Минфин - Курсы валют Украины

Установить
VictorS
Зарегистрирован:
14 ноября 2012

Последний раз был на сайте:
10 апреля 2024 в 18:52
Подписчики (482):
squeez
squeez
kingcity
kingcity
53 года, Львів
Secsott
Secsott
044blog
044blog
36 лет, Киев
norma3
norma3
987
987
83897534
Dmitriy Pankov
Odessa/Yuzhny
Pawa13
Pawa13
naf422
naf422
KIA47
KIA47
uliymua
uliymua
meag
meag
50 лет, Вараш
все подписчики
VictorS — Я вернусь
16 мая 2017, 6:58

Путь в никуда

О миллиарде, полученном месяц назад, уже все забыли, но расплата нависла над украинцами дамокловым мечом

Правительство все настойчивее намекает о необходимости пенсионной реформы, еще одном повышении тарифов и урезании субсидий. Но так ли уж нужен нам был этот транш, и в конечном итоге Украина осталась в выигрыше или проигрыше? В ответах на эти вопросы мы разбирались вместе с экспертами.

Сакральный символ

Сказать, что в правительстве обрадовались долгожданному миллиарду – это ничего не сказать. Президент мгновенно написал в Твиттере о «признании украинских реформ», а вице-премьер Павел Розенко в Фэйсбуке и вовсе предпринял попытку запустить хэштег #траншнаш, за что был прямо под постом «растерзан» недовольными подписчиками. Эксперты согласны: понять раздражение украинцев нетрудно.

— Для украинского правительства сам факт продолжившегося сотрудничества с МВФ является «сакральным символом», дающим ему международную легитимацию, — говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. – Что касается простых граждан страны, то теперь долг каждого украинца увеличился еще на $25 и приблизился к 2700 долларов на человека. С учетом того, что эти деньги не направляются на поддержку экономики и структурные реформы, а попадают в валютные резервы НБУ, такое заимствование я бы сравнил с ситуацией, когда человек берет кредит и кладет взятые деньги в банковскую ячейку. Довольно экзотическая стратегия, мягко говоря.

https://comments.ua/images/32983_1_uk_origin.png

Консервный ключ

По словам экономиста Александра Дудчака, на карте мира нет ни одной страны, население которой стало жить лучше после выполнения требований МВФ. Впрочем, такую задачу фонд никогда перед собой и не ставил.

— МВФ выступает в качестве «консервного ключа», которым вспарывают экономический суверенитет государства в интересах транснационального капитала, — говорит Дудчак. — Несложно заметить, что крупнейшие государства западного мира – «гнезда» ТНК – не следуют заветам МВФ и не проверяют на себе все эти «животворящие рекомендации».

МВФ обычно настаивает на изменении экономических взаимоотношений с внешним миром конкретного государства и требует внутренних изменений, продолжает экономист. Обычно в угоду фонду открываются экономические границы для свободного перетока капитала, что заканчивается выкачкой ресурсов из подопытной страны и превращением ее в сборочный цех для ТНК, отстойник для экологически грязных производств. Внутренняя политика верстается таким образом, чтобы население было превращено в фактор производства: его воспроизводство должно обходиться как можно дешевле, а прибыль выкачиваться максимально. Повышение коммунальных платежей – тоже часть этого процесса. Ведь люди платят в карман тем же частным корпорациям за энергию, тепло, воду. А с процессом укрупнения капитала, глобализации, финансовые ручейки направляются в нужном русле.

— На мой взгляд, если все рекомендации МВФ и все «реформы» будут выполнены, это будет даже не феодализм, а нео-рабовладельческий строй, — резюмировал Дудчак.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименконастроен менее радикально, полагая: самая большая проблема всех советов МВФ заключается в том, что они даются с точки зрения американской экономики.

— Например, совершенно не учитывается теневая экономика и теневые доходы, — говорит экономист. – Или, скажем, украинский прожиточный минимум 1624 грн. воспринимается на веру, и в связи с этим все остальные показатели выглядят вполне оптимистично. В МВФ вполне удовлетворены соотношением наших зарплат и пенсий к прожиточному минимуму и рекомендуют заморозить пенсии. Потому что, во-первых, пенсии росли быстрее ВВП, а во-вторых, они в полтора раза выше минимума. При этом эксперты фонда очень удобно «забывают» о том, что на наш прожиточный минимум прожить невозможно, а пенсии в Украине настолько мизерны, что их получатели автоматически уходят за черту бедности. Вот так формируется искаженное восприятие. Случайное оно или намеренное – другой вопрос. Важно, что основываясь на нем, стране дают советы, которые все глубже топят экономику.

Мифические «требования»

Как только речь заходит об очередных «требованиях МВФ», украинцы начинают готовиться к худшему. Ведь если все, что от нас якобы «требует МВФ» выполнить, мало не покажется никому.

https://comments.ua/images/23257_3_large.jpg

Последние пару лет все непопулярные реформы, предпринимаемые правительством, объясняются требованиями ненасытного МВФ. Послушаешь наших чиновников, и выясняется, что фонду есть дело буквально до всего. Рост тарифов, уменьшение субсидий, повышение пенсионного возраста, заморозка пенсий, увеличение рабочего стажа, земельная и налоговая реформы – в Украине уже не осталось ни одной сферы, где бы МВФ хоть чего-то не «потребовал».

Между тем, говорят эксперты, на самом деле фонд не настаивает ни на взвинчивании тарифов, ни на повышении пенсионного возраста.

— К любому заемщику МВФ всегда предъявляет три основных требования: переход к гибкому курсообразованию, сокращение дефицита государственных финансов и проведение структурных реформ, — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. – При этом в фонде ни на чем конкретном не настаивают, придерживаясь достаточно дипломатической позиции. Возьмем, например, сокращение дефицита, которого можно добиться двумя путями: либо сократить расходы, либо увеличить доходы. Если у страны есть возможности нарастить доходы, скажем, увеличив налоги, то она может позволить себе какие угодно соцвыплаты, субсидии и льготы. Но проблема в том, что, как правило, у стран-заемщиков все налоговые возможности давно исчерпаны, поэтому в подавляющем большинстве случаев все сводится к урезанию расходов.

Если говорить об Украине, то у нас традиционно сохраняются три огромные дыры.

1. Дефицит госбюджета.Его можно было бы уменьшить путем снижения госзакупок, но эта мера подходит лишь низкокоррумпированным странам. Поскольку Украина к таковым не относится, остается сокращать бюджетников.

2. Дефицит НАК «Нефтегаз».Именно попытками сократить этот дефицит украинцам и объяснили необходимость поднять тарифы. Но поскольку параллельно не были индексированы доходы, все пошло наперекосяк: население, которое не в состоянии оплачивать коммунальные счета, опутано субсидиями, из бюджета уходят огромные средства, но энергосберегающие технологии так и не заработали, потому что инвесторы, на приход которых очень рассчитывали и в правительстве, и в МВФ, так и не пришли. Впрочем, экономисты с самого начала предупреждали: повышение тарифов без обеспечения роста экономики – это не реформа, а путь в никуда.

3. Дефицит Пенсионного фонда.Здесь можно действовать разными способами, но ни один из них украинцам не понравится: увеличивать налоги, повышать пенсионный возраст, повышать рабочий стаж, урезать спецпенсии и т.д.

— Рассказывая о «требованиях МВФ», нам постоянно пытаются внушить, что альтернативы им нет, — подытожил Олег Устенко. – На самом деле, во-первых, нет самих конкретных требований – Украина фактически сама взваливает на себя эти обязательства. Во-вторых, альтернатива есть всегда. Например, можно не повышать пенсионный возраст, а уменьшить тень, провести демонополизацию и деолигархизацию. Но это сложно, на это нужна политическая воля, а ее нет.

Кстати, говорит эксперт, украинское правительство — далеко не первое валит все с больной головы на здоровую. В МВФ к этому привыкли, поскольку прекрасно понимают: ответственность за непопулярные решения на себя не хочет брать никто, и проще все свалить на кредиторов. Но Украине уже давно пришла пора определиться, для кого все-таки она проводит свои реформы — для МВФ или для себя?

Деньги по кругу

По мнению экспертов, теперь до конца года Украина вполне может обойтись без денег МВФ. В этом году мы в общей сложности должны вернуть фонду 1,115 млрд. долларов. Миллиард мы уже получили, золотовалютные резервы подросли, так что вполне можем рассчитаться и без особых стрессов дожить до конца года.

https://comments.ua/images/350134_600.png

— А вот в следующем году обойтись без денег МВФ не получится, поскольку в 2018-2019 нас ждут самые большие выплаты, — говорит Александр Охрименко. – Но так как в украинском правительстве традиционно не слишком задумываются о таких далеких перспективах, то сейчас сотрудничают и выполняют обязательства «без фанатизма».

Кстати, экономисты назвали последний транш МВФ «деньгами по кругу», и это неспроста. Ведь в фонде нам выдали практически столько, сколько мы им же должны в этом году вернуть. Вероятнее всего, в будущем МВФ продолжит выделять Украине деньги «по чайной ложке», фактически рефинансируя свои же старые кредиты, которые мы будем возвращать за счет новых траншей. Так мы проживем год-полтора до наступления «момента истины», когда придется выплачивать реструктуризированные долги «имени Яресько». И эта «перемога» стоит того, чтобы вспомнить о ней особо.

Дело в том, что после списания 3,6 млрд долларов долга, о котором договорилась Яресько (и за которое получила от Яценюка расписную снарядную гильзу), кредиторы потеряли в деньгах лишь формально. На самом же деле это списание и отсрочка на 4 года с лихвой перекрываются грабительскими процентами — 7,75% вместо прежних 5,8%. Кроме того, у кредиторов на руках оказались ценные бумаги, которые при росте экономики от 3% позволят им получать в 2021-2040 годах баснословные прибыли – речь идет о десятках миллиардов долларов в год. Это не только ограничивает возможности этого самого роста экономики, но и на корню убивает все экономические перспективы Украины. Фактически всю страну загнали в долговую яму без возможности выбраться.

Эксперты поясняют: долгосрочными интересами Украины просто пожертвовали в угоду сиюминутным: любой ценой не объявлять дефолт и сохранить сотрудничество с МВФ. Яресько тогда жила в перспективе «до одного года» — на большее она не рассчитывала. И именно в такой перспективе и принималось решение, названное «перемогой», а по сути оказавшееся кабальным договором.

Ну а пока остается лишь манипулировать данными:

Профицит внешнеторгового баланса Украины в I квартале 2017 составил 106,2 млн долларов.

При этом со странами СНГ и ЕС зафиксирован дефицит торговли Положительное сальдо внешнеторгового баланса Украины (без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, г. Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции) за январь-март 2017 г. составило 106,2 млн долл. против отрицательного сальдо в 142,5 млн долл. за аналогичный период 2016 г. Об этом сообщает Государственная служба статистики Украины (Госстат). В частности, за три месяца 2017 г. со странами СНГ зафиксирован дефицит торговли товарами и услугами в объеме 127 млн долл. против профицита в 52,7 млн долл. за аналогичный период 2016 г.; в торговле с другими странами мира зафиксирован профицит 233,2 млн долл. против дефицита 195,2 млн долл. В то же время со странами ЕС был зафиксирован дефицит объемом 620,8 млн долл. против дефицита в 632,5 млн долл. в 2016 г. При этом объем экспорта товаров и услуг Украины за I квартал 2017 г. составлял 12 млрд 444,9 млн долл., импорта — 12 млрд 338,7 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. экспорт вырос на 28%, импорт — на 25,1%. Напомним, в 2016 году в Украине был зафиксирован профицит внешнеторгового баланса объемом 337,3 млн долларов.
В то время, как

Ну и где Вы видите тут профицит?

Просмотров: 1251, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться