Минфин - Курсы валют Украины

Установить
Prorok
Зарегистрирован:
7 января 2012

Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:22
Подписчики (363):
Valentin555
Valentin555
nickus1979
nickus1979
BuroVic1956
BuroVic1956
68 лет
Pavel30
Pasha Chernihiv
39 лет, Чернігів
naf422
naf422
prodmaks
prodmaks
meag
meag
50 лет, Вараш
vadik281272
vadik281272
24 года
Supermen777
Supermen777
Dredred
Dredred
Sany
Александр Усенко
Одесса
uliymua
uliymua
все подписчики
Prorok — Пророчества, прогнозы и оценки
10 апреля 2019, 7:15

Курс доллара «улетит»: что будет с гривной в случае смены власти — эксперты

Доллар по 27, по 40 или даже по 100?.. Со времен обретения Украиной независимости повелось так, что любые политические пертурбации влекут за собой экономическое «проседание». Социум опасается резкой смены курса, поскольку такая смена, как правило, больно ударяет по карману. Среднестатистический обыватель не понимает, что такое макроэкономика, и не слишком вникает в факторы, которые влияют на формирование курса. Но смена топовых лиц стимулирует население бежать «за валютой» и держать ее при себе до последнего. Так, собственно, и родился анекдот про три стадии бедности у украинцев – «1. Нет денег. 2. Совсем нет денег. 3. Придется менять доллары».

Об этом говорится в статье на сайте 112.ua.

Но шутки шутками, а гипотетическая смена руководителя государства (Порошенко – на Зеленского) очень волнует соотечественников. Особенно средний класс, который только оправился после экономического краха 2014-2015 годов. Что будет с долларом, «если завтра Зеленский» – вот одна из наиболее обсуждаемых тем. Присоединились к ней и мы. И выяснили, что единства среди опрошенных экспертов нет. Однако есть оптимисты – такие, например, как председатель Украинского аналитического агентства Александр Охрименко, который заявляет, что «девальвации не будет – возможно, даже будет ревальвация». Но и добавляет: «Если вдруг случится новый Майдан, то курс сразу «улетит». Здесь уже экономика вообще перестанет работать, и включатся панические настроения».

Деньги любят тишину

В этом с Охрименко солидарны и другие. Собственно, говоря о долларе, эксперты рассматривают два варианта развития событий. Но называются они не «Порошенко» и «Зеленский». А – «мирное» или «немирное» завершение выборов. В случае послевыборных эксцессов все будет довольно скверно – и для национальной валюты в частности. Потому что отвернутся спонсоры, уставшие от бесконечных украинских революций, и уйдет из страны бизнес. Но если президентская эпопея завершится спокойно, имя победителя большой роли играть не будет. Главное, что страна не будет втянута в силовое противостояние.

«Курс гривны к доллару может измениться, если результаты выборов будут оспариваться, то есть будут иметь место политические потрясения», – говорит в комментариях 112.ua Андрей Забловский, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров. «Честные и прозрачные выборы положительно повлияют на ситуацию в стране, независимо от того, кто будет избран. Качество избирательного процесса и легитимная передача власти будут позитивным сигналом для бизнеса. Зато дестабилизирующим фактором может быть политическая турбулентность во время выборов, но сами по себе персоналии роли не играют», – дополняет его ответ финансовый аналитик Алексей Кущ.

В тему — Летом и ближе к осени стоит ждать новый цикл девальвации гривны — эксперт

Несколько иной точки зрения придерживается эксперт агентства «МПП Консалтинг» Павел Мельник. Он считает, что большая политика влияла бы на курс доллара, «если бы у нас дисбаланс по инфляционному паритету составил бы процентов 20-25». Мельник объясняет: если в Украине инфляция составляет 10%, а в США – 2%, то инфляционный паритет соответствует 8%. При этом представим, говорит он, что курс гривни искусственным образом удерживают на определенной отметке, хотя национальная валюта уже должна была бы «просесть». В этом случае возникает дисбаланс, и чем больше он проявляется, тем хуже. «На сегодня дисбаланс инфляционного паритета составляет где-то до 5%, это некритично вообще, главное его не наращивать», – добавляет Мельник. Его вывод таков: по состоянию на сейчас нет причин беспокоиться – первый тур выборов никак не повлиял на курс гривны, поэтому, очевидно, так и будет продолжаться.

Но что тогда произошло в 2014 году, когда через полгода после перезагрузки президентской вертикали гривна с треском обвалилась более, чем в три раза? Алексей Кущ отвечает на это так: «К власти пришли люди, которые ничего не понимали в экономике. Они не сумели внедрить методы, которые имели место в 2008-2009 гг. Просто включили печатный станок, плюс страна перешла под внешнее управление, подсев на получение траншей. Говорили, что произошла чистка банковской системы, но на самом деле никакой чистки не произошло, потому что очищать систему нужно было от проблемных активов, а у нас ее очищали от банков».

Кущ добавляет, что «реинкарнация 2014-го возможна». «Поскольку у действующего президента команда та же самая, то и последствия аналогичные. Рецепты те же, только масштабы кризиса могут отличаться», – говорит эксперт. Но это если говорить о пролонгации каденции Петра Порошенко. Что же будет при гипотетическом президентстве Владимира Зеленского?

Будут ли убегать от Зеленского элиты?

А с Зеленским возможны свои нюансы. Во-первых, говорит Кущ, может иметь место так называемое «бегство элит» – по образцу 2014 года. Сейчас такой процесс будет «менее выраженным». «Однако если власть не сможет достичь какого-то скрытого консенсуса с силами, которые могут прийти, то, естественно, элиты и связанный с ними бизнес начнут выводить капиталы. Отток может достигать нескольких миллиардов долларов», – говорит эксперт.

Второй момент связан с инвесторами, которые могут массово покидать страну, и это будет способствовать девальвации гривны. Третьим фактором является паника на банковском рынке. «Любая негативная информация может спровоцировать вкладчиков броситься за деньгами. У нас примерно 60% вкладов (почти 270 млрд грн) сосредоточены в нескольких крупных государственных банках. Отток даже на уровне 10-20% – это десятки миллиардов гривен. У банков нет ресурсов, чтобы одновременно отдать такие деньги. И если им будет помогать государство, это тоже повлияет на рынок валюты. В результате возможна разбалансировка курса», – считает Алексей Кущ.

Относительно «бегства элит», то с Кущом не соглашается Андрей Забловский. «Деньги элиты и так находятся в офшорных налоговых юрисдикциях, в большинстве случаев они вообще не зарегистрированы в Украине. Часть активов – здесь, но люди, которым есть чего опасаться, преимущественно перестраховываются». Забловский добавляет: значительно в большей степени, чем активы олигархата, «влияют ситуация на международных валютных рынках, экспорт-импорт, дефицит торгового сальдо, покупка нерезидентами облигаций внутреннего займа. Влияют в конечном счете и сезонные колебания».

Такого же мнения, как и Забловский (в частности в той части, что касается облигаций), придеживается и экс-министр экономики Богдан Данилишин. Он отмечает на своей ФБ-странице, что «за первые два месяца прошлого года иностранные инвесторы увеличили свои вложения в украинские государственные ценные бумаги более чем в два раза (на 6 млрд гривен). А за январь-февраль 2019 года нерезиденты нарастили вложения в ОВГЗ в 3,2 раза (на 13,9 млрд гривен). Как видим, политические риски не испугали зарубежных финансовых деятелей». По убеждению Данилишина, в течение ближайших 3-6 месяцев гривна будет оставаться стабильной, а, возможно, даже укрепится.

Фактор МВФ, сырья и всемирного экономического кризиса

Но, в конце концов, не только политика определяет валютный курс. Есть и очень далекие от каких-либо выборов моменты, которые укрепляют или дестабилизируют гривну. Как говорит в интервью СМИ экономист Виктор Скаршевский, «особенность нашей сырьевой экономики в том, что она не зависит или почти не зависит от того, кто сейчас президент или премьер-министр. Основной ориентир – мировая конъюнктура. Пока она для Украины – благоприятная, хотя негативные признаки уже есть. Например, цены на металлургическую продукцию откатились к уровню 2017 года и могут к осени еще больше просесть, что чревато уменьшением поступления валюты и, как следствие, ускорением инфляции».

«Для таких сырьевых экономик, как наша, все просто: если мировые цены на экспортные товары высокие, то все равно, кто у нас президент и вообще правительство – все будет работать без них, и свои 2% роста ВВП мы получим. А если цены просядут, то нам грозит рецессия», – говорит Алексей Кущ. Пока что все идет неплохо: стоимость железной руды, которую экспортирует Украина, растет, а стоимость нефти, которую мы импортируем, падает.

Сейчас «сырьевые ножницы» работают в нашу пользу. «Но уже осенью ситуация может поменяться: прогнозируется снижение спроса на металл из-за замедления экономики Китая и удешевления зерна в результате его мирового перепроизводства. Для нас это – дополнительные девальвационные риски», – констатирует Кущ.

В тему — Насколько катастрофическое падение ждет гривну после выборов — эксперт

Но не все так плохо, добавляет Павел Мельник. «Количество технологических изделий, которые сейчас начали вырабатываться на предприятиях, меняет наш сырьевой статус. Экономика становится более сбалансированной, чем в 2011-2012 годах. Да и цены на мировых рынках прыгают не более чем на 20%. То есть либо мы нормально продаем, либо продаем со сверхприбылями. А если цены упали на 20%, то это на нас кардинально не повлияет», – считает он.

И все-таки Алексей Кущ советует не забывать еще один момент. А именно о том, что «возможна реинкарнация глобального мирового финансового кризиса. Уже есть индикатор, который извещает о начале рецессии в ближайшие 300 дней. Ранее этот индикатор всегда срабатывал». На фоне такого кризиса, который может грянуть еще до конца года, Украина имеет дополнительную проблему, а именно то, что нам «не хватает 4 млрд долларов для выплаты внешних и внутренних долгов». «И если помимо помощи международных финансовых организаций, мы не сможем занять эти деньги на внешнем или внутреннем рынке, наступит девальвация», – отмечает Кущ.

Однако для обслуживания внешнего долга и существуют транши МВФ. Сможет ли новый президент (условно – Зеленский) наладить сотрудничество с нашими давними спонсорами? «МВФ – это другая история, она станет яснее к осени. Сейчас еще есть возможность обслуживать внешний долг, а в дальнейшем все будет зависеть от парламентских выборов, от формирования команды Кабмина. Пока что МВФ не будет делать никаких заявлений, а потому причин для срыва программы сотрудничества, невыделения транша и т. п. нет. Риски есть, но их тяжело просчитать. И в каждом случае мир заинтересован в том, чтобы Украина не стала банкротом, потому что кому-то же придется возвращать деньги», – убежден Андрей Забловский.

Но как бы ни был мир заинтересован в том, чтобы экономика Украины оставалась на плаву, ему (то есть миру) будет непросто найти общий язык с Владимиром Зеленским. По крайней мере, с МВФ проблемы возникнут. Так говорит в эфире «24 канала» экономический обозреватель и инвестбанкир Сергей Фурса.

«Для рынков (имею в виду Лондон, Нью-Йорк – те, которые смотрят издалека) сейчас лучшая новость в том, что во второй тур не прошла Тимошенко. Ее боялись больше всего. Зеленского пока не боятся. Рынки, увидев, что рядом с Зеленским стоят Абромавичус и Данилюк, стали относиться к нему весьма одобрительно. Но издалека все не очень понятно. И пока никто не понял, что в случае победы Владимира Зеленского мы можем получить большие проблемы в сотрудничестве с МВФ. А по этому сценарию нас ждут довольно сложные экономические времена. То есть риски есть, но они не такие большие, как были бы при Юлии Владимировне», – говорит он.

«Но наша макроэкономическая стабильность, рост экономики, который на самом деле длится уже три года, наша курсовая стабильность – все это держится на сотрудничестве с МВФ. Если мы уберем из этого уравнения МВФ, то очень быстро почувствуем давление и на национальную валюту, а в конечном счете на все другие факторы экономики. Риск кризиса без сотрудничества с МВФ очень большой. Поэтому критически важным является то, продолжится ли сотрудничество с МВФ в случае победы Зеленского и в какой форме оно будет происходить», – задает вопрос Фурса.

Отнесем его к риторическим. По крайней мере пока что. Потому что больше мы будем знать даже не после президентских, а после парламентских выборов. За нынешними весенними испытаниями мы забываем о том, что осенью Украина получит новое правительство и нового премьера. И хотя акцент в нашей республике – несмотря на возвращение Конституции 2004 года – перенесен на фигуру президента, глава Кабмина тоже имеет немалый вес. В любом случае, договариваться с МВФ придется именно ему и экономическому «крылу» украинского правительства.

Просмотров: 1573, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 1

+
+42
AleksandrBank
AleksandrBank
10 апреля 2019, 12:58
#
Прикольная статья.
Но думаю бояться нечего. Впереди еще парламентские выборы.
Смена Президента, это еще не смена элит. Сопротивление будет еще то.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться