Минфин - Курсы валют Украины

Установить
vshapran
Виталий Шапран
Зарегистрирован:
5 октября 2011

Последний раз был на сайте:
16 апреля 2024 в 23:09
Подписчики (177):
Mikhail6759
Mikhail6759
54 года
rybnitska
rybnitska
DiGek
DiGek
Киев
swodnix
swodnix
torg879
torg879
20388156
Kyleta 12
Полтава
vetalmihey
vetalmihey
54 года, Запорожье
Romancho
Romancho
40 лет
24savage
24savage
ballistic
ballistic
3 года
nadiakema
nadiakema
Chronal
Chronal
все подписчики
экономист, финансовый аналитик
20 декабря 2016, 20:57

Мнимые потери евро-инвесторов ПриватБанка

В прошлом ПриватБанк был очень модным банком и, наверное, будет оставаться таковым всегда. Это был один из первых банков, который секьюритизировал выпуск облигаций, один из первых, кто получил рейтинги у всех трех рейтинговых агентств большой тройки, один из первых, кто запустил на своей платформе полноценный интернет-банкинг. Однако вместе с национализацией банка страсть ко всему модному вдруг начала постепенно конвертироваться в риски.

Страсти вокруг еврооблигаций

Норма закона, по которой происходит национализация ПриватБанка, гласит, что долги банка перед всеми связанными лицами конвертируются в капитал и обнуляются. Толи по случайному стечению обстоятельств, толи преднамеренно в этот список связанных лиц обязательно попадает UK SPV Credit Finance plc — британская дочка ПриватБанка, через которую и была проведена секьюритизация активов. И тут мы наблюдаем парадоксальное явление, когда, в принципе, рыночные институты приобретали еврооблигации банка, но их оформление на фирму прокладку — UK SPV Credit Finance plc — приводит к тому, что эти долги по формальным признакам попадают под долги перед связанными лицами и должны быть списаны.

Однако все не так просто, как может показаться украинским юристам, так как владельцы евробондов ПриватБанка могут подать уже в Британский суд (по месту прописки UK SPV Credit Finance plc), а британский судья может рассмотреть вопрос по существу. А по существу, UK SPV Credit Finance plc является лишь юридической формой, в которую облачили выпуск еврооблигация для того чтобы они могли торговаться на рынках ЕС (в Германии, Великобритании) и в Швейцарии.

Более того, владельцы бондов UK SPV Credit Finance plc по факту связанными лицами по отношению к ПриватБанку в большинстве своем не являются и нести ответственность за действия менеджмента не должны. Такая линия защиты в британском суде может вполне сделать украинскому Минфину большую бяку, особенно по тем бондам на 175 млн. долл. США, которые продлены до 2018 года и где в проспекте эмиссии четко прописано право досрочно требовать погашения долга в случае признания банка неплатежеспособным.

Не нужно торопиться с выводами

Я бы рекомендовал нашим гос. чиновникам не спешить делать публичные заявления по еврооблигациям ПриватБанка, а более внимательно изучить ситуацию. Кроме того, что британские суды известны своей страстью к рассмотрению финансовых вопросов по существу, нужно понимать, что в британском праве SPV — это не дочерняя компания (как это понимают наши юристы), а своего рода аватар юридического лица, которое проводило секьюритизацию. Здесь как бы нахлестывается желание наших чиновников не платить по долгам Привата, на несколько другое понимание что такое SPV в законодательстве другой страны.

Если тупо игнорировать эту разницу в понятиях дочерняя компания (у нас) и SPV (у них), может очень неудобно получиться. Такой неудобный пример недавно нашему рынку подарил Олег Бахматюк. Когда в очередной раз в суде потребовали арестовать его залоги, то оказалось, что таки да, г-н Бахматюк действительно в нашем украинском реестре фигурирует как бенефициар, только вот поскольку у него более 5 акционеров на Кипре, то бенефициаром он не является, а имеет статус контролирующего лица, которому акционеры передали управление. Чудесным образом украинский суд проникся кипрским правом и таки признал что Олег Романович — никакой не бенефициар.

Второй момент, представителям Минфина и обновленного Банка не мешало бы встретиться с «клубом евроинвесторов» в облигации Привата. Может статься так, что среди них будет 50-70% тех фондов, от которых зависела реструктуризация украинских суверенных евро-долгов. Думаю, Минфину не нужно ссориться с рынком, на который он мечтает вернуться с заимствованиями. В сухом остатке, у иностранных инвесторов есть очень хорошие перспективы получить возмещение по евробондам.

Рейтинговая буря в стакане

Украинский Минфин находится просто в шикарной ситуации: у него есть время подумать, как и у команды новых менеджеров ПриватБанка. А вот всем трем международным рейтинговым агентствам не позавидуешь. Из-за казуса с еврооблигациями с приходом государства в капитал они ОБЯЗАНЫ снизить рейтинги облигаций банка только потому, что по этим бондам SPV есть вероятность невыплат. При этом, даже если инвесторы добьются через суд выплат для РА — это уже ничего не значит, так как если дело доходит до суда — дефолт по облигациям неизбежен. Плевать, что государство вошло в капитал ПриватБанка и уровень поддержки Банка вырос, большая тройка международных рейтинговых агентств формально должна отреагировать на нежелание эмитента платить по облигациям.

В ближайшие несколько дней я ожидаю, что все три международных рейтинговых агентства снизят кредитный рейтинг облигаций банка, а недружелюбные СМИ устроят настоящую сенсацию из этого действия, распространяя по рынку фейковую информацию на манер: «ПриватБанк снова банкрот». Нужно понимать, что международные рейтинговые агентства просто делают свою работу, а вкладчики клиенты ПриватБанка всех уровней — от пенсионера до крупной корпорации — не имеют никакого отношения к этим рейтингам. Поэтому сохраняйте спокойствие и наслаждайтесь торжеством доминирования украинского права на украинской территории, разумеется, при условии согласия британского суда.

Витали Шапран,

член исполкома УОФА

Просмотров: 3192, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 1

+
+15
vicmarin37
vicmarin37
20 декабря 2016, 21:38
#
175М д. — 5Мд гривен мелочь в анонсированной докапитализации банка в сумме 43Мд гривен.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться