Всего, по его данным, за указанный период в «нечистоплотности» были уличены 26 фармацевтических компаний, 8 из которых входят в десятку мировых лидеров отрасли.

Столь огромный масштаб злоупотреблений в сфере производства медицинских препаратов нанес серьезный удар по доверию к ней со стороны потребителей и профессионалов, полагают аналитики, и стал серьезным сдерживающим фактором в развитии глобальной фармацевтики.

Наиболее крупный штраф — в 3 млрд долларов — из приведенной суммы выплатила в июле этого года базирующаяся в Великобритании GlaxoSmith-Kline (GSK), признавшая в американском суде целый ряд допущенных ею нарушений. Штрафные выплаты еще 9 компаний варьировались от 420 млн до 2,3 млрд долларов. И тем не менее, несмотря на такие солидные финансовые наказания, фармацевты продолжают практику «осознанных нарушений», констатируют эксперты.

Юрист Бостонского университета Кевин Оттерсон объясняет это тем, что доходы фармацевтических гигантов на сегодняшний день настолько велики, что в состоянии покрыть и эти «издержки». Так, наложенный на GSK штраф в 3 млрд долларов составил лишь 10,8 проц от полученной компанией годовой прибыли. Штрафные санкции в 1,5 млрд долларов, введенные против Abbott Laboratories, не превысили 12 проц ее заработка.

«Компании, возможно, рассматривают такие штрафы как приемлемые издержки при ведении ими глобального бизнеса, — предположил Оттерсон. — Если это действительно так, то подобными штрафами мы мало что сделали для изменения ситуации».

Для более эффективного «воздействия» на фармацевтических гигантов, считает эксперт, штрафы следует налагать не на компании, а на их руководителей. Он, в частности привел в пример ту же GSK, в которой индивидуально никто не понес ответственности за допущенные нарушения.