно ухудшали ситуацию»,— говорит господин Платонов.
Господин Лазарев пояснил, что раньше грузы признавались залежалыми спустя полгода. Такие решения выносила специальная комиссия при Одесской облгосадминистрации: она рассматривала документы и принимала решение о том, что «груз без хозяина», его собственником становился порт, который нес расходы на хранение и растаможку груза, после чего товар продавался. Уничтожение груза является более затратным способом решения проблемы, поскольку утилизация товара из одного контейнера стоит $20–30 тыс.
Господин Платонов отмечает, что желание портов компенсировать свои затраты с помощью залежалого товара приводило к возникновению схемных операций. Он поясняет, что непорядочный импортер мог отказаться от товара, чтобы потом купить конфискованный товар на аукционе по более низкой цене. «Адекватный честный предприниматель не может держать товар так долго в порту, ведь у него могут возникнуть проблемы с валютным контролем — сейчас действует норма о возврате экспортной выручки в течение 90 дней,— говорит господин Лазарев.— Этот товар может стать потенциальной контрабандой или создать проблемы с выполнением контрактов, например, если качество товара оказалось хуже обещанного».