- 5 февраля 2013, 11:57
Взгляд на бизнес-образование с разных сторон баррикады
Так уж случилось, что я имел возможность посмотреть на бизнес-образование и как ученик, и как учитель. В процессе работе в банковском и финансовом секторе я часто учился на различных курсах и тренингах, которые проводили и наши, и зарубежные преподаватели. В то же время, как кандидат экономических наук, время от времени преподавал в Киевском институте народного хозяйства (когда он еще не был КНЭУ) и на экономическом факультете Университета имени Тараса Шевченко. А еще преподавал и в МИБ, КИИМ, КМSC, пока они не поссорились с Центром приватизации, и даже в провинциальном канадском колледже. И не упомнишь всех учебных заведений, где учили и сейчас учат народ, различным премудростям бизнес-образования. Такой экзотический опыт позволяет посмотреть на процесс учебы с разных сторон и сделать ряд выводов, с которыми можно согласиться, или не согласиться… А лучше, и то и другое.
Одна из самых больших ошибок бизнес-образования в том, что не все люди понимают, зачем им это нужно. Точнее, они неверно понимают, что дает им бизнес-образование. Может под влиянием рекламы, или по другим причинам, но мне довольно часто приходилось встречать людей, которые учились ради учебы, и почему-то считали, что как только они получат диплом МВА, им сразу предложат очень громадную заработную плату, персонального водителя и массажиста, или что там еще могут предложить. Таких людей можно назвать коллекционерами дипломов. Они умудряются получить несколько дипломов, при этом они очень часто не имеют нормальной работы и фактически нищенствуют. Неудивительно, что эти люди очень часто во всех своих бедах обвиняют бизнес-образование. Хотя оно тут ни при чем, а может и при чем. Беда в том, что многие люди не понимают, что диплом МВА, это просто один маленький камушек в фундаменте здания карьеры. Если человек по натуре не карьерист, то даже самый крутой диплом МВА не поможет получить высокооплачиваемую работу. Очень часто диплом МВА, это просто дань традиции, не больше и не меньше.
Если верить некоторым бывалым людям, в Японии никогда не спрашивают специальность, полученную выпускником высшего учебного заведения. Поэтому в банк на работу могут взять специалиста в области философии или филологии. Они считают, что если человек сумел получить высшее образование, он показал, что он умеет обучаться, а всему остальному его научат уже в процессе работы в том же банке. Логично.
Это беда многих наших МВА и других бизнес-курсов, что хотя программы и зарубежные, но школярство незримо присутствует в аудитории. И тут уже сложно сказать, кто больше виноват. Для школы оценка имеет значение, хотя тоже относительно, для бизнес-обучения оценка «2» такая же хорошая оценка, как и «5», или, как сейчас модно, «А» и «F». Почему? А потому, что бизнес-образование, это постоянный тест для обучающегося, причем каждый раз на конфликте и соревновании между студентами. Учеба имеет эффект, если студент пережил ряд неприятных моментов во время учебы, и понял, что просто профан и бездарь в отдельных сферах знаний. Зачем это? А для того чтобы, как говорится, «на ошибках учиться». Получить «2» в процессе обучения, это мелочи, а вот вылететь с работы из-за аналогичной ошибки, это проблема. Учеба и существует для того, чтобы попробовать сделать все ошибки, пока учишься. Тут все прощают, это же не работа.
Большая ошибка некоторых, которые просто платят за учебу, не учатся, а потом получают диплом и… Бывают случаи, что действительно диплом нужен просто, как атрибут, так как опыт работы просто зашкаливает. Но это отдельная группа людей. Есть более умные люди, с которыми приходилось встречаться в жизни, и не раз. Они первоначально ищут самые дорогие МВА, дотошно узнают, кто еще там учится, кто учит и как учат. И не смотря на всю их занятость, стараются быть среди народа. Это действительно умное решение, для тех, кто заводит себе нужные знакомства, кто просто тусуется во время учебы и старается, как можно больше познакомиться с нужными людьми. А если преподаватели действительно рассказывают новое и интересное, то нахватываются разных идей и мыслей, которые потом используют на практике, всем рассказывая, что сами до этого додумались. Вот где, действительно, проявляется во всей красе и мощи карьерная сила бизнес-образования. Были, были случаи, когда именно такого рода поведение помогало людям сделать себе карьеру по знакомству, заведенному в процессе учебы, или по одной из случайных идей, услышанной на лекции и очень удачно изложенной для шефа. Может не все умеют так себя вести и не все готовы таким образом делать карьеру. Но в этом есть логика учебы на крутых курсах МВА, другой логики платить громадные деньги и ничего от этого не получить не существует.
Вечная дискуссия всех институтов, которые занимаются бизнес-образованием – кто должен учить теоретики или практики? С теоретиком всегда есть проблема, что он плохо знает практику, а книги устаревают, и поэтому знания, полученные в результате такой учебы, могут оказаться просто ненужными. Что есть, то есть. Но с практиками другая проблема. Редко кто из практиков может учить, или точнее обучать. Хорошо знать свое дело, это еще не значит уметь научить других людей в этом деле разбираться. Как результат, человек много знает, но не умеет подать материал, а теоретик, может и умеет шикарно рассказать, и показать, и обучить, но тому ли он учит, что нужно знать. Вот где противоречие нашего бизнес-образования. И как его разрешить, если бы кто знал то, наверное, давно решил эту головоломку.
Если подытожить… Учиться должны только те, кто умеет и хочет учиться. Если Бог не дал таланта и ума, то нет смысла тратить время и деньги на учебу в любом ВУЗе. Нельзя просто так стать умным, благодаря учебе, если по жизни умом не блещешь. Не все же должны делать удачную карьеру, должны быть и аутсайдеры, и лузеры в жизни…
|
67
|
- 19:47 США и Британия расследуют криптовалютные транзакции россии на более чем $20 миллиардов — Bloomberg
- 18:34 Стейблкоин USDT стал самым популярным активом преступников
- 17:44 Украинские ритейлеры оценили ущерб в результате войны в $2,5 миллиарда
- 17:34 Курс валют на вечер 28 марта: доллар и евро на межбанке резко ушли вниз
- 17:15 Великобритания будет регулировать мемы о криптовалютах
- 12:25 Роберт Кийосаки допустил обрушение биткоина до нуля, в работе OKX произошел сбой: что нового на крипторынке
- 10:47 Reuters узнал о проблемах с платежами за российскую нефть в Китае, ОАЭ и Турции
- 10:29 Курс валют на 28 марта: доллар в банках прибавил 4 копейки, а в обменниках 12 копеек
- 09:55 Финляндия отказала в рейсах турецкой авиакомпании из-за ее связей с рф
- 09:33 В Будапеште продлили бесплатный проезд для украинских беженцев
Комментарии - 16
Тема актуальная и много обговариваемая. Я бы ее не ссужал только до бизнес-образования.
minfin.com.ua/blogs/Prostak/30892/ о том же...;-)
Я по первому образованию инженер-программист. Сейчас получаю второе высшее образование на «финансы и кредит». При этом прошел больше 20 разных тренингов на предыдущих местах работы — «Приват», «УкрСиб», «Дельта» часть их которых в МВА в Киево-Могилянке (реально лучшие тренера которых встречал). Я Вам скажу, что то что я сейчас получаю экономическое образование, мне не дает фактически ничего кроме корочки. Я бы сравнил так — курс учебы в Университете — это 1 тренинг у Михаила Винницкого.
Я не скаже что это так у всех, это просто мое мнение которое основывается на 10 летнем опыте работу в банковской сфере на руководящих должностях разного уровня. И это при том, что и там и там я серьезно отношусь к учебе.
Действительно, все зависит от желания ЗНАТЬ и УМЕТЬ или ПОЛУЧИТЬ КОРОЧКУ.
...«Если человек по натуре не карьерист, то даже самый крутой диплом МВА не поможет получить высокооплачиваемую работу.»
Добавлю от себя.У меня стойкое убеждение, что проблема карьерного или иного роста в том, что люди подразделяются на категории не только по интелекту, но и по типу характера, темперамента(холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик), росту, внешности и т.д.
Так вот, чтобы сделать карьеру, достаточно нехватки из этого перечня одной составляющей и шансы продвинуться уменьшаются(или вообще исчезают), на величину состовляющей, при прочих равных условиях.
И на этот фактор должны обращать внимание родители(больше никому это не нужно.Ребенок в 17-18 лет максималист, и видит мир в розовых красках).Здраво оценить свое чадо не только по уму, но и по остальным критериям.Тогда не будет ситуации, которую описал Александр.
«Так вот, чтобы сделать карьеру, достаточно нехватки из этого перечня одной составляющей и шансы продвинуться уменьшаются(или вообще исчезают), на величину состовляющей, при прочих равных условиях.»
т.е. для карьеры необходима нехватка какой-то составляющей? интересная мысль ☺