Минфин - Курсы валют Украины

Установить
vechislavs
vechislavs
Зарегистрирован:
17 декабря 2013

Последний раз был на сайте:
13 марта 2023 в 02:15
Подписчики (96):
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
57 лет, Киев
vasia2
vasia2
63 года
zvezdaliza
zvezdaliza
Allin
Allin
45 лет
SHRL
SHRL
44 года, донецк
OGls
OGls
70059242
Дмитрий Кожух
Panthera
Panthera
1On
1On
Запорожье
Alexandr707
Саша Ш.
Жашков city
ApamaT
ApamaT
ruslan93
ruslan93
все подписчики
23 октября 2014, 5:57

Возвращаемся в девяностые

Статья была написана в апреле, но очень дальновидно…

eircenter.com/ua-analiitika/vozvrashhaemsya-v-devyanostyie/

Олег Кільницький

Когда-то Леонид Кучма еще в далеком 1999 году обещал провести тарифную реформу в энергетике сразу после того, как выиграет президентские выборы. С тех пор прошло 15 лет – ни одно украинское правительство за это время так и не нашло в себе политической воли решить «энергетический тарифный вопрос».

Cпустя годы нерешенный тарифный вопрос аукнулся – и весьма ощутимо. О кризисе неплатежей в отечественном энергорынке неожиданно вновь заговорили в середине 2013 года. Впрочем, широкого резонанса эта тема в отечественных СМИ не вызвала. Наверное, в виду ее нечитабельности. Свет в стране не отключают, да и ладно – кого еще должны интересовать финансовые проблемы какого-то там энергорынка, кроме самих энергетиков? Правительство они уж точно не интересовали.

Прошел год, а кризис неплатежей никуда не исчез, а только усугубился и приобрел системный характер. Более того, из виртуальной финансовой плоскости тема долгов энергорынка выплеснулась в реальную жизнь, когда энергопоставляющим компаниям в апреле начали урезать фонды зарплаты. И без того скудной, следует заметить.

«Ситуация выглядит угрожающей и если эта динамика будет продолжаться, не исключено, что энергетики будут вынуждены вернуться, как в девяностые годы, к вынужденным ограничениям потребителей, независимо от того, платят те или не платят», — констатировал председатель наблюдательного совета ПАО «Киевэнерго» Иван Плачков в ходе круглого стола «Долги бюджета за электроэнергию угрожают экономике Украины», который прошел 16 апреля.

Основным возмутителем спокойствия и очагом нестабильности на энергорынке выступает государственный потребительский сектор. А именно: водоканалы и государственные шахты.

«За 2 месяца 2014 года водоканалы и госшахты недоплатили за электроэнергию почти 1 млрд. гривен. Общий долг этих потребителей за электроэнергию на 1 марта составил 9,6 млрд. гривен, а на конец 2014 года он прогнозируется на уровне 12,3 млрд. гривен. На этот, по сути, скрытый дефицит госбюджета должны обратить внимание, как народные депутаты, так и МВФ», — сообщил руководитель портала «Энергетика Украины» Алексей Чернявский.

О том, много 9,6 млрд. гривен долга или мало, можно судить, если взглянуть на цифру общей задолженности украинских потребителей за электроэнергию по состоянию на 1.03.2014 – 15,5 млрд. грн. при общем товарном отпуске электричества в 2013 г. на уровне 104 млрд. грн.

Из цифры общей задолженности (15,5 млрд. грн.) непосредственно долг угольных госпредприятий составил 5,6, водоканалов – 3,9, населения – 3,2 и «прочих» потребителей – 2,6 млрд. гривен.

При этом весьма показательной является следующая картина: начиная с 1 января 2008 года, то есть более чем за 6 лет, задолженность за электроэнергию населения и «прочих» потребителей существенно не изменилась и осталась в пределах допустимых «технологических» значений (долги выросли менее, чем на 100 млн. грн. по обеим группам потребителей). В тоже время долги госшахт и водоканалов за 6-летний период увеличились соответственно на 3,8 и на 2,4 млрд. грн.

Такая динамика сложилась вследствие урезания финансирования госшахт, а также крайне низкого бюджетного финансирования компенсации разницы в тарифах на коммунальные услуги.

Оставим пока в покое угольные госпредприятия. Как уже сообщал EIR Center, украинскому государству было бы выгоднее платить шахтерам убыточного госсектора за то, чтобы они не работали. Остается лишь добавить, что несмотря на наличие 1,2-миллиардного долга угольной отрасли за электроэнергию только за 2013 г., генерирующие компании задолженности за уголь не имеют, исправно обеспечивая все текущие платежи за «черное золото».

То есть с шахтерами все понятно: без масштабного реформирования и санации государственного угольного сектора с закрытием убыточных и неэффективных шахт здесь не обойтись.

Остановимся подробнее на водоканалах – это та сфера, где навести порядок с платежами вполне можно, причем в максимально сжатые сроки. Уповать на своевременные компенсационные выплаты из бюджета разницы в тарифах на воду при этом особо не стоит. Есть другой, гораздо более действенный способ: первое, что нужно сделать, это довести расценки на водообеспечение и водоотвод до экономически обоснованного уровня. При чем по карманам потребителей эта процедура больно не ударит.

Как сообщил член Нацкомиссии регулирования рынка коммунальных услуг Дмитрий Григорьев, для того, чтобы водоканалы могли хотя бы поддерживать на надлежащем уровне свою текущую деятельность и своевременно рассчитываться с энергетиками, тариф на воду в среднем по Украине нужно повысить на 84% — с 2,40 до 4,41 грн. за 1 кубометр.

Как это скажется на бюджете каждого отдельно взятого домохозяйства? – для жителей 1-комнатной квартиры плата за воду вырастет на 18 грн. в месяц, 2-х – на 36 грн. и, соответственно, 3-х и 4-х – на 56 и 74 грн.

Цифры конечно не Бог весть какие. Однако следует учитывать, что нынешние 2,40 грн. за 1 кубометр – это усредненная цена. Минимальная по Украине составляет 0,77 грн., максимальная – 7,00 грн.

В соответствии с мировыми стандартами, плата за услуги водоснабжения и водоотвода не должна превышать 3% бюджета домохозяйства. Это означает, что в тех регионах Украины и в тех семьях, где плата окажется выше 3-процентной отметки, на помощь гражданам придут адресные субсидии, предусмотренные постановлением Кабмина №83. То есть в отличие от сегодняшней практики, когда за воду платят по заниженной цене и бедные, и средние, и богатые, субсидии будут направляться тем, кому они действительно необходимы.

«На вопрос любого потребителя, а что мы получим вследствие такого повышения тарифа, я отвечу честно: ничего. Ничего вы не получите. Но, предприятия которые вам оказывают услугу по водоснабжению, будет покрывать свои затраты. И не ждать при этом бюджетного финансирования и думать, а какая же цепочка расчетов при этом будет предложена», – сказал господин Григорьев.

В тоже время заместитель гендиректора Центра исследований энергетики Вадим Гламаздин расценивает результаты возможного повышения тарифов на воду более оптимистично.

«На самом деле это не совсем так. При повышении тарифа и водоканалы, и энергетики получат механизм, как минимум, своевременного финансирования производственных затрат. А значит, у них станет меньше проблем с выполнением плановых и аварийных ремонтных работ. А это, в свою очередь, означает, что потребитель будет более защищен от неожиданных отключений от услуг, а время ожидания устранения аварий не будет растягиваться до бесконечности», — говорит господин Гламаздин.

Существует правда еще одна проблема, которая может негативно повлиять на расчеты водоканалов с энергетиками. Как поведали представители «Киевводоканала», население в Киеве оплачивает коммунальные услуги на 97-100% и более, однако до водопоставляющего предприятия доходит всего 87% платежей. Куда деваются остальные деньги – неизвестно.

По мнению господина Плачкова, чтобы было понятно, куда деваются деньги, необходимо коммерциализировать рынок коммунальных услуг, четко определить его субъекты и ввести договорную юридическую ответственность за платежи. В частности, договоры на поставку как воды, так и тепла следует заключать с собственниками зданий, а не каждым потребителем в отдельности.

«Организационно-правовой системы платежей нет, миллиарды гривен идут без всякой юридической ответственности. В системе взаимоотношений порядок нужно навести. Не может каждый владелец квартиры заключить договор по воде и по теплу, договор нужно заключать с собственником дома», — говорит председатель НС «Киевэнерго».

Поскольку у представителей отраслей и экспертов есть понимание, что нужно делать, остается посоветовать правительству не затягивать с проведением очевидных реформ. Ситуация с неплатежами не терпит отлагательств и будет только ухудшаться. Так, в госбюджете на 2014 год заложено всего 2,9 млрд. грн. субвенций на погашение разницы в тарифах на тепло и воду, из которых реально получить не более 1 млрд. грн. Госшахтам, которые подлежат ликвидации, вместо требуемых 3,8 млрд. грн. выделено лишь 943 млн. грн. При этом на оплату электроэнергии останется всего 15 млн. грн. вместо необходимых 738 млн. грн.

Водоканалы, которые нельзя отключить, и госшахты крайне обостряют финансовое состояние энергетической отрасли в целом, которое и без того в сложный период сегодняшнего экономического кризиса в Украине остается сложным. В частности, в апреле госпредприятие «Энергорынок» рискует недополучить от облэнерго 2,3 млрд. грн., при этом уровень расчетов ГП с генерацией составит 70%. И если на уровне «Энергорынка» и генкомпаний проблему расчетов с поставщиками еще как-то удается решать посредством привлечения банковских кредитов и наращивания финансовой пирамиды, то на уровне облэнерго ситуация близка к катастрофической.

Дело в том, что НКРЭ, в случае неполных расчетов энергопоставщиков с оптовым рынком, применяет к ним так называемые понижающие коэффициенты – это когда сумма средств за услуги облэнерго пропорционально уменьшается на объем неплатежей ГП.

Во что это выливается на практике?

Пример: общая задолженность предприятий теплокоммунэнерго и водоканалов перед «Луганским энергетическим объединением» составляет 954 млн. грн., что равно более чем 4-летнему фонду заработной платы компании. При этом понижающие коэффициенты, вводимые для «ЛЭО», уже приводят к урезанию финансирования не только инвестиционных программ или текущих ремонтов, но и зарплаты персоналу.

Другой пример: общая задолженность водоканалов и госшахт перед энергопоставляющими компаниями ДТЭК за январь-февраль возросла на 466 млн. грн. при общем размере инвестпрограмм облэнерго энергохолдинга Рината Ахметова на 2014 г. 451 млн. грн.

Вывод напрашивается сам собой: крайними в подобном status-quo останутся потребители, которым, при малейшем дуновении ветра, придется все чаще оставаться без электроэнергии.

… поскольку у представителей отраслей и экспертов есть понимание, что нужно делать, остается посоветовать правительству не затягивать с проведением очевидных реформ… Хороший совет, только за 10 месяцев реформирование и не начато, и нет даже политической воли его начинать. но есть масса советов из цикла… решайте свои проблемы сами… Утепляйте многоквартирные дома за свой счет, устанавливайте автономное отопление, экономьте газ, меняйте местные линии эл передач и трансформаторы и т п .

Только тогда возникает вопрос — зачем необходимо содержание массы чиновников, которые, надувая щёки, дают умные советы?

Просмотров: 449, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 1

+
+6
Natalie11
Natalie11
23 октября 2014, 9:19
#
По-моему, надо просто вспомнить игру в монополию: скупка связанной цепочки секторов экономики.
12-15 человек поделили все между собой.
Что им Гекуба, и что они Гекубе?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться