Операции с ценными бумагами: налогообложение в 2013 году



Ценные бумаги - движимое имущество в виде документа, отражающего имущественные права. Ценные бумаги определяют форму взаимоотношений между юридическим лицом, выпустившим ценную бумагу, и владельцем ценной бумаги. Ценные бумаги дают их владельцам право на получение определенного дохода в виде дивиденда или процента. К ним относятся акции, облигации, векселя, казначейские обязательства государства, сберегательные сертификаты.



Закон Украины № 5519 от 06.12.2012 года “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов”, который вступил в силу с 01.01.2013 года вносит изменения в Налоговый кодекс Украины в части налогообложения операций с ценными бумагами.

Новые правила налогообложения операций с ценными бумагами и деривативами позволят приблизить учет общего финансового результата по указанным операциям к стандартам бухгалтерского учета и способствовать созданию в Украине прозрачного и инвестиционно-привлекательного ценно-бумажного рынка.

Кроме этого, данный закон предоставляют налоговой службе эффективные инструменты для ликвидации схем минимизации налогообложения и детенизации рынка ценных бумаг.

По оценкам специалистов налоговой службы Украины, общий объем рынка ценных бумаг в 2011 году составил около 2,2 трлн. грн., из которых только на 235 млрд. грн. было заключено договоров на организованном биржевом рынке. Отчисления в бюджет составили 152 млн. грн. налога на прибыль. По предварительным оценкам переход к прозрачным правилам ценообразования и учета операций с ценными бумагами увеличит поступления в бюджет примерно в 40 раз.


Новое в налогообложении операций с ценными бумагами

До 1 января 2013 года компании (в том числе и торговцы ценными бумагами), которые осуществляли операции с ценными бумагами и корпоративными правами вели учет таких операций по каждому виду ценных бумаг отдельно от общего налогового учета доходов и расходов.

Если в результате проведенных операций за определенный налоговый период (как правило - квартал) доходы от продажи конкретного вида ценных бумаг превышали расходы, понесенные на приобретение ценных бумаг того же вида в этом же налоговом периоде, то такая позитивная разница включалась в совокупный налогооблагаемый доход компании. В тоже время, если в результате операций с ценными бумагами расходы на приобретение ценных бумаг превышают доходы, полученные от продажи ценных бумаг этого же вида за соответствующий налоговый период, то такое отрицательное финансовое значение переносилось на следующие периоды и учитывалось при определении финансового результата операций с ценными бумагами в следующих периодах. Таким образом, расходы, понесенные на приобретение ценных бумаг не включались в состав общих расходов, которые учитываются для целей налогообложения и не влияли на формирование расходов для определения налогооблагаемого дохода.

У компаний, которые активно торговали ценными бумагами (и корпоративными правами) сформировались существенные суммы отрицательных результатов операций с ценными бумагами, которые переносились такими компаниями на следующие периоды без ограничений. Однако, в связи с принятием Государственной налоговой службой Украины Письма от 09.08.2012г. «Об отображении отрицательного финансового результата операций с ценными бумагами и деривативами в 2012 - 2015 годах» налоговыми органами в результате проведения камеральных проверок поданных деклараций по налогу на прибыль стали доначисляться дополнительные налоговые обязательства, если плательщик налогов переносил и декларировал отрицательный финансовый результат операций с ценными бумагами в полном объеме. Такая позиция налоговых органов базировалась на том, что ограничения, предусмотренные в п. 3 подраздела 4 Раздела ХХ Налогового кодекса Украины для отнесения убытков в состав расходов, которые учитываются для целей налогообложения также распространяется на отрицательный финансовый результат операций с ценными бумагами. В результате чего, были доначислены миллионные суммы.

Но поскольку, выше изложенная позиция норм Налогового кодекса Украины на тот период допускала двоякое толкование, то при обжаловании налоговых уведомлений-решений суды в большинстве случаев удовлетворяют жалобы плательщиков налогов.

С 1 января 2013 г. налогообложение операций с ценными бумагами осуществляется по-новому. Согласно новым правилам (ст.153.8 НКУ) плательщик налогов определяет финансовый результат (прибыль/убытки) отдельно по операциям с ценными бумагами, которые оборачиваются на фондовом рынке и которые не оборачиваются на фондовом рынке.

Финансовый результат определяется как уменьшение «прибыли» от операции с ценными бумагами на сумму «убытков» от операции с другими ценными бумагами на протяжении отчетного периода (как правило квартал).

Для целей применения новых правил, «прибыль» рассчитывается по каждой отдельной операции с ценными бумагами как позитивная разница между доходом от такой продажи и суммой расходов, понесенных на приобретение таких ценных бумаг.

«Убыток» определяется по каждой отдельной операции с ценными бумагами и рассчитывается как негативная разница между доходом от такой продажи и суммой расходов, понесенных на приобретение таких ценных бумаг.

«Доход» от продажи ценной бумаги определяется в дату перехода покупателю права собственности на такие ценные бумаги, а «расходы» по приобретению таких ценных бумаг в период, когда возникает доход от продажи таких ценных бумаг. При это закон определяет, что для ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке первичным документом подтверждающим доходы или расходы по операциям с такими ценными бумагами могут быть, но не исключительно:

(а) для торговцев ценными бумагами - биржевой отчет за отчетный период;

(б) для плательщиков налогов - отчет торговца ценными бумагами, который формируется на основании биржевого отчета и договора с таким торговцем.

Для операций с ценными бумагами, которые не обращаются на фондовом рынке каких-либо требований Налоговый кодекс Украины не устанавливает, поэтому учет операций с ценными бумагами плательщик налогов осуществляет в общем порядке, согласно требованиям бухгалтерского учета.

Исходя из выше изложенного, определение финансового результата операций с ценными бумагами в одном налоговом периоде ведется следующим образом:

1) Плательщик налогов определяет общую сумму прибыли и уменьшает ее на сумму убытков по другим операциям с ценными бумагами в этом налоговом периоде.

2) Если ценные бумаги были приобретены, но не проданы в этом же налоговом периоде, то такой расход не учитывается при определении финансового результата операций с ценными бумагами за определенный квартал.

При этом, такой финансовый результат определяется отдельно для ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке и ценных бумаг, которые не обращаются на фондовом рынке.

Также согласно закону, доходы, полученные при операциях с ценными бумагами, находящими в обороте на фондовой бирже, не могут быть уменьшены на сумму затрат или убытков от операций с ценными бумагами, не находящимися в обороте на фондовой бирже, и наоборот.

Кроме того, если по результатам отчетного периода общая сумма убытков по операциям с ценными бумагами в обороте на фондовой бирже превышает общую сумму прибыли от таких операций по каждому виду ценных бумаг, то сумма превышения переносится на следующие отчетные периоды до полного погашения. Убытки от операций с ценными бумагами, не находящимися в обороте на фондовом рынке, также переносятся на будущие периоды, но не более чем на три года с момента получения убытков.

Также с 1 января 2013 г. прибыль, полученная от операций с ценными бумагами (независимо от того оборачиваются ли такие ценные бумаги на фондовом рынке или нет) будут облагаться налогом на прибыль по сниженной ставке - 10% (ст. 151.4 Налогового кодекса Украины).


Раньше было так : Компания А покупает на 50 000 грн. ликвидные акции реально работающего акционерного общества, которые котируются на фондовой бирже (предположим, ПАТ «Укрнафти»). В том же периоде (квартале) Компания А продает эти акции по цене 75 000 грн., получая таким образом 25 000 грн. прибыли, которая должна облагаться налогом на прибыль.

Но, для того, чтобы данный налог на прибыль не платить Компания А в этом же периоде покупает еще на 25 000 грн. «мусорные» ценные бумаги (т.е. такие, которые были эмитированы предприятиями Украины, имеющие признаки фиктивности), которые не обращаются на фондовой бирже. Результат – прибыль 0 грн., налог не уплачивается, денежные средства, за которые были и приобретены «мусорные» ценные бумаги в дальнейшем обналичиваются и за вычетом небольшого процента возвращаются должностным лицам Компании А.

Теперь стало так : В связи с тем, что учет ценных бумаг, которые обращаются на фондовой бирже (т.е. акции ПАТ «Укрнафти») и не обращаются на ней («мусорные» ценные бумаги) ведется отдельно и доходы, полученные от реализации акций ПАТ «Укрнафти», не могут быть уменьшены на убытки от операций с «мусорными» ценными бумагами, Компании А придется уплатить налог на прибыль от реализации ликвидных ценных бумаг (акции ПАТ «Укнафти»), убыток от операций с «мусорными» ценными бумагами будет переноситься на будущие периоды в течении, как я уже сказал, 3-х последующих лет.


Особого внимание заслуживают положения ст. 153.8.4 Налогового кодекса Украины, согласно которой плательщик налогов не может учитывать расходы на приобретение ценных бумаг эмитентов, которые на дату приобретения такой ценной бумаги являлись эмитентами, которые имеют признаки фиктивности.

Порядок определения эмитента, который имеет признаки фиктивности устанавливает Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку с согласия центрального исполнительного органа власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики (Министерство финансов Украины или Министерство доходов и сборов).

Также, эти органы совместно составляют перечень эмитентов (вносят/исключают эмитентов из этого перечня), которые имеют признаки фиктивности. На сегодняшний день, решения Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которое бы регулировали применение этой нормы не существует и, поэтому, до утверждения специальных нормативных актов, налоговые органы не могут отказать плательщику налогов в признании расходов на приобретение ценных бумаг на основании ст. 153.8.4 Налогового кодекса Украниы ( «пробел», который законодателям также надо устранить).


Акциз на торговлю ценными бумагами

На протяжении 15 лет украинский рынок ЦБ существовал во многом как инструмент оптимизации налогов и перераспределения активов. Если во всем мире фондовый рынок основывается на биржевых торгах, в ходе которых определяется справедливая стоимость бумаг, то в Украине в общем объеме всех сделок с ЦБ биржевые операции занимают только 10%.

А 90% всех сделок, объем которых, как уже говорилось, превышает 2 трлн грн., заключаются за пределами бирж с декларированием миллиардных убытков. Годами выстраивалась финансовая “пирамида”, служившая для поддержки различных оптимизационных схем.

Понятно, что не один собственник бизнеса не позволит себе проводить финансовые операции, которые на протяжении длительного времени не приносят прибыли. Таким образом на неорганизованном фондовом рынке образовался такой своего рода внутренний офшор.

Кроме того, такие схемы создавались с целью вывода значительных сумм валюты за пределы Украины посредством покупки украинским резидентом у связанной оффшорной компании так называемых «мусорных» ценных бумаг.

В связи с принятием нового Закона, 2013 год начался с кардинального нововведения в налогообложении операций на фондовом рынке, а именно был введен так называемый акциз на операции с небиржевыми ценными бумагами. Так, при покупке, обмене или отчуждении в любой другой способ ценных бумаг, которые не котируются ни на одной из фондовых бирж, создается новый объект налогообложения, который облагается акцизным сбором.

Как упоминалось выше, налогоплательщик определяет финансовый результат по операциям с ценными бумагами, находящимися в обращении на фондовой бирже, отдельно от финансового результата по операциям с внебиржевыми ценными бумагами. Вышеупомянутым Законом Украины, предусмотрены ставки акциза по внебиржевой торговле ценными бумагами и деривативами. В частности, Налоговый кодекс дополнен статьей 215-1, которая устанавливает ставки налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами.

Устанавливаются следующие ставки налога:

1,5% от суммы операции по продаже ценных бумаг вне фондовой биржи, которые не находятся в биржевом реестре.

0,1% от суммы операции по продаже вне фондовой биржи ценных бумаг, находящихся в биржевом реестре;

0,0% от суммы операции по продаже на фондовой биржи ценных бумаг, находящихся в биржевом реестре (уточнение - ценные бумаги и деривативы, согласно законопроекту, считаются находящимися в обороте на фондовой бирже, если ценные бумаги допущены к обороту хотя бы на одной фондовой бирже из перечня, определенного Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку; если информация о цене ценных бумаг и деривативов публикуется в СМИ и может быть предоставлена фондовой биржей любому заинтересованному лицу на протяжении трех лет после осуществления операции с такими бумагами; если в отношении ценных бумаг рассчитывается биржевой курс или рыночная котировка в соответствии с условиями, установленными Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку – как видим условия довольно жесткие, поэтому «мусорным» ценным бумагам будет довольно тяжело попасть в листинг фондовой биржи, что само по себе перекрывает доступ к существовавшим схемам минимизации налога на прибыль).


Налоговыми агентами по указанным операциям является соответствующие торговцы ценными бумагами (лицензиат), включая банк, который осуществляет такие операции на основании договора и обязан начислять, удерживать и уплачивать акцизный налог в бюджет от имени и за счет лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность налоговым органам.

Таким образом, по мнению специалистов налоговой службы Украины, использование схем минимизации или вывода валюты за пределы Украины с использованием с внебиржевых ценных бумаг (а это и есть в основном те самые «мусорные» ценные бумаги) станет попросту невыгодным.

Налоговым кодексом предусмотрен перечень операций с ценными бумагами, не подлежащих такого вида налогообложению, например:

1. Внесению налогоплательщиком денежных средств или имущества в уставный капитал юридического лица — резидента или нерезидента в обмен на эмитированные им корпоративные права, при условии возврата налогоплательщику денежных средств или имущества (имущественных прав), предварительно внесенных им в уставный капитал эмитента корпоративных прав, в случае выхода такого налогоплательщика из числа учредителей (участников) такого эмитента или ликвидации такого эмитента (т.е. по – простому – это инвестирование).

2. Операции с государственными и муниципальными ценными бумагами (с облигациями внутреннего государственного займа, муниципальными облигациями, казначейскими обязательствами, ипотечными и целевыми облигациями).

3. Операции с инвестиционными сертификатами и сертификатами фондов операций с недвижимостью.

4. Операции РЕПО (договор продажи ценной бумаги с обязательством ее последующего выкупа).

Фактически введенный налог на операции с ценными бумагами на внебиржевом рынке однозначно будет стимулировать его участников к переходу на биржевую торговлю, что сделает рынок более прозрачным и управляемым для регуляторов.

 

Материал подготовлен: www.minfin.com.ua



Читать также:

 
 
Реклама