Лонгрид

Криминальное чтиво

Полис КАСКО — удовольствие не из дешевых.
При стоимости нового автомобиля около 0,5 млн гривен, покупка полиса обойдется в 25 000 грн и более.
Но есть класс автовладельцев, которым страхование будет стоить особенно дорого. Речь о «счастливчиках», которые обзавелись автомобилем, популярным у автоугонщиков. Либо маркой авто, чья репутация подмочена частыми транспортными происшествиями.

«Минфин» выяснял, какие машины страховые компании не любят больше всего.
Фавориты автоугонщиков

Наш опрос показал, что «худшая» репутация – у автомобилей марки Toyota.
Ее назвали все без исключения страховщики, перечисляя самые угоняемые автомобили. «Угонщики любят практически все модели этой марки. В компании были случаи угона и Toyota Land Cruiser Prado, и Toyota Venza, и Toyota RAV4, и Toyota Camry», – рассказывает андеррайтер по транспортным рискам СК «Княжа» Ольга Ковшик. На втором месте по статистике угонов оказались Land Rover и Range Rover. На последующих местах – Lexus, BMW, Honda и Volkswagen.

В прошлом году злоумышленники предпочитали именно дорогие машины, хотя объектом угона нередко становились и автомобили попроще. «Кроме Toyota Land Cruiser, Infiniti, Range Rover и Lexus, злоумышленники не брезгуют также более простыми марками, такими как: KIA, Daewoo-Chevrolet и Renault», – отмечает спикер страховой компании СК PZU-Украина Александр Мельничук.


«Автомобили Daewoo попали в этот список потому, что в начале 2000-х годов они были в топе продаж. Сегодня эти авто уже имеют большой пробег и часто ломаются. Чтобы обеспечить рынок дешевыми запасными частями, машины угоняют, разбирают и продают на запчасти»
Татьяна Пинчук
директор по розничным продажам
и управлению сетью «АСКА»
К «криминальным» авто страховщики относятся по-разному. Страховать их исключительно от риска «угон» ни одна компания не станет. Но доходит до того, что для таких машин сложно купить даже полное КАСКО. Некоторые СК формируют так называемые «стоп-листы» и отказываются страховать машины от кражи (но при этом страхуют их, например, от риска ДТП). В таких «черных» списках часто фигурируют те же Land Rover, Toyota Land Cruiser, Toyota Camry.
Другие СК просто увеличивают стоимость страховки. «Тарифы в нашей компании рассчитаны отдельно для риска «угон». Для самых популярных у угонщиков автомобилей установлен самый высокий тариф по этому риску. Он может составлять до 50% в общем тарифе КАСКО»
Ольга Погорелая
Начальник управления андеррайтинга
АСК «ИНГО Украина»
ТОП-5 угоняемых авто в 2016 году по версии страховых компаний
Правда, клиентам дают возможность поправить ситуацию. Например, предлагают установить на авто спутниковую противоугонную систему. Она позволяет дистанционно блокировать двигатель и определять местонахождение машины. Если автовладелец решит потратиться на установку системы, скидка по риску «угон» составит до 50%.

«Владельцам Land Rover и Range Rover, которые хотят застраховать свои авто по программе КАСКО, мы предъявляем обязательное условие, чтобы машина имела спутниковую сигнализацию. Без нее мы не возьмем такие авто на страхование»
Татьяна Пинчук
директор по розничным продажам
и управлению сетью «АСКА»
Но воровать стали меньше

В 2016 году страховщикам пришлось платить за украденные автомобили меньше, чем в 2015-м. И не только потому, что владельцы авто стали реже покупать полисы КАСКО. «Это совпадает с общими тенденциями, подтвержденными статистикой: к примеру, если в январе прошлого года в целом по Украине было зарегистрировано 672 случая незаконного завладения транспортным средством, то в январе нынешнего – 538», – констатирует директор по урегулированию страховых случаев СГ «ТАС» Юрий Бажан.

Да и сами компании работают над улучшением показателей.
«Мы смогли снизить сумму выплат по угонам благодаря разработке и запуску программы «Антиугон». Сейчас наши клиенты – обладатели наиболее угоняемых марок автомобилей – имеют дополнительную защиту, которую оплачивает компания. В результате попытки угона есть, а автомобиль угнать не удается»
Артем Ягодинец
заместитель председателя правления по операционной деятельности «СК VUSO»
Еще одна категория нелюбимых страховщиками авто – «самые аварийные». По данным компаний, чаще всего в прошлом году попадали в дорожные происшествия Toyota и Volkswagen. На последующих местах – Ford и Skoda, а также Renault, Hyundai и Nissan.

Компании ведут статистику и по маркам машин, которые реже всего попадают в ДТП. «Счастливчиками с наименьшей частотой убытков в 2016 году в нашей компании стали владельцы автомобилей ВАЗ (11% от общего количества застрахованных автомобилей). На второй позиции оказался Opel (12%), на третьей – Mitsubishi (16%)», – отмечает Александр Мельничук.

Плохая репутация также у марок авто, ремонт которых обходится дороже других. «Пятерка лидеров по сумме выплат включает дорогостоящие автомобили, такие как BMW, Mercedes, Range Rover, Toyota, Nissan, Audi. Разница между возмещением за одну только фару для бюджетных марок и машин представительского класса может достигать 200-300%», – отмечает Татьяна Пинчук.

Для таких машин стоимость страховки может быть существенно выше. «Повышающий коэффициент зависит от убыточности марки авто в целом, как по риску ДТП, так и по угону. Он устанавливается в пределах от 1,03 до 1,20. То есть, цена КАСКО может увеличиваться на 3-20%», – рассказывает Ольга Ковшик.

Компании также учитывают множество других факторов (регион, возраст и стаж водителя, наличие в полисе франшизы и т. п.), но одним из основных критериев при этом является частота наступления страховых случаев. «В итоге цена КАСКО может отличаться на 50% (для самого дорогого и самого дешевого сегмента)», – поясняет заместитель директора департамента андеррайтинга и продакт-менеджмента СК «АХА Страхование» Роман Лазаренко.

Интересно, что пятерки «антилидеров» год от года остаются неизменными. Разве что их участники меняются местами. Но автовладельцев это ничуть не пугает – и самые угоняемые, и самые аварийные марки по-прежнему популярны.
ТОП-5 авто которые чаще всего попадали в ДТП в 2016 году
Чтобы получить выплату по КАСКО вовремя и в полном объеме, очень важно правильно выбрать страховщика. Нужно учитывать и репутацию компании на рынке, и то, насколько велик ее моторный портфель (а значит и опыт работы в этом сегменте) и уровень выплат по КАСКО.

Минфин ежеквартально публикует свой рейтинг компаний-лидеров в сегменте автострахования. Исследование базируется на данных отчетности, которые предоставляют нам сами страховщики. В нем представлены три основных показателя, на основании которых можно сделать выводы о работе компаний на рынке КАСКО.
Made on
Tilda